#1
Из огромного числа напитков, которыми человечество придумало баловать себя в повседневной жизни, первое место по популярности, бесспорно, занимает чай. Это древнейший и самый распространенный напиток на земле, а в России и вовсе считается национальным — доля его потребления одна из самых высоких среди всех безалкогольных напитков, включая воду.

Чай издавна прославляли как исцеляющий напиток: стимулирует жизнедеятельность организма, ликвидирует усталость, усиливает работоспособность. Однако нередко вместо этого прекрасного напитка можно выпить совсем что-то неприятное и уж тем более не полезное. При этом после такого чаепития в лучшем случае у вас будет испорчено настроение, в худшем — здоровье.

Недавнее исследование, проведенное по заказу содружества "РусБренд", показало, что по основным девяти товарным категориям (алкогольная продукция, гигиенические прокладки, лекарственные средства, парфюмерия и косметика, спортивная одежда и обувь, табачные изделия, чай и кофе, чистящие и моющие средства) доля контрафактной продукции в 2011г. составила 24% от общего оборота розничной торговли. При этом без учета трех самых подверженных подделке видов товаров — алкоголь, одежда и обувь — доля контрафакта в оставшихся категориях составляет 8-9%, из них на долю чая приходится всего 1-2% подделок. Причем доля контрафактного чая за последние два года снизилась, и эта позитивная тенденция сохраняется, отмечают эксперты.

Чай всему голова

Если говорить о контрафактном чае, то в основном на этом рынке встречаются случаи нарушения интеллектуальных прав, а не как таковая подмена сырьевой составляющей продукта, рассказал РБК гендиректор Российской ассоциации производителей чая и кофе (Росчайкофе) Рамаз Чантурия. Он указал, что чай — один из самых экономичных видов продукции растительного происхождения, и травы, которые могут быть в больших объемах собраны, обойдутся намного дороже, чем чайное сырье. Поэтому класть какие-то другие ингредиенты под видом чая экономически нецелесообразно. В мире практически не существует ингредиентов растительного происхождения, похожих на чай, и которые стоят дешевле, чем чай, объясняет эксперт.

Также, по его словам, рынок чая очень прозрачен и четко структурирован, на нем нет большого количества компаний, на предприятиях очень хорошо отлажена система контроля над возможными проникновениями нелегальных видов продукции на рынок. Службы безопасности, которые следят за этой ситуацией, имеются практически у каждого производителя чая. При этом Р.Чантурия указал, что система дистрибуции, сложившаяся за многие годы, позволяет четко отслеживать движение товара, в том числе и фальсификат. "Как только на рынке появляется поддельная продукция, это сразу отражается на показателях продаж", — замечает эксперт.

Российский рынок чая сейчас фактически контролируют пять компаний, представленных во всех регионах России. Это Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, "Беседа"), компания "Май" ("Майский", "Лисма" и Curtis), "Орими Трэйд" (Greenfield, Тess, "Принцессы"), СДС-Фудс (дистрибутор торговой марки Ahmad) и группа чайных компаний "Сапсан" ("Акбар", "Гордон", "Дворцовые тайны").

Но радоваться такой радужной на первый взгляд картине чайного мира преждевременно. К сожалению, ситуация может быстро измениться. Сейчас многие экономисты и эксперты пугают нас грядущим мировым кризисом. А если это действительно случится, то в новых экстремальных условиях компании будут стремиться любыми средствами и способами снизить издержки, чтобы выжить. Ведь главный принцип рынка — взять подешевле, а продать подороже. И потребитель в такой ситуации как всегда окажется проигравшим, выбирая из очень плохих товаров просто плохой. Для более наглядной иллюстрации этого утверждения достаточно вспомнить, как в начале 90-х гг. XX века и во время кризиса, разразившегося в 2008г, из российских магазинов быстро исчезли качественные товары и на смену им пришли грубые и подчас откровенные подделки со смешными названиями.

Говоря о ситуации на рынке чая в РФ, Р.Чантурия заметил, что хотя импорт продукции в страну за 2011г. заметно вырос (на 3, 4% по сравнению с 2010г. — до 187, 8 тыс. т), его потребление осталось, по предварительным расчетам, на уровне 2010г. — 170-171 тыс. т (1, 2 кг на человека). В то же время реэкспорт продукта из РФ также практически не изменился (чай из России поставляется в основном в бывшие советские республики, самые крупные рынки сбыта — Казахстан, Украина). Эксперт предположил, что отечественные чайные компании, видимо, под влиянием негативных мировых экономических новостей, решили создать запас сырья. Глава Росчайкофе напомнил, что когда случается кризис, инвесторы быстро уходят с рынка акций на товарные биржи, что и провоцирует резкий рост цен на продукцию.

Чего стоит опасаться

Сегодня практически каждый человек сталкивается в повседневной жизни с поддельной или фальсифицированной продукцией. Многие покупатели не заостряют на этом внимание, а следовало бы. Надо понимать, что фальсификат — это максимально дешевый продукт очень низкого качества, который не проходит никаких испытаний и исследований, а соответственно, вполне определенно может оказывать пагубное влияние на здоровье человека. При этом обычно выгоднее всего подделывать товары, которые широко потребляются населением, особенно если существует возможность легко распространять большие объемы фальсифицированного продукта.

Фальсификация чая едва ли не столь же древнего происхождения, как и само его производство. До наших дней сохранилось несколько способов фальсификации продукта. Самые распространенные — это смешивание разных, но похожих по внешнему виду, однако отличающихся по качеству и цене нескольких видов чая, а также замена страны происхождения или отсутствие информации о ней.

Во втором случае все просто — кенийский чай продается как китайский или цейлонский, а индонезийский или вьетнамский — как тот же цейлонский или индийский.

А вот в первом случае создается разница цены, ведущая к дополнительному заработку. Но иногда в процессе смешивания получается обратный эффект — вкус чая возрастает, так как чаи в смеси гармонично дополняли друг друга. Сейчас это уже технология производства отдельных видов чая, которая называется купажированием, а полученная чайная смесь — блендом. Самый известный бленд чая в мире — "Английский завтрак" — смесь сортов индийского и цейлонского чая, подразумевающая вкус и аромат, соответствующий эталону. Но не следует обольщаться — смешивание как технология фальсификации существует и поныне, особенно на тех чаеразвесочных фабриках, где до сих присутствует недостаточный контроль за производством.

Однако все фальсифицированные чаи, имея внешне неотличимые от настоящего чая признаки, превосходно определяются по вкусу и полному отсутствию аромата. Они, как правило, встречаются в заведениях общественного питания, на транспорте, где к чаю потребитель не предъявляет никаких особых требований и где его знакомство с фальсифицированным напитком носит эпизодический характер. Часто это остается без каких-либо негативных последствий, если не считать испорченного настроения и незначительной потери денег.

В современной России фальсифицированный чай встречается уже не в таких объемах, как 10 лет назад, но эксперты все же советуют быть осмотрительными при покупке продукта.

Немного о будущем

При высоком уровне конкуренции на рынке чая долгосрочная стратегия выживания любой компании может быть основана только на стремлении к высокому качеству продукта.

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас российский рынок чая стабилен, высоко насыщен. Дальнейший рост потребления напитка возможен за счет развития премиального сегмента (переход на более дорогие предложения), а также появления новых форматов чая и новых предложений на рынке, считают они. Если эта тенденция возобладает, то любители чудесного напитка смогут расширить "чайный кругозор", ознакомиться с новыми видами чайной мировой продукции.

Однако пока россиян ждут уж совсем неординарные новинки. Так, американская Kraft Foods в марте представит на суд потребителей чай в капсулах. Их можно будет использовать в тех же машинах, что и для кофе. На первом этапе будут предложены зеленый чай со вкусом мяты и фруктовый чай со вкусом черной смородины и яблока от Twinings.

Эксперты скептически оценивает возможность широкого распространения чайных капсульных машин среди россиян. Чай более популярен в России, чем кофе, отмечает Р.Чантурия. "Потребитель чая в большей степени консервативен по сравнению с любителем кофе, — объясняет эксперт. — К примеру, в 90-х гг. почти в одно и то же время начали развиваться сегменты растворимого кофе и чая, но последний продукт в силу консерватизма любителей чая не получил распространения".

Что ж, хотим пожелать, чтобы вы всегда заваривали только свежий, вкусный и ароматный чай, а не "соломку", которую выдают за таковой! И не останавливайтесь в выборе на исключительно одном сорте чая, разумно экспериментируйте и сравнивайте при выборе разные виды чая. Нет людей с идентичным вкусом, характером и мировоззрением. Кому-то и самый дорогой чай будет тухлым, а кто-то найдет изюминку и в обычном на первый взгляд напитке.Источник - www.rbc.ru Новость добавлена Pavel_Mal
06.03.2012 12:16
    #2
    06.03.2012 16:36
    Откуда: Костанай
    Сообщений: 908
    Карма: 3.64
    Pavel_Mal написал(а):

    Во втором случае все просто — кенийский чай продается как китайский или цейлонский


    у нас наоборот предпочтение отдается кенийскому чаю
        #3
        06.03.2012 16:38
        Откуда: Костанай
        Сообщений: 908
        Карма: 3.64
        Pavel_Mal написал(а):

        Российский рынок чая сейчас фактически контролируют пять компаний, представленных во всех регионах России. Это Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, "Беседа"), компания "Май" ("Майский", "Лисма" и Curtis), "Орими Трэйд" (Greenfield, Тess, "Принцессы"), СДС-Фудс (дистрибутор торговой марки Ahmad) и группа чайных компаний "Сапсан" ("Акбар", "Гордон", "Дворцовые тайны").


        а ЗАО "Классик"? Исправлено Union (06.03.2012 16:41)

            Возможность комментирования закрыта.

            Прямой эфир



            FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение