Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
«Для бизнеса это время экспериментов». Что происходит на российском рынке доставки еды и продуктов
#1
Доставка готовой еды в России бьёт рекорды: по итогам 2019 года рынок может превысить 170 млрд рублей и занять почти 9% в обороте общественного питания страны. Растущее направление привлекает крупные компании, даёт плодородную почву перспективным стартапам — и всё это круто замешано на мировой технологической революции. Мы пообщались с экспертами и участниками рынка деливери и рассказываем, что сегодня происходит с доставкой еды и продуктов в России. Рынок растёт
Рынок доставки готовой еды в России мощно растёт: по свежей оценке РБК, в 2019 году он покажет рекордную динамику — +25, 3% к результатам 2018-го — и достигнет 170 млрд рублей. Бессменный лидер — «Додо пицца» с многолетними темпами роста более 100% (так, в 2017 выручка компании выросла на 116, 2%, в 2018 — ещё на 115%, почти до 12, 4 млрд рублей); за ней пытаются угнаться ещё две пиццерии (Domino’s Pizza, 4, 6 млрд рублей и Papa John’s, 1, 8 млрд рублей), а также два главных агрегатора доставки — Delivery Club (1, 9 млрд рублей, в компании ждут роста выручки в два раза по итогам 2019 года) и «Яндекс.Еда» (806 млн рублей). При этом для трёх лидирующих пиццерий доставка — только часть бизнеса, для агрегаторов же — его основа. По прогнозу аналитиков РБК, в 2019 году деливери займёт чуть больше 10% в обороте общественного питания России против 8, 9% годом ранее.
Схожими темпами развивается доставка еды и сопутствующих товаров из супермаркетов: по оценке директора по стратегии и электронной коммерции сети «Перекрёсток» Леонида Довладбегяна, в ближайшие три-четыре года на FMCG придётся уже около 5% рынка онлайн-ритейла в стране. Быстрее всего растёт именно food-сегмент: за 2018 год доставка продуктов прибавила 40-50%. «Этот рынок ждёт большое будущее, большие перспективы, и инвестиции туда совершенно обоснованы», — уверен Довладбегян. Причём различия в специфике рынков всё больше стираются — доставка и готовой еды, и продуктов из магазинов сейчас максимально чувствительна к общекультурным сдвигам в сознании потребителей и к развитию технологий.
Бум доставки еды участники рынка связывают с несколькими причинами. Первая — изменение пользовательского поведения. «Основным драйвером роста рынка мы считаем процесс culture shift (англ. «культурный сдвиг» — прим. RETAILER.ru) — изменение поведения потребителей, в результате которого доставка становится для них ежедневным способом экономии времени», — рассказали RETAILER.ru в Delivery Club. Компания иллюстрирует это данными о смене структуры заказов: по словам директора по маркетингу Delivery Club Олега Хаустова, благодаря culture shift сглаживаются пики числа заказов в течение дня и недели.
«Если говорить о традиционном распределении заказов по дням недели, то пик приходится на пятницу и субботу. Если о распределении по времени суток, то на периоды с 12:00 до 14:00 и с 18:00 до 20:00. Изменение, которое мы наблюдаем из года в год, заключается в сглаживании этих пиков. В результате вышеупомянутого culture shift границы использования доставки потребителями становятся шире, а частота использования растет – они вполне могут заказать в офис завтрак, а в выходные — семейный обед», — объясняет Хаустов. Кроме того, в компании обратили внимание на рост заказов домашних блюд — что, по мнению Delivery Club, может свидетельствовать, что доставка еды становится такой же ежедневной потребностью пользователей, как, например, вызов такси.
Ещё один фактор роста рынка — активность крупных агрегаторов. «Первая волна роста обязана в первую очередь агрегаторам, которые влили баснословные деньги в маркетинг, и сервис стал массовым. Остальные игроки подтянулись уже на сформированный рынок — и сейчас мы находимся в моменте, когда это направление начали воспринимать всерьез все», — объясняет управляющий партнёр фудтех-интегратора «Фудгуру Диджитал» и сервиса «Смартомато» Максим Мягкий.
Похожую картину описывает основатель сервиса доставки Broniboy Иван Труфанов: «В рынок доставки инвестируются большие средства, которые расходуются на маркетинг. Всё больше и больше клиентов узнают о доступности услуги и начинают пользоваться. Также доставка становится более доступной за счет роста количества сервисов, которые предоставляют эту услугу», — утверждает он.
Темпы захвата рынка агрегаторами хорошо видны на примере Delivery Club. По данным компании, только с начала 2019 года сервис начал работать в 20 новых городах, а всего доставка агрегатора доступна уже в 120 городах России. Удвоилось за год и число установок мобильного приложения сервиса, а количество заказов в месяц выросло с двух до трёх миллионов всего за полгода.
Впрочем, по мнению Труфанова, за бурный рост агрегаторы платят нестабильностью экономики. «На рынке есть одна проблема: ни один из агрегаторов не может стабильно показывать прибыль. Это вызвано тем, что сейчас идет гонка по объемам заказов, которая приводит к тому, что эти бизнесы убыточны. Например, при среднем чеке в 800 рублей и комиссии 30% агрегатор зарабатывает с заказа 240 рублей, из них около 220 рублей — зарплата курьера с учетом налогов. На оставшиеся 20 рублей приходится делать маркетинг, поддерживать разработку и прочие процессы», — рассуждает предприниматель. Ещё одной проблемой он называет увлечение скидками для клиентов, а возможным решением проблем — введение повсеместно платной доставки.
С другой стороны, активные действия агрегаторов рождают критику на рынке. Так, рестораторы жалуются на условия сотрудничества, которые навязывают монопольные деливери-компании — в частности, общепит не устраивают высокие проценты с заказов, размытие ответственности перед клиентом (например, в ситуации, когда курьер агрегатора, на которого компания-партнёр не имеет влияния, доставляет заказ в неприемлемом для клиента виде) и сложности с налогами. Агрегаторы, в свою очередь, уверены, что дают ресторанам новые возможности.
«Мы считаем, что доставка — это в первую очередь возможность для ресторанного бизнеса. Возможность загрузить кухню в плохую погоду, расширить клиентскую базу, накормить тех потребителей, которые не проходят мимо ресторана, но живут в зоне его покрытия при доставке и так далее. Что касается ответственности перед клиентом, то у нас работает круглосуточная служба поддержки, сотрудники которой отвечают на сообщения не только по телефону, но и во всех популярных социальных сетях и мессенджерах, а также внутри самого приложения. Немногие рестораны могут позволить себе подобную систему поддержки, даже если они имеют собственных курьеров», — прокомментировали критику в Delivery Club.
«Если говорить о заслугах агрегаторов, то, прежде всего, они рынок популяризовали. А еще снизили для игроков порог входа и дают возможность с легкостью попробовать себя в качестве участника рынка. В качестве же ”злых корпораций”-монополистов агрегаторы влияют так же, как и любые “злые корпорации”-монополисты — формируют зависимость», — уверен Мягкий, который занимается разработкой ПО для развития собственной доставки ресторанов. «Мы со своим продуктом наоборот, в “лагере сопротивления” — предоставляем инструменты, чтобы быть независимыми и при этом эффективными», — говорит он.
Быстрее всех
Одна из главных задач игроков на бурно растущем рынке деливери — во всех смыслах обогнать конкурентов. На ускорение доставки брошены серьёзные силы: гонку пытаются выиграть как технологически, так и инфраструктурно — но победное решение лежит в объединении подходов.
«Чем меньше заявленное время доставки — тем тяжелее оно дается. Чтобы превратить заявленное время доставки 60 минут в 45, нужно просто с умом перестроить процессы. Чтобы сделать из 45 минут 30 — нужна очень грамотная инфраструктура и тончайшая настройка процессов. Заявлять меньше 30 минут — уже задача уровня НИИ», — говорит Мягкий. В самом деле, большинство крупных игроков сейчас не рискуют обещать клиентам приготовить и доставить еду быстрее чем за полчаса. Когда готовить не нужно, скорости бывают выше: так, сервис доставки продуктов и хозтоваров «Яндекс.Лавка» привозит заказ за 15 минут — но лишь в жёстко ограниченных зонах Москвы (при этом более классические онлайн-магазины «Перекрёстка» и «Утконоса» предлагают доставку продуктов только в течение дня или на следующий день). Сервис развивается в плотной связке с «Яндекс.Едой» и покрывает всего несколько районов, о выходе в регионы речи пока не идёт.
С помощью технологий компании пытаются оптимизировать внутренние процессы и алгоритмизировать работу курьеров — от распределения заказов до построения маршрутов и прогнозирования загрузки. Здесь активно используются машинное обучение и искусственный интеллект. Так, Delivery Club хвастается свежезапущенной системой прогнозирования спроса и распределения заказов, работающей на основе ИИ: система учитывает погоду, событийную повестку и исторические данные о спросе.
Похожий пример с зарубежного рынка приводит директор по развитию технологической компании First Line Software Владимир Литошенко: «Бразильский стартап в области доставки готовой еды iFood придерживается принципа mobile first: акцент на мобильном приложении, десктопная версия — вторична. Через приложение они также оптимизируют свои процессы. Например, с помощью алгоритмов искусственного интеллекта формируют маршруты курьеров — программа учитывает загруженность дорог, много других факторов и предлагает список адресов уже в том порядке, в котором заказы можно будет доставить быстрее всего. Без участия человека система вычисляет идеальный вариант логистики, чтобы курьеры успели больше развести, а рестораны — заработать».
Логистически деливери пытаются ускорить, уменьшая радиусы доставки. Один из главных трендов здесь — рост числа дарк китченов (ресторанов без зала, работающих только на доставку). Вслед за первопроходцами-энтузиастами (например, московскими проектами «Кухня на районе», «ВкусЛаб», «Много лосося» и другими) сегментом заинтересовались крупные игроки: в этом формате уже экспериментируют «Макдональдс», «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Благодаря относительно низкому порогу входа дарк китчены оказались популярны в регионах — в крупных городах появляются локальные проекты, навязывающие конкуренцию местным ресторанам и федеральным агрегаторам. Суть формата — именно в гиперлокальности: «тёмные кухни» обслуживают конкретные, как правило, относительно небольшие районы города, за счёт чего выигрывают в скорости доставки у традиционных ресторанов.
«Этот формат точно может работать, но это точно не таблетка от всех проблем ресторанов. Мне кажется, что перспективно направление дарк китченов для уже состоявшихся брендов. Например, есть ресторан в центре, который привлекает трафик, а в спальном районе небольшая закрытая кухня, которая готовит те же блюда и по тем же рецептам, чем расширяет зону доставки для бренда», — рассуждает Иван Труфанов. По его мнению, вокруг дарк китченов сейчас «слишком много шумихи». «Нужно понимать, что сэкономленные на “дорогой аренде” средства придется перераспределить на онлайн-рекламу, которая далеко не всегда дешевле», — напоминает эксперт.
Лидеры рынка — три сети пиццерий — могут позволить себе сокращать радиус доставки, просто открывая больше ресторанов. При этом показателен кейс «Додо пиццы»: компания пыталась ускорить доставку кучей разных способов, в том числе насыщая город пиццериями — но после анализа решила проблему более жёстким контролем за координацией курьеров и пиццерий.
Взрывной рост деливери — однозначно заслуга технологий. Так, в том же Delivery Club в августе 2019 года 92% заказов сделали со смартфонов, а «Додо пицца» вообще позиционирует себя как IT-компания и вкладывает огромные ресурсы в развитие внутренних технологий, автоматизацию и оптимизацию процессов. Собеседники RETAILER.ru уверены, что без доступных технологий соответствующего уровня нынешний рынок доставки просто не смог бы существовать. Что будет дальше?
Все собеседники RETAILER.ru уверены, что рост рынка деливери в ближайшие годы сохранится и, вероятно, усилится. Так, Мягкий прогнозирует, что рынок доставки готовой еды только в Москве скоро превысит 130 млрд рублей в год. «Происходят громкие сделки — покупки, продажи проектов, слияния. Крупные бренды запускают собственную инфраструктуру для этого направления. Начали проводиться отраслевые мероприятия. Чувствуется повышенный интерес инвесторов», — перечисляет он признаки ключевых изменений сегмента.
При этом эксперты и участники рынка в целом осторожно оценивают влияние деливери на традиционный фуд-ритейл и ресторанный бизнес. Так, Мягкий уверен, что развитие доставки приводит к оттоку денег из фуд-ритейла, что вынуждает компании «”переобуваться на новые технологии работы”, чтобы в определённый момент не обнаружить себя в прошлом». Труфанов, в свою очередь, не видит существенной трансформации рынка, поскольку, по его мнению, доставка только дополняет модель поведения клиентов, но не меняет её; также он ссылается на происходящий «культурный сдвиг» и прогнозирует изменение пользовательского поведения в крупных городах России уже через 3-4 года по примеру Китая.
Масштабнее высказывается Литошенко: он рассуждает о доставке в контексте концепции «умных городов». «Сервисы доставки дополняют концепцию умных городов, которые можно еще назвать удобными городами, то есть учитывающими потребности различных категорий жителей, гостей, туристов. Внедряется много всего интересного: центр, общественные пространства, парки, музеи — везде строятся локальные цифровые среды, которые в будущем объединятся в умную инфраструктуру цифрового мегаполиса».
Главные проблемы развития доставки — не слишком быстрое изменение пользовательского поведения россиян и высокий порог входа для компаний, которые не могут вложиться в технологии и инфраструктуру, уверены собеседники RETAILER.ru.
«Люди опасаются низкого качества сервиса и самих продуктов. У российских потребителей еще не выработалась привычка заказывать еду онлайн. У нас в стране хорошо развита розничная торговля, достаточно много магазинов шаговой доступности, и это тоже является сдерживающим фактором. С другой стороны, перспективы складываются хорошие. Мы видим, что людям уже надоело ездить в гипермаркеты, они не хотят тратить на это время и выбирают доставку», — говорит Довладбегян о доставке еды из магазинов.
В Delivery Club настроены оптимистичнее — в компании утверждают, что не видят факторов, мешающих развитию рынка. «Уже сейчас мы наблюдаем изменение модели поведения жителей крупнейших региональных столиц и в ближайшие два года прогнозируем существенное увеличение вклада регионов в общий рост российского рынка доставки», — добавляет представитель агрегатора. «Направления доставки (если вынести за скобки производство) для некоего усредненного игрока — это, во-первых, платформа, во-вторых, маркетинг, в третьих, наращивание объемов. Платформа, здесь, как видите, в самом начале. И без эффективной айти-платформы создать безубыточное направление не получится», — в свою очередь, с точки зрения IT-специалиста рассуждает Мягкий.
«Рынок доставки продолжит развиваться. Для бизнеса это время экспериментов. Появляются новые и новые стартапы, нестандартные подходы и модели с разной степенью жизнеспособности. Выиграют те из них, что хорошо продуманы, реализованы, будут способны быстро масштабироваться и активно работать как с b2c-сегментом, так и с b2b», — уверен Владимир Литошенко. Расти точно есть куда: мировой фудтех-рынок в 2018 году достиг $324 млрд — и Россия на нём пока ещё один из самых молодых и перспективных игроков.Источник
Статья добавлена superbiznes 15.10.2019 13:26
Рынок растёт
Рынок доставки готовой еды в России мощно растёт: по свежей оценке РБК, в 2019 году он покажет рекордную динамику — +25, 3% к результатам 2018-го — и достигнет 170 млрд рублей. Бессменный лидер — «Додо пицца» с многолетними темпами роста более 100% (так, в 2017 выручка компании выросла на 116, 2%, в 2018 — ещё на 115%, почти до 12, 4 млрд рублей); за ней пытаются угнаться ещё две пиццерии (Domino’s Pizza, 4, 6 млрд рублей и Papa John’s, 1, 8 млрд рублей), а также два главных агрегатора доставки — Delivery Club (1, 9 млрд рублей, в компании ждут роста выручки в два раза по итогам 2019 года) и «Яндекс.Еда» (806 млн рублей). При этом для трёх лидирующих пиццерий доставка — только часть бизнеса, для агрегаторов же — его основа. По прогнозу аналитиков РБК, в 2019 году деливери займёт чуть больше 10% в обороте общественного питания России против 8, 9% годом ранее.
Схожими темпами развивается доставка еды и сопутствующих товаров из супермаркетов: по оценке директора по стратегии и электронной коммерции сети «Перекрёсток» Леонида Довладбегяна, в ближайшие три-четыре года на FMCG придётся уже около 5% рынка онлайн-ритейла в стране. Быстрее всего растёт именно food-сегмент: за 2018 год доставка продуктов прибавила 40-50%. «Этот рынок ждёт большое будущее, большие перспективы, и инвестиции туда совершенно обоснованы», — уверен Довладбегян. Причём различия в специфике рынков всё больше стираются — доставка и готовой еды, и продуктов из магазинов сейчас максимально чувствительна к общекультурным сдвигам в сознании потребителей и к развитию технологий.
Бум доставки еды участники рынка связывают с несколькими причинами. Первая — изменение пользовательского поведения. «Основным драйвером роста рынка мы считаем процесс culture shift (англ. «культурный сдвиг» — прим. RETAILER.ru) — изменение поведения потребителей, в результате которого доставка становится для них ежедневным способом экономии времени», — рассказали RETAILER.ru в Delivery Club. Компания иллюстрирует это данными о смене структуры заказов: по словам директора по маркетингу Delivery Club Олега Хаустова, благодаря culture shift сглаживаются пики числа заказов в течение дня и недели.
«Если говорить о традиционном распределении заказов по дням недели, то пик приходится на пятницу и субботу. Если о распределении по времени суток, то на периоды с 12:00 до 14:00 и с 18:00 до 20:00. Изменение, которое мы наблюдаем из года в год, заключается в сглаживании этих пиков. В результате вышеупомянутого culture shift границы использования доставки потребителями становятся шире, а частота использования растет – они вполне могут заказать в офис завтрак, а в выходные — семейный обед», — объясняет Хаустов. Кроме того, в компании обратили внимание на рост заказов домашних блюд — что, по мнению Delivery Club, может свидетельствовать, что доставка еды становится такой же ежедневной потребностью пользователей, как, например, вызов такси.
Ещё один фактор роста рынка — активность крупных агрегаторов. «Первая волна роста обязана в первую очередь агрегаторам, которые влили баснословные деньги в маркетинг, и сервис стал массовым. Остальные игроки подтянулись уже на сформированный рынок — и сейчас мы находимся в моменте, когда это направление начали воспринимать всерьез все», — объясняет управляющий партнёр фудтех-интегратора «Фудгуру Диджитал» и сервиса «Смартомато» Максим Мягкий.
Похожую картину описывает основатель сервиса доставки Broniboy Иван Труфанов: «В рынок доставки инвестируются большие средства, которые расходуются на маркетинг. Всё больше и больше клиентов узнают о доступности услуги и начинают пользоваться. Также доставка становится более доступной за счет роста количества сервисов, которые предоставляют эту услугу», — утверждает он.
Темпы захвата рынка агрегаторами хорошо видны на примере Delivery Club. По данным компании, только с начала 2019 года сервис начал работать в 20 новых городах, а всего доставка агрегатора доступна уже в 120 городах России. Удвоилось за год и число установок мобильного приложения сервиса, а количество заказов в месяц выросло с двух до трёх миллионов всего за полгода.
Впрочем, по мнению Труфанова, за бурный рост агрегаторы платят нестабильностью экономики. «На рынке есть одна проблема: ни один из агрегаторов не может стабильно показывать прибыль. Это вызвано тем, что сейчас идет гонка по объемам заказов, которая приводит к тому, что эти бизнесы убыточны. Например, при среднем чеке в 800 рублей и комиссии 30% агрегатор зарабатывает с заказа 240 рублей, из них около 220 рублей — зарплата курьера с учетом налогов. На оставшиеся 20 рублей приходится делать маркетинг, поддерживать разработку и прочие процессы», — рассуждает предприниматель. Ещё одной проблемой он называет увлечение скидками для клиентов, а возможным решением проблем — введение повсеместно платной доставки.
С другой стороны, активные действия агрегаторов рождают критику на рынке. Так, рестораторы жалуются на условия сотрудничества, которые навязывают монопольные деливери-компании — в частности, общепит не устраивают высокие проценты с заказов, размытие ответственности перед клиентом (например, в ситуации, когда курьер агрегатора, на которого компания-партнёр не имеет влияния, доставляет заказ в неприемлемом для клиента виде) и сложности с налогами. Агрегаторы, в свою очередь, уверены, что дают ресторанам новые возможности.
«Мы считаем, что доставка — это в первую очередь возможность для ресторанного бизнеса. Возможность загрузить кухню в плохую погоду, расширить клиентскую базу, накормить тех потребителей, которые не проходят мимо ресторана, но живут в зоне его покрытия при доставке и так далее. Что касается ответственности перед клиентом, то у нас работает круглосуточная служба поддержки, сотрудники которой отвечают на сообщения не только по телефону, но и во всех популярных социальных сетях и мессенджерах, а также внутри самого приложения. Немногие рестораны могут позволить себе подобную систему поддержки, даже если они имеют собственных курьеров», — прокомментировали критику в Delivery Club.
«Если говорить о заслугах агрегаторов, то, прежде всего, они рынок популяризовали. А еще снизили для игроков порог входа и дают возможность с легкостью попробовать себя в качестве участника рынка. В качестве же ”злых корпораций”-монополистов агрегаторы влияют так же, как и любые “злые корпорации”-монополисты — формируют зависимость», — уверен Мягкий, который занимается разработкой ПО для развития собственной доставки ресторанов. «Мы со своим продуктом наоборот, в “лагере сопротивления” — предоставляем инструменты, чтобы быть независимыми и при этом эффективными», — говорит он.
Быстрее всех
Одна из главных задач игроков на бурно растущем рынке деливери — во всех смыслах обогнать конкурентов. На ускорение доставки брошены серьёзные силы: гонку пытаются выиграть как технологически, так и инфраструктурно — но победное решение лежит в объединении подходов.
«Чем меньше заявленное время доставки — тем тяжелее оно дается. Чтобы превратить заявленное время доставки 60 минут в 45, нужно просто с умом перестроить процессы. Чтобы сделать из 45 минут 30 — нужна очень грамотная инфраструктура и тончайшая настройка процессов. Заявлять меньше 30 минут — уже задача уровня НИИ», — говорит Мягкий. В самом деле, большинство крупных игроков сейчас не рискуют обещать клиентам приготовить и доставить еду быстрее чем за полчаса. Когда готовить не нужно, скорости бывают выше: так, сервис доставки продуктов и хозтоваров «Яндекс.Лавка» привозит заказ за 15 минут — но лишь в жёстко ограниченных зонах Москвы (при этом более классические онлайн-магазины «Перекрёстка» и «Утконоса» предлагают доставку продуктов только в течение дня или на следующий день). Сервис развивается в плотной связке с «Яндекс.Едой» и покрывает всего несколько районов, о выходе в регионы речи пока не идёт.
С помощью технологий компании пытаются оптимизировать внутренние процессы и алгоритмизировать работу курьеров — от распределения заказов до построения маршрутов и прогнозирования загрузки. Здесь активно используются машинное обучение и искусственный интеллект. Так, Delivery Club хвастается свежезапущенной системой прогнозирования спроса и распределения заказов, работающей на основе ИИ: система учитывает погоду, событийную повестку и исторические данные о спросе.
Похожий пример с зарубежного рынка приводит директор по развитию технологической компании First Line Software Владимир Литошенко: «Бразильский стартап в области доставки готовой еды iFood придерживается принципа mobile first: акцент на мобильном приложении, десктопная версия — вторична. Через приложение они также оптимизируют свои процессы. Например, с помощью алгоритмов искусственного интеллекта формируют маршруты курьеров — программа учитывает загруженность дорог, много других факторов и предлагает список адресов уже в том порядке, в котором заказы можно будет доставить быстрее всего. Без участия человека система вычисляет идеальный вариант логистики, чтобы курьеры успели больше развести, а рестораны — заработать».
Логистически деливери пытаются ускорить, уменьшая радиусы доставки. Один из главных трендов здесь — рост числа дарк китченов (ресторанов без зала, работающих только на доставку). Вслед за первопроходцами-энтузиастами (например, московскими проектами «Кухня на районе», «ВкусЛаб», «Много лосося» и другими) сегментом заинтересовались крупные игроки: в этом формате уже экспериментируют «Макдональдс», «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Благодаря относительно низкому порогу входа дарк китчены оказались популярны в регионах — в крупных городах появляются локальные проекты, навязывающие конкуренцию местным ресторанам и федеральным агрегаторам. Суть формата — именно в гиперлокальности: «тёмные кухни» обслуживают конкретные, как правило, относительно небольшие районы города, за счёт чего выигрывают в скорости доставки у традиционных ресторанов.
«Этот формат точно может работать, но это точно не таблетка от всех проблем ресторанов. Мне кажется, что перспективно направление дарк китченов для уже состоявшихся брендов. Например, есть ресторан в центре, который привлекает трафик, а в спальном районе небольшая закрытая кухня, которая готовит те же блюда и по тем же рецептам, чем расширяет зону доставки для бренда», — рассуждает Иван Труфанов. По его мнению, вокруг дарк китченов сейчас «слишком много шумихи». «Нужно понимать, что сэкономленные на “дорогой аренде” средства придется перераспределить на онлайн-рекламу, которая далеко не всегда дешевле», — напоминает эксперт.
Лидеры рынка — три сети пиццерий — могут позволить себе сокращать радиус доставки, просто открывая больше ресторанов. При этом показателен кейс «Додо пиццы»: компания пыталась ускорить доставку кучей разных способов, в том числе насыщая город пиццериями — но после анализа решила проблему более жёстким контролем за координацией курьеров и пиццерий.
Взрывной рост деливери — однозначно заслуга технологий. Так, в том же Delivery Club в августе 2019 года 92% заказов сделали со смартфонов, а «Додо пицца» вообще позиционирует себя как IT-компания и вкладывает огромные ресурсы в развитие внутренних технологий, автоматизацию и оптимизацию процессов. Собеседники RETAILER.ru уверены, что без доступных технологий соответствующего уровня нынешний рынок доставки просто не смог бы существовать.
Что будет дальше?
Все собеседники RETAILER.ru уверены, что рост рынка деливери в ближайшие годы сохранится и, вероятно, усилится. Так, Мягкий прогнозирует, что рынок доставки готовой еды только в Москве скоро превысит 130 млрд рублей в год. «Происходят громкие сделки — покупки, продажи проектов, слияния. Крупные бренды запускают собственную инфраструктуру для этого направления. Начали проводиться отраслевые мероприятия. Чувствуется повышенный интерес инвесторов», — перечисляет он признаки ключевых изменений сегмента.
При этом эксперты и участники рынка в целом осторожно оценивают влияние деливери на традиционный фуд-ритейл и ресторанный бизнес. Так, Мягкий уверен, что развитие доставки приводит к оттоку денег из фуд-ритейла, что вынуждает компании «”переобуваться на новые технологии работы”, чтобы в определённый момент не обнаружить себя в прошлом». Труфанов, в свою очередь, не видит существенной трансформации рынка, поскольку, по его мнению, доставка только дополняет модель поведения клиентов, но не меняет её; также он ссылается на происходящий «культурный сдвиг» и прогнозирует изменение пользовательского поведения в крупных городах России уже через 3-4 года по примеру Китая.
Масштабнее высказывается Литошенко: он рассуждает о доставке в контексте концепции «умных городов». «Сервисы доставки дополняют концепцию умных городов, которые можно еще назвать удобными городами, то есть учитывающими потребности различных категорий жителей, гостей, туристов. Внедряется много всего интересного: центр, общественные пространства, парки, музеи — везде строятся локальные цифровые среды, которые в будущем объединятся в умную инфраструктуру цифрового мегаполиса».
Главные проблемы развития доставки — не слишком быстрое изменение пользовательского поведения россиян и высокий порог входа для компаний, которые не могут вложиться в технологии и инфраструктуру, уверены собеседники RETAILER.ru.
«Люди опасаются низкого качества сервиса и самих продуктов. У российских потребителей еще не выработалась привычка заказывать еду онлайн. У нас в стране хорошо развита розничная торговля, достаточно много магазинов шаговой доступности, и это тоже является сдерживающим фактором. С другой стороны, перспективы складываются хорошие. Мы видим, что людям уже надоело ездить в гипермаркеты, они не хотят тратить на это время и выбирают доставку», — говорит Довладбегян о доставке еды из магазинов.
В Delivery Club настроены оптимистичнее — в компании утверждают, что не видят факторов, мешающих развитию рынка. «Уже сейчас мы наблюдаем изменение модели поведения жителей крупнейших региональных столиц и в ближайшие два года прогнозируем существенное увеличение вклада регионов в общий рост российского рынка доставки», — добавляет представитель агрегатора. «Направления доставки (если вынести за скобки производство) для некоего усредненного игрока — это, во-первых, платформа, во-вторых, маркетинг, в третьих, наращивание объемов. Платформа, здесь, как видите, в самом начале. И без эффективной айти-платформы создать безубыточное направление не получится», — в свою очередь, с точки зрения IT-специалиста рассуждает Мягкий.
«Рынок доставки продолжит развиваться. Для бизнеса это время экспериментов. Появляются новые и новые стартапы, нестандартные подходы и модели с разной степенью жизнеспособности. Выиграют те из них, что хорошо продуманы, реализованы, будут способны быстро масштабироваться и активно работать как с b2c-сегментом, так и с b2b», — уверен Владимир Литошенко. Расти точно есть куда: мировой фудтех-рынок в 2018 году достиг $324 млрд — и Россия на нём пока ещё один из самых молодых и перспективных игроков.Источник Статья добавлена superbiznes
15.10.2019 13:26