Доля продаж украинских товаров в розничных сетях страны упала ниже 60% / Новости / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
#1
Доля продаж украинских товаров в торговых сетях страны упала ниже 60%. Девальвация могла бы улучшить ситуацию и остановить рост доли импорта в потребительской корзине украинцев, уверены эксперты, как это произошло в 2009 году. Однако опыт прошлой девальвации показывает, что эффект будет недолговечным, и доля импорта вскоре продолжит расти.

Под натиском импортной продукции доля украинских товаров в розничных торговых сетях становится все меньше. Согласно данным Госстата, по итогам 2012 года доля продаж отечественных товаров составила 58, 9%, снизившись за предыдущий год сразу на три процентных пункта (п.п.). Отечественные производители сокращают свое присутствие как в сегменте продовольственных товаров (с 87, 2% до 86, 3%), так и непродовольственных (с 47, 2% до 41, 9%). Это долгосрочная тенденция (см. справку), вступление в ВТО лишь усилило ее.

В прошлом году наиболее значительно уменьшилась доля продаж украинских текстильных товаров (с 42, 7% до 34, 2%), посуды (с 30, 4% до 24, 6%), макаронных изделий (с 79, 3% до 75, 5%), а также крепких спиртных напитков (с 87, 1% до 83, 9%).

Наибольшая доля отечественной продукции — в сегменте хлебобулочной продукции (97, 6%) и мясопродуктов (95, 1%). Однако и здесь наблюдается постепенное снижение — на 0, 9 п.п. и 1, 5 п.п. соответственно. Наименьшая доля местной продукции — в сегменте обуви (2, 8%), телекоммуникационного оборудования (4, 7%) и компьютерной техники (1, 2%). Украинской продукции стало больше лишь в сегментах консервов (на 0, 9 п.п, до 73, 3%), табачных изделий (на 1 п.п, до 94, 9%), книг, газет и журналов (на 1, 5 п.п, до 89%).

"Рост импорта — следствие стабильного курса гривны. Благодаря привязке национальной валюты к доллару на фоне ослабления остальных валют импорт увеличивает свое присутствие на украинском рынке", — считает аналитик Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий. По итогам прошлого года объем импорта товаров в Украину составил $84, 6 млрд, почти достигнув показателя 2008 года ($85, 56 млрд). "Без ослабления гривны решить эту проблему невозможно", — уверен эксперт.

Принятая госпрограмма активизации развития экономики на 2013-2014 годы предусматривает политику импортозамещения и повышение конкурентоспособности экономики, но пока никаких действенных мер по поддержке украинской продукции предложено не было. А меры, которые уже приняты, не дали результата. Например, с 2011 года действует нулевая ставка налога на прибыль для предприятий легкой промышленности. И если в 2011 году доля продаж одежды отечественного производства выросла на 0, 1 п.п, то в прошлом году — упала на 1, 8 п.п. (до 10, 9%).

Тенденция постепенного снижения доли продаж отечественной продукции наблюдается Госстатом с 2005 года, когда начали проводиться соответствующие замеры. Семь лет назад доля продаж украинской продукции составляла 70, 5%. Исключением стал лишь кризисный 2009 год. Вследствие резкой девальвации гривны доля продаж отечественной продукции возросла с 63, 1% до 67, 4%. При этом если в структуре продаж продовольственных товаров доля украинской продукции увеличилась лишь на 0, 2 п.п. (до 88, 4%), то в структуре непродовольственных товаров — на 3, 5 п.п. (до 54, 7%). Впрочем, уже за два года доля импорта превысила докризисный уровень и продолжила расти.

Такие данные свидетельствуют о том, что девальвация может дать лишь краткосрочный эффект, уверен экономист Александр Охрименко. "Можно рассчитывать на улучшение ситуации только в сегменте продовольственных товаров, однако там доля украинской продукции и так достаточно высока. Среди непродовольственных товаров часто отсутствуют отечественные аналоги, а поэтому спрос на импорт больше зависит от платежеспособности населения", — уверен эксперт.

Впрочем, по словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, в сегменте продовольственных товаров рост импорта отечественным производителям не угрожает. "Действительно, доля украинской продукции составляет около 80%, и рост импорта связан с восстановлением спроса на такую продукцию после девальвации. Импорт реагирует на изменения спроса, при этом он представлен товарами, либо не имеющими украинских аналогов, либо находящимися в разных ценовых категориях", — уверен господин Кишко.Источник - www.kommersant.ua Новость добавлена Pavel_Mal
14.05.2013 10:19

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение