- Главная »
- Форумы » Меня учили учиться » Торговый баланс
#2
13.07.2009 13:02
- Чай
- Откуда: не указан
- Сообщений: 2270
- Карма: 7.29
Посмотрим/ как это будет работать! 11
- Главная »
- Форумы » Меня учили учиться » Торговый баланс
Предыдущую версию документа, подготовленную Министерством промышленности и торговли, премьер-министр Владимир Путин в июне поручил доработать с учетом полезных инициатив из альтернативного законопроекта депутатов Госдумы от «Единой России». Их документ предлагал жестко регулировать деятельность сетей, тогда как вариант Минпромторга был лоялен к ритейлерам. «Последняя версия законопроекта подготовлена с максимальным учетом замечаний всех сторон, фактически было проведено нулевое чтение законопроекта», — заверил заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов.
Бонусы под запретом
Как следует из текста этого документа, имеющегося в распоряжении «Ведомостей», в доработанном варианте есть несколько принципиальных нововведений. Одно из самых важных — появление статьи, прописывающей права и обязанности торговых компаний и поставщиков при заключении договоров поставки продовольственных товаров. В соответствии с ней единственное вознаграждение, которое сеть может получить от поставщика, — это премия за приобретаемый объем товара. Ее размер подлежит согласованию при заключение договора. Включение в него других видов вознаграждения недопустимо. Впрочем, ритейлер может брать плату за рекламные, маркетинговые услуги, но договоры на их оказание должны заключаться отдельно. Сетям запрещается требовать от поставщиков эксклюзивных поставок, взимать плату «за вход» или изменение ассортимента и требовать сведения о договорах поставщика с другими торговыми компаниями. «Мы поддерживаем эту инициативу. Сейчас доходит до того, что даже несетевые торговые точки пытаются брать плату «за вход», — говорит Антон Губкин, гендиректор компании «Хлебпром», производителя кондитерской продукции и хлеба. Правда, опасается он, сети могут включить запрещенные поборы в плату за маркетинговые или рекламные услуги, а также придумать новый вид бонусов.
«Отношения с поставщиками может регулировать только рынок», — убежден совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий. В той или иной форме бонусы останутся: среди поставщиков всегда найдутся те, кто готов платить за решение проблем со сбытом, считает управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко» Дмитрий Потапенко. «Если у меня на полке лежит замороженная курица, зачем мне другие поставщики с такой же курицей? Но, если придет компания, готовая платить за то, чтобы положить свою курицу на мою полку, где лежат такие же курицы, почему я должен отказываться? » — рассуждает топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.
Время расплаты
Другое новшество законопроекта — регулирование сроков оплаты поставок. Формула расчета такова: за продукты со сроком годности менее 10 дней, а также за замороженные мясо и курицу сеть должна рассчитаться в срок не более 10 банковских дней с момента приемки товара. Продукты со сроком годности свыше 30 дней оплачиваются за 45 дней, алкогольная и табачная продукция — за 75 дней. Это соответствует принятым сейчас средним срокам оплаты, утверждают опрошенные «Ведомостями» представители сетей и производители. Исключение — поставки алкогольной и табачной продукции. Средняя отсрочка платежа по ним сейчас составляет 35 дней, т. е. получается, что правительство решило вдвое увеличить срок бесплатного кредита для сетей, негодует представитель одного из крупнейших дистрибуторов табачной продукции. Закрепление срока в 75 дней ударит и по бизнесу производителей алкоголя, говорит представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Сразу после отгрузки товара компаниям начисляется акциз, который они должны уплатить в течение 30 дней, а если торговые сети будут рассчитываться за поставки через три месяца, у производителей и поставщиков алкоголя возникнет дефицит оборотных средств, объясняет он.
Зыбкий баланс
Российские ритейлеры опасаются, что установленные законопроектом ограничения сыграют на руку иностранным сетям. Те имеют возможность договориться с зарубежными производителями продуктов о дополнительных скидках и отсрочках платежа — это отследить невозможно. «Это может дискриминировать российские розничные сети по отношению к иностранцам», — считает Галицкий из «Магнита».
Он все же признает, что новая редакция документа соблюдает баланс интересов участников рынка, но считает, что давать документу конкретные оценки рано, потому что его конструкция «довольна зыбкая». Совладелец группы компаний «Виктория» Николай Власенко называет законопроект «более-менее удобным для торгового бизнеса».
Плюс для сетей
Ритейлеров должен обнадежить отказ от прямого регулирования цен на продукты и от установления предельных наценок в последней версии документа, тогда как ранее предлагалось устанавливать максимальные цены на 10-15 социально значимых продуктов и ограничить наценку до 15%.
Исчезла из законопроекта и идея установлении порога, после преодоления которого сеть признается доминирующей на рынке и согласует открытие новых магазинов с антимонопольным ведомством (в ранних вариантах предлагался порог от 5% рынка до 35%). Нет в документе и преференций для поставщиков отечественных товаров.
История с продолжением
Именно регулирование цен и положение сетей на отдельных рынках было основными спорными моментами в течение пяти лет работы над законопроектом. Однако источник в правительстве не исключил, что при необходимости в законы могут быть внесены изменения, разрешающие ограничение цен на социально важные товары. Такая возможность прописана и в последнем варианте законопроекта «О торговле». А Федеральная антимонопольная служба будет прорабатывать вопрос антимонопольного регулирования сетей вне рамок этого законопроекта, добавляет Наумов из Минпромторга. Планируется, что закон о торговле вступит в силу с 1 января 2010 г.
Пять лет для торговли
Разработка закона о розничной торговле началась пять лет назад с письма министра сельского хозяйства Алексея Гордеева президенту Владимиру Путину. Министр предлагал облегчить доступ в крупные розничные сети товаров российских производителей. Правительство поручило Министерству экономического развития разработать законопроект к июню 2007 г. В число разработчиков вошли Минсельхоз, ФАС, ФТС, Минфин и Минюст. Но процесс затянулся.