#1
Федеральные торговые сети укрепляют свои позиции в Пермском крае, открывая новые магазины и тесня местные сети. Наибольшую активность в этом направлении проявляет сеть "Магнит", стратегия развития которого предусматривает дальнейшее расширение сети за счет роста плотности покрытия ключевых рынков присутствия и увеличения числа торговых точек на Урале и в Сибири.

http://foodmarkets.ru/upload/tmp/2/121.jpg


По данным "Пермьстата", за 9 месяцев 2013 года доля торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли составила 17, 3%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1, 2%. При этом в обороте розничной торговли пищевыми продуктами удельный вес торговых сетей составил 23, 6%.

По данным, предоставленным Управлением ФАС по Пермскому краю, в 2012 году на долю пяти крупнейших торговых сетей в регионе приходилось почти 20% реализации всех продовольственных товаров. В Перми этот показатель чуть выше, при этом доли ритейлеров колеблются от 1, 62% ("Лион" и "Берег") до 8, 28% ("Виват" и "Норман"). В других городах края ситуация аналогичная, единственная сеть, которой удалось "перешагнуть" рубеж в 10% оборота розничной торговли, — это "Магнит".
Несмотря на небольшую долю в обороте в городах края, в некоторых районах сеть "Магнит" завоевала уже более 20% рынка розничной торговли. Так, в Усольском районе доля сети в обороте составила 20, 16%, в Кизеловском — 24, 07%, в Губахинском — 30, 62%.

Региональные ритейлеры не отмечают негативного влияния "федералов", поскольку пока наибольшую активность по открытию магазинов в Пермском крае показывают дискаунтеры. "Семья" работает в более высоком сегменте. Иногда открытие рядом с нашими магазинами дискаунтера, например "Магнита", даже положительно влияет на выручку. Для покупателя появляется интересная точка с возможностью совершить часть покупок в дискаунтере, часть в "Семье". Это привлекает дополнительных покупателей им и нам", — поясняет директор УК ЭКС (владеет брендом "СемьЯ") Елена Жданова. Юрий Наумов, директор по продажам розничной сети "Добрыня" также отмечает, что "Магнит" не является прямым конкурентом "Добрыни". "У нас немного разные потребители. Территориально он часть покупателей оттягивает, особенно по товарам повседневного спроса, но в целом, чаще всего, когда рядом открывают "Магнит" — мы почти не замечаем этого", — рассказывает г-н Наумов.

http://foodmarkets.ru/upload/tmp/2/13.jpg


Другая ситуация складывается в территориях Пермского края, где под давлением федеральных ритейлеров с рынка уходят небольшие местные игроки. "Федеральные сети устремились в регион, поскольку там они могут получить большую прибыль. На севере Пермского края новых мелких предпринимателей не появляется, а старые иногда уходят с рынка, закрывая магазины. Бизнесу с малым числом магазинов не выжить в крае, поскольку это становится невыгодно. Магазины местных предпринимателей есть, но они нишевые и расположены в тех местах, куда "Магнит" и "Пятерочка" не ставят магазины, поскольку оборот очень невысокий" — отмечает Максим Вотинов, директор по развитию сети "Ярмарка".

Эксперты отмечают, что наиболее активно в последнее время развиваются сети низкого ценового сегмента — такие как "Магнит" и "Пятерочка", позиционирующая себя как "мягкий дискаунтер". "Это вопрос уровня жизни населения. Пока, к сожалению, большинство покупателей готовы пожертвовать возможностью выбора из более широкого ассортимента, качеством продукта и комфортом покупки ради цены", — отмечает Юрий Наумов. Об аналогичной тенденции говорит Елена Жданова. "Среди общей массы покупателей есть очень большая группа, которая считает цену приоритетным показателем. Дискаунтеры спешат ее завоевать", — объясняет г-жа Жданова. По словам Максима Вотинова, "Пятерочка" и "Магнит" существенно корректируют цены в сторону снижения и создают хорошую конкуренцию. "Вообще, за последние пять лет число продуктовых магазинов сетей увеличилось на 50-70%. Для потребителя — это хорошо, а предпринимателям необходимо искать способы заработка на новом, изменившемся рынке. Это, в первую очередь, снижение издержек и выбивание из поставщиков цен, сопоставимых с "Магнитом" и "Пятерочкой", — отмечает эксперт.

Сбавили обороты

По данным "Пермьстата", оборот розничной торговли Пермского края в январе-сентябре 2013 года составил 332, 5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в сопоставимых ценах) на 5, 8%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель снизился на 12, 7% и, по мнению экспертов, говорит об отсутствии значительного роста рынка ритейла. "Мы видим умеренный рост выручки магазинов. Это, возможно, вызвано тем, что потребительские корзины большей части пермяков сбалансированы. Взрывного роста доходов не происходит. Те, у кого есть "лишние деньги", вкладывают их в недвижимость и сбережения", — считает Елена Жданова.

http://foodmarkets.ru/upload/tmp/2/12.jpg


Отвечает Ян те Риле, консалтинговая компания "Логитекк".

Обороты розничной торговли в Перми растут очень незначительно, по сути, эти показатели даже не превосходят уровня инфляции. Это тенденция 2013 года или более длительного периода? В чем причины?

— Для этого есть несколько причин, на мой взгляд. Во-первых, уровень цен в Перми достаточно высок, поэтому потребители стараются либо сократить свои расходы, либо тратить средства в других регионах. Однако конкуренция в продуктовом ритейле становится все выше по сравнению с прошедшими периодами, поэтому сети стремятся предложить потребителям сниженные цены или больше специальных предложений. А во-вторых — не стоит забывать и о такой традиции, которая по большей части забыта в странах Западной Европы, как частные огороды. Несмотря на то, что их количество сейчас меньше, чем было несколько лет назад, но все-таки они снижают в определенной степени товарооборот продуктовых супермаркетов.

Как влияет на рынок активное развитие сети "Магнит"?

— Приход сети "Магнит" на рынок означает, что конкуренция и дальше будет возрастать, ведь в этом году сеть "Магнит" обошла лидера рынка X5 Retail Group по многим параметрам, в том числе по выручке и площадям. В свою очередь, бывший лидер продуктового ритейла, X5 Retail Group, наоборот пытается оптимизировать свою сеть гипермаркетов под брендом "Карусель": в начале прошлого года группа объявила о начале процесса сокращения площадей. Ввиду этих тенденций сети будут конкурировать, в том числе, и в ценовой политике. "Магнит" также будет в определенной степени играть роль бенчмарка для других сетей в Перми, так как данная сеть хорошо организована и может послужить примером в определенной степени для конкурентов в Перми.

Какие перспективы у дискаунтеров? Будут ли они увеличивать свою долю на рынке?

— Всемирная практика показывает, что зрелые продуктовые сети дискаунетров могут достичь до 15-25% доли рынка. Конечно, продуктовый рынок Перми нельзя сейчас назвать зрелым, однако все предпосылки указывают на то, что через несколько лет мы сможем наблюдать похожую расстановку сил и здесь.Источник - www.business-class.su Новость добавлена Pavel_Mal
14.11.2013 04:51

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение