Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Страна опустевших фур: в России снижаются автомобильные грузоперевозки.
#1
В России отмечается резкое падение грузовой базы во внутренних автомобильных перевозках, в результате которого серьезно просели и тарифы. Себестоимость доставки при этом растет, из-за чего некоторые игроки работают в убыток и даже готовы уходить с рынка. Однако, по словам экспертов, опрошенных Forbes, в обозримом будущем тарифы вновь вырастут, что может сказаться в том числе и на розничных ценах многих товаров, включая продукты питания.
За январь-февраль объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году, сообщил президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. По данным ассоциации, предоставленным по запросу Forbes, около 20% автопарков перевозчиков простаивают в условиях нехватки грузов. В отдельных регионах, например Поволжском и Уральском, этот показатель достигает 40%.
Средний срок поиска отправлений в сегменте перевозок тентованной техникой увеличился на 67% год к году, до четырех-пяти дней, добавляет глава ГК ГЛТ Павел Горбунов. Данные подтверждает и индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложениями и свободным транспортом на рынке: коэффициент упал на 73 п. п. год к году и к 24 февраля достиг минус 36%.
«Мы подтверждаем снижение объема перевозок грузов в категориях LTL (сборные грузы) и FTL (перевозка с полной загрузкой транспорта) в среднем на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», — отмечает заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова. С начала 2025 года наблюдается падение объемов перевозок грузов по России примерно на 20%, говорит руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок NOYTECH Supply Chain Solutions Али Габидулин.
Больше всего, на 35% год к году, за январь-февраль снизился спрос на доставку товаров категории DIY («сделай сам», инструменты для творчества и т. д.) и строительных материалов, что связано с массовой приостановкой инфраструктурных проектов, на втором месте — падение в FMCG-сегменте (товары повседневного спроса) на 25-30% год к году, на третьем — промышленные товары с падением 20%, уточняет Горбунов. «Причины: снижение потребительской активности и масштабное расширение собственных автопарков маркетплейсов, крупных ретейлеров, к которым перетекает большая часть отправлений», — полагает заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО» Александр Шилинчук.
Не вывозят
Падение объемов грузоперевозок связано также с резким увеличением ключевой ставки, кредитных и лизинговых платежей, полагает Горбунов из ГЛТ. «Из-за того, что компаниям не выгодно вкладываться в производство и поставки товаров на длительный срок, Россия столкнулась с замиранием торговли», — добавляет первый заместитель генерального директора «Байкал Сервис ТК» Александр Зарецкий.
«К тому же кажущийся рост грузоперевозок в предыдущие годы был связан не с увеличением объемов перевозимых грузов, а с ростом числа логистических операций, — уточняет замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян. — Значительную нагрузку на логистические сети в этом процессе создали маркетплейсы. Чтобы занять большую долю рынка, они стали предлагать конечным потребителям выгодные условия доставки даже небольших заказов, а также возможность сразу вернуть то, что не подошло. По сути, общие объемы перевозимых грузов оставались прежними, увеличивалось лишь количество доставок». Многие перевозчики в погоне за прибылью в период этого «искусственного роста логистики», продолжавшегося вплоть до августа прошлого года, приобрели технику в лизинг на невыгодных условиях, что в результате привело их к убыткам, продолжает он. «Именно с августа прошлого года мы наблюдаем существенное снижение грузовой базы и падение ставок, которые теперь зачастую даже не покрывают себестоимость», — говорит Васканян. По его словам, кризис усугубился перенасыщением рынка транспортом, так как дилеры стали активно предлагать дешевые китайские автомобили без первоначального взноса, что позволило привлечь на рынок множество новых неопытных, а порой и недобросовестных игроков. «Это привело к кратному увеличению числа перевозчиков, но замедление роста маркетплейсов и рост стоимости кредитования изменили ситуацию», — заключает Васканян.
Падение тарифов и рентабельность
В прошлом году стоимость грузовых автоперевозок в среднем по рынку выросла на 30%, для сравнения: авиадоставка стала дороже на 60%, внутригородская логистика — на 10-15%, отмечает руководитель отдела развития магистральной логистики Boxberry Дмитрий Урмаев.
«С падением реального грузопотока транспортные компании, особенно перевозчики с собственным парком большегрузных автомобилей, пытаются удержаться на плаву, с этим и связано наблюдаемое с начала 2025 года небольшое, но стабильное снижение тарифов на автоперевозки из Московского региона в Санкт-Петербург, Сибирь, Дальний Восток и на Урал», — добавляет Габидулин из NOYTECH Supply Chain Solutions.
У ряда компаний образовывается свободный транспорт, в связи с чем они готовы снижать стоимость перевозок, говорит Мартынова из «Курьер Сервис Экспресс». В данном случае речь идет о рейсах без долгосрочного фиксирования цены, то есть о разовых доставках. «Себестоимость перевозки остается весьма высокой, затраты не сокращаются, поэтому зачастую дешевле не выпускать машину в рейс, чем отправлять по демпинговой цене», — сетует она.
Средний уровень спотовых тарифов на рынке снизился на 19, 1% год к году, до 52, 3 рубля за километр по состоянию на март, добавляет Филатов из «АвтоГрузЭкс», ссылаясь на данные аналитиков ATI.su. «Однако из-за обострения конкуренции за оставшиеся грузы есть и те, кто массово снижает стоимость услуг, и сильнее всего демпингуют недобросовестные компании, которым удается сократить вплоть до 20% затрат за счет оптимизации налогов и сборов», — подчеркивает он.
«Сегодня рынок диктует такие условия, что перевозчики уже не могут выбирать для себя более или менее выгодные заказы, — подчеркивает операционный директор Dentro Илез Хамурзиев. — В ряде случаев им приходится работать ради сохранения оборотных средств, даже если перевозка не приносит фактической прибыли». Вместе с тем за год себестоимость доставки выросла на 12%, размер лизинговых платежей увеличился на 30 п. п. (до 27-28%), утильсбора — на 75-80% год к году, ремонтных затрат — на 20% год к году, подсчитал Филатов. По оценке «АвтоГрузЭкс», не менее 20% игроков рынка оказалась на грани или в процессе банкротства.
«В 2024 году себестоимость автоперевозок выросла минимум на 15% в зависимости от территории и направления, тогда как средневзвешенная ставка на перевозку, наоборот, упала более чем на 15%», — говорит генеральный директор ГК «Делко» Санджар Ашуралиев. На фоне сокращения грузооборота и импорта многие перевозчики вынуждены работать за себестоимость, чтобы не потерять активы, подтверждает Васканян. По его словам, тариф на автомобильную перевозку груза, например, из Москвы в Челябинск снизился с 250 000-300 000 рублей в сезон до 175 000 рублей.
Обычно комфортная рентабельность у перевозчиков была на уровне 10-15%, но в текущих условиях она снизилась до 3-7%, оценивает Урмаев. Рентабельность услуг по перевозке грузовым автомобильным транспортом невелика и даже в лучшие времена не превышает 8%, а сейчас эта цифра составляет менее 5%, оценивает Мартынова.
Работать в убыток перевозчиков вынуждает рост процентных ставок по кредитам и лизинговым договорам, начавшийся вслед за ростом ключевой ставки, обращает внимание Ашуралиев из «Делко». «Согласно нашим оценкам, около 85% техники приобретается в лизинг», — акцентирует внимание он. «Из-за финансовых трудностей перевозчики стали сдавать свой транспорт в аренду, чтобы хоть как-то покрыть лизинговые платежи, — добавляет Васканян из NC Logistic. — Например, некоторые компании выплачивают за один тягач до 600 000 рублей в месяц».
Сокращение и подорожание
Низкая рентабельность приводит к замедлению обновления автопарка или несвоевременному обслуживанию автомобилей, в результате чего снижается качество услуг и увеличивается число аварий, говорит Урмаев из Boxberry. Некоторые перевозчики переходят на закупку топлива оптом в бочках неизвестного происхождения и выбирают маршрут так, чтобы одного бака хватало на рейс, добавляет Васканян. Одновременно с этим, по его словам, растут затраты на страхование, ужесточаются требования к полисам ответственности, так что получение надежной страховой защиты становится все более сложной задачей для малого и среднего бизнеса.
К концу 2024 года компании по всей стране вернули лизингодателям порядка 17 500 грузовиков, так что финансовая нагрузка на игроков рынка продолжает расти, сообщили Forbes в «АвтоГрузЭкс» со ссылкой на данные «Газпромбанк Лизинг». Вероятный уход крупных и небольших транспортных компаний приведет к сокращению рынка не менее чем на 10% транспортных средств, полагает генеральный директор ТК «Орда» Руслан Сафин.
«Вероятно, ситуация с тарифами ниже себестоимости скоро закончится, — прогнозирует Габидулин из NOYTECH Supply Chain Solutions. — В результате, большое количество мелких и средних транспортных компаний будут вынуждены уйти с рынка, а оставшиеся станут поднимать тарифы, чтобы хоть как-то компенсировать убытки первой половины 2025 года».
На данный момент уход таких перевозчиков будет незаметным, но после оживления торгового и производственного сегментов размер дефицита транспорта на рынке превысит показатели 2023 года, когда только за январь-июнь тарифы выросли на 38%, добавляет Зарецкий из «Байкал Сервис ТК» со ссылкой на данные ATI.su.
«Такая динамика может привести к высвобождению примерно 30% всего грузового парка России, и грузов станет больше, чем предложений о перевозке, что, в свою очередь, повлечет лавинообразное увеличение стоимости перевозки уже во втором полугодии 2025-го», — полагает Ашуралиев из «Делко». По его словам, можно прогнозировать, что в 2025 году тарифы на перевозку повысятся минимум на 20-25%, но даже такой рост не сможет полностью компенсировать текущие издержки. Большинство опрошенных экспертов также прогнозируют рост тарифов на 20-30%.
«Это приведет к значительному повышению стоимости товаров, в том числе продуктов питания и первой необходимости», — заключает Сафин.Источник
Статья добавлена superbiznes 13.03.2025 08:50
За январь-февраль объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году, сообщил президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. По данным ассоциации, предоставленным по запросу Forbes, около 20% автопарков перевозчиков простаивают в условиях нехватки грузов. В отдельных регионах, например Поволжском и Уральском, этот показатель достигает 40%.
Средний срок поиска отправлений в сегменте перевозок тентованной техникой увеличился на 67% год к году, до четырех-пяти дней, добавляет глава ГК ГЛТ Павел Горбунов. Данные подтверждает и индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложениями и свободным транспортом на рынке: коэффициент упал на 73 п. п. год к году и к 24 февраля достиг минус 36%.
«Мы подтверждаем снижение объема перевозок грузов в категориях LTL (сборные грузы) и FTL (перевозка с полной загрузкой транспорта) в среднем на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», — отмечает заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова. С начала 2025 года наблюдается падение объемов перевозок грузов по России примерно на 20%, говорит руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок NOYTECH Supply Chain Solutions Али Габидулин.
Больше всего, на 35% год к году, за январь-февраль снизился спрос на доставку товаров категории DIY («сделай сам», инструменты для творчества и т. д.) и строительных материалов, что связано с массовой приостановкой инфраструктурных проектов, на втором месте — падение в FMCG-сегменте (товары повседневного спроса) на 25-30% год к году, на третьем — промышленные товары с падением 20%, уточняет Горбунов. «Причины: снижение потребительской активности и масштабное расширение собственных автопарков маркетплейсов, крупных ретейлеров, к которым перетекает большая часть отправлений», — полагает заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО» Александр Шилинчук.
Не вывозят
Падение объемов грузоперевозок связано также с резким увеличением ключевой ставки, кредитных и лизинговых платежей, полагает Горбунов из ГЛТ. «Из-за того, что компаниям не выгодно вкладываться в производство и поставки товаров на длительный срок, Россия столкнулась с замиранием торговли», — добавляет первый заместитель генерального директора «Байкал Сервис ТК» Александр Зарецкий.
«К тому же кажущийся рост грузоперевозок в предыдущие годы был связан не с увеличением объемов перевозимых грузов, а с ростом числа логистических операций, — уточняет замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян. — Значительную нагрузку на логистические сети в этом процессе создали маркетплейсы. Чтобы занять большую долю рынка, они стали предлагать конечным потребителям выгодные условия доставки даже небольших заказов, а также возможность сразу вернуть то, что не подошло. По сути, общие объемы перевозимых грузов оставались прежними, увеличивалось лишь количество доставок». Многие перевозчики в погоне за прибылью в период этого «искусственного роста логистики», продолжавшегося вплоть до августа прошлого года, приобрели технику в лизинг на невыгодных условиях, что в результате привело их к убыткам, продолжает он. «Именно с августа прошлого года мы наблюдаем существенное снижение грузовой базы и падение ставок, которые теперь зачастую даже не покрывают себестоимость», — говорит Васканян. По его словам, кризис усугубился перенасыщением рынка транспортом, так как дилеры стали активно предлагать дешевые китайские автомобили без первоначального взноса, что позволило привлечь на рынок множество новых неопытных, а порой и недобросовестных игроков. «Это привело к кратному увеличению числа перевозчиков, но замедление роста маркетплейсов и рост стоимости кредитования изменили ситуацию», — заключает Васканян.
Падение тарифов и рентабельность
В прошлом году стоимость грузовых автоперевозок в среднем по рынку выросла на 30%, для сравнения: авиадоставка стала дороже на 60%, внутригородская логистика — на 10-15%, отмечает руководитель отдела развития магистральной логистики Boxberry Дмитрий Урмаев.
«С падением реального грузопотока транспортные компании, особенно перевозчики с собственным парком большегрузных автомобилей, пытаются удержаться на плаву, с этим и связано наблюдаемое с начала 2025 года небольшое, но стабильное снижение тарифов на автоперевозки из Московского региона в Санкт-Петербург, Сибирь, Дальний Восток и на Урал», — добавляет Габидулин из NOYTECH Supply Chain Solutions.
У ряда компаний образовывается свободный транспорт, в связи с чем они готовы снижать стоимость перевозок, говорит Мартынова из «Курьер Сервис Экспресс». В данном случае речь идет о рейсах без долгосрочного фиксирования цены, то есть о разовых доставках. «Себестоимость перевозки остается весьма высокой, затраты не сокращаются, поэтому зачастую дешевле не выпускать машину в рейс, чем отправлять по демпинговой цене», — сетует она.
Средний уровень спотовых тарифов на рынке снизился на 19, 1% год к году, до 52, 3 рубля за километр по состоянию на март, добавляет Филатов из «АвтоГрузЭкс», ссылаясь на данные аналитиков ATI.su. «Однако из-за обострения конкуренции за оставшиеся грузы есть и те, кто массово снижает стоимость услуг, и сильнее всего демпингуют недобросовестные компании, которым удается сократить вплоть до 20% затрат за счет оптимизации налогов и сборов», — подчеркивает он.
«Сегодня рынок диктует такие условия, что перевозчики уже не могут выбирать для себя более или менее выгодные заказы, — подчеркивает операционный директор Dentro Илез Хамурзиев. — В ряде случаев им приходится работать ради сохранения оборотных средств, даже если перевозка не приносит фактической прибыли». Вместе с тем за год себестоимость доставки выросла на 12%, размер лизинговых платежей увеличился на 30 п. п. (до 27-28%), утильсбора — на 75-80% год к году, ремонтных затрат — на 20% год к году, подсчитал Филатов. По оценке «АвтоГрузЭкс», не менее 20% игроков рынка оказалась на грани или в процессе банкротства.
«В 2024 году себестоимость автоперевозок выросла минимум на 15% в зависимости от территории и направления, тогда как средневзвешенная ставка на перевозку, наоборот, упала более чем на 15%», — говорит генеральный директор ГК «Делко» Санджар Ашуралиев. На фоне сокращения грузооборота и импорта многие перевозчики вынуждены работать за себестоимость, чтобы не потерять активы, подтверждает Васканян. По его словам, тариф на автомобильную перевозку груза, например, из Москвы в Челябинск снизился с 250 000-300 000 рублей в сезон до 175 000 рублей.
Обычно комфортная рентабельность у перевозчиков была на уровне 10-15%, но в текущих условиях она снизилась до 3-7%, оценивает Урмаев. Рентабельность услуг по перевозке грузовым автомобильным транспортом невелика и даже в лучшие времена не превышает 8%, а сейчас эта цифра составляет менее 5%, оценивает Мартынова.
Работать в убыток перевозчиков вынуждает рост процентных ставок по кредитам и лизинговым договорам, начавшийся вслед за ростом ключевой ставки, обращает внимание Ашуралиев из «Делко». «Согласно нашим оценкам, около 85% техники приобретается в лизинг», — акцентирует внимание он. «Из-за финансовых трудностей перевозчики стали сдавать свой транспорт в аренду, чтобы хоть как-то покрыть лизинговые платежи, — добавляет Васканян из NC Logistic. — Например, некоторые компании выплачивают за один тягач до 600 000 рублей в месяц».
Сокращение и подорожание
Низкая рентабельность приводит к замедлению обновления автопарка или несвоевременному обслуживанию автомобилей, в результате чего снижается качество услуг и увеличивается число аварий, говорит Урмаев из Boxberry. Некоторые перевозчики переходят на закупку топлива оптом в бочках неизвестного происхождения и выбирают маршрут так, чтобы одного бака хватало на рейс, добавляет Васканян. Одновременно с этим, по его словам, растут затраты на страхование, ужесточаются требования к полисам ответственности, так что получение надежной страховой защиты становится все более сложной задачей для малого и среднего бизнеса.
К концу 2024 года компании по всей стране вернули лизингодателям порядка 17 500 грузовиков, так что финансовая нагрузка на игроков рынка продолжает расти, сообщили Forbes в «АвтоГрузЭкс» со ссылкой на данные «Газпромбанк Лизинг». Вероятный уход крупных и небольших транспортных компаний приведет к сокращению рынка не менее чем на 10% транспортных средств, полагает генеральный директор ТК «Орда» Руслан Сафин.
«Вероятно, ситуация с тарифами ниже себестоимости скоро закончится, — прогнозирует Габидулин из NOYTECH Supply Chain Solutions. — В результате, большое количество мелких и средних транспортных компаний будут вынуждены уйти с рынка, а оставшиеся станут поднимать тарифы, чтобы хоть как-то компенсировать убытки первой половины 2025 года».
На данный момент уход таких перевозчиков будет незаметным, но после оживления торгового и производственного сегментов размер дефицита транспорта на рынке превысит показатели 2023 года, когда только за январь-июнь тарифы выросли на 38%, добавляет Зарецкий из «Байкал Сервис ТК» со ссылкой на данные ATI.su.
«Такая динамика может привести к высвобождению примерно 30% всего грузового парка России, и грузов станет больше, чем предложений о перевозке, что, в свою очередь, повлечет лавинообразное увеличение стоимости перевозки уже во втором полугодии 2025-го», — полагает Ашуралиев из «Делко». По его словам, можно прогнозировать, что в 2025 году тарифы на перевозку повысятся минимум на 20-25%, но даже такой рост не сможет полностью компенсировать текущие издержки. Большинство опрошенных экспертов также прогнозируют рост тарифов на 20-30%.
«Это приведет к значительному повышению стоимости товаров, в том числе продуктов питания и первой необходимости», — заключает Сафин.Источник Статья добавлена superbiznes
13.03.2025 08:50