#1
Крупнейшая в России сеть жестких дискаунтеров намерена ускорить развитие в Петербурге. Об экономичном формате думают и лидеры рынка — Х5 Retail Group, «Лента» и «Магнит». Региональные сети говорят о наступлении эры «нищемаркетов».

Красноярский ретейлер «Светофор», который пришел в Петербург еще в 2016 году, делает новую попытку завоевать город, заявляя о запуске полсотни объектов. Чтобы удержать заявленные цены «ниже конкурентов», он добивается от арендаторов и поставщиков беспрецедентных скидок. Пандемийный год вынудил всех быть более сговорчивыми.

О планах «Светофора» кратно увеличить присутствие на рынке Петербурга «Фонтанке» рассказал региональный директор сети Игорь Ягупов.

По данным сайта ретейлера, на конец апреля в Северной столице работает уже 10 магазинов, тогда как год назад их было четыре. Основная доля запусков пришлась на конец 2020 года.

На 2021-й запланировано еще 10–15 открытий. Ближайшее — на Кингисепском шоссе в Красном Селе, подписаны договоры еще по нескольким точкам. «Темпы развития сети будут расти. Акцент в этом году будет сделан на Петербурге. Мы понимаем, что людской и экономический потенциал Северо-Запада сосредоточен именно здесь», — рассказывает Ягупов.

Целевые показатели по общему числу «Светофоров» и желаемой доле рынка он не назвал, сославшись на коммерческую тайну. Ранее озвученный план по запуску 50 магазинов топ-менеджер назвал «примерно верным». Но потенциал Петербурга гораздо больше, отметил он.

По информации «Фонтанки», перед отделом развития ставилась планка по запуску 30 точек в 2021 году. Также в прессе звучала цель «открывать по одному магазину из расчета на 15 тысяч жителей» (то есть около 360 «Светофоров» на 5, 8-миллионный Петербург).

«Но единого механизма нет, так как разная среда в разных муниципальных образованиях», — пояснил Игорь Ягупов.

Параллельно «Светофор» начал тестировать в Петербурге интернет-продажи. Доставка осуществляется в радиусе 5–7 км от магазина с помощью сервисов такси (оформляется при заказе через сайт ретейлера).

Столь амбициозные планы не выглядели бы реалистично, если бы «Светофор» уже не получил статус самой динамично развивающейся розничной сети в России. По данным агентства INFOLine, в 2020 году выручка компании увеличилась на 39%, что является абсолютным рекордом среди продуктовых сетей. Для сравнения, у лидеров рынка X5 Retail Group и «Магнита» продажи выросли на 14% и 13% соответственно. Всего в 2020 году «Светофор» заработал 189 млрд рублей (7-е место по объему выручки в России среди продуктовых сетей).

На начало 2021 года сеть по стране насчитывала более 2 тысяч магазинов в формате «жесткого дискаунтера». Его особенностью является небольшая глубина ассортимента: закупая один товар большими партиями, компания может получить от поставщика лучшие условия. Продавать дешевле помогает и экономия на издержках: магазины зачастую располагаются в промышленных помещениях ангарного типа, используется минималистичное оформление: вместо полок — многоярусные палеты. Выручка одного «Светофора», по данным компании, — 30–50 млн рублей в месяц. Это сравнимо с показателями супермаркетов федеральных сетей.

Площадь магазинов ретейлера варьируется от 800–1500 кв. м, ассортимент — около 2000 товарных позиций. Инвестиции в открытие составляют около 4 млн рублей (с учетом товарного наполнения 25 млн рублей).

Петербург долгое время был регионом, где у «Светофора» был один из самых низких темпов развития. Основная причина — уровень арендных ставок, говорит Игорь Ягупов. Запросы собственников помещений, избалованных вниманием федеральных сетей, выше, чем в других регионах России. Но ситуация улучшилась за счет увеличения числа сотрудников, которые занимаются поиском помещений. Появляется и узнаваемость бренда.

Ретейлер говорит, что готов подстроиться под местные реалии. По информации «Фонтанки», компания рассматривает мини-формат (600 кв. м), в котором планирует развиваться, в том числе в центральных частях города. Для этого будет перестроена логистика: надо использовать менее габаритные фуры, чем ранее. Игорь Ягупов не стал комментировать эти планы.

«На данный момент это некорректная информация. Пока нет ни одного согласованного объекта», — заявил он. «Светофор» готов экспериментировать с форматами, но наличие парковки у магазина остается непременным условием, а в центре города это серьезная проблема.

«Светофор» действительно ставит перед собственниками жесткие условия. «Там, где ставка 1000–2000 рублей за метр, предлагают максимум 600», — говорит владелица агентства недвижимости Екатерина Лапина. Конечно, от такого предложения собственники воротят нос. «Но если владелец уже несколько лет не может найти никого другого и отчаялся, то вынужденно соглашается», — говорит она.

Эра «нищемаркетов»

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает план запуска 50 и даже 100 «Светофоров» в Северной столице реалистичным. «Потребность в формате жесткого дискаунтера в Петербурге есть, и она не удовлетворена», — говорит он.

Сейчас здесь в этом формате работает один игрок — старожил рынка ТК «Народный» (две точки на проспекте Косыгина и улице Хошимина, а также интернет-магазин). Компания продает ряд ходовых позиций без наценки и даже ниже себестоимости, но компенсирует это наценкой на другие товары, утверждают участники рынка.

Но о запуске магазинов для бережливых задумались и федеральные сети. Так, Х5 Retail Group в 2020 году начала развивать сеть дискаунтеров под брендом «Чижик», «Магнит» запустил аналогичный проект под брендом «Моя цена», а «Лента» — «365+». В отличие от «Светофора», они не работают в режиме магазина-склада и, подобно европейским дискаунтерам Aldi и Lidl, делают ставку на собственную торговую марку. В Петербурге пока не представлен ни один из них. Но «Магнит» ранее не исключал появление дискаунтера в Северной столице. В Х5 и «Ленте» «Фонтанке» сообщили, что еще не определились с планами. Но, по мнению Ивана Федякова, это лишь вопрос времени.

Формат жестких дискаунтеров, который ретейлеры между собой называют «нищемаркеты», становится все более востребованным по мере ускорения роста цен, ранее рассказывал в интервью «Фонтанке» совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. При этом он предупреждал: погоня за дешевизной может привести к снижению качества продуктов. «Производителям говорят: "Нам нужна тушенка за 30 рублей, что там внутри — вообще не волнует"», — комментировал он.

Руководство «Светофора» с таким определением не согласно. «То, что мы ориентируемся на социально незащищенные слои граждан, — это неверно. Мы делаем ценовое предложение, которое интересно абсолютно любому человеку. Об этом говорят те машины, которые люди оставляют на парковке, заходя к нам», — говорит Игорь Ягупов.

На сайте «Светофора» указано, что сеть готова общаться с поставщиками, если те предложат цены на 20–30% ниже, чем у конкурентов. Для известных брендов эта разница должна быть не менее 50%. По словам Ивана Федякова, соглашаться на такие условия производителей толкает желание выполнить планы по объему продаж.

«В долгосрочной перспективе такой демпинг — это уничтожение бренда, но в краткосрочной — вполне работает», — говорит он. Кроме того, через сети дискаунтеров удобно сливать стоки, чтобы освободить склады. «Иногда возникают партии не самого удачного товара или какая-то партия выводится из розницы», — отмечает эксперт. Но, если «Светофор» хочет играть в долгую, ему стоит задуматься о выпуске собственных торговых марок, а значит, сблизить формат с дискаунтерами федеральных сетей, заключает Иван Федяков.

Справка
Сеть «Светофор» основана в 2009 году, управляется ГК «Торгсервис». По данным СПАРК, основные владельцы группы — Валентина, Андрей и Иван Шнайдеры. Члены этой семьи владеют в общей сложности 92, 5% в ООО «Торгсервис 124», еще 4, 5% принадлежит Валерию Яковлеву и 3% — Андрею Вейкулайнену. Ретейлер работает и в Казахстане, Белоруссии, Китае, Румынии, Польше, Германии. В Петербурге сетью управляет ООО «Торгсервис 78». В 2020 году выручка составила 7, 6 млрд рублей, прибыль — 178 млн рублей.
Источник - www.fontanka.ru Новость добавлена superbiznes
23.04.2021 07:45
    #2
    23.04.2021 07:50
    Откуда: Санкт-Петербург
    Сообщений: 43928
    Карма: 130.9
    Был я у них в ТТ на Московском шоссе, 21 : паллетная выкладка , цены практически на все --- оч достойные и брать тоже можно не как в "Метро" — метро-упаковкой , а в большинстве случаев — поштучно … ( Кста , специальный закуток/холодильник для заморозки , поддерживающий температурный режим , это тоже + )
        #3
        23.04.2021 07:58
        Откуда: Москва
        Сообщений: 46724
        Карма: 298.11
        dvp_wholesaler написал(а):

        Был я у них в ТТ на Московском шоссе, 21 : паллетная выкладка , цены практически на все --- оч достойные и брать тоже можно не как в "Метро" — метро-упаковкой , а в большинстве случаев — поштучно … ( Кста , специальный закуток/холодильник для заморозки , поддерживающий температурный режим , это тоже + )


        ну да, плоды стабильности
            #4
            23.04.2021 08:21
            Откуда: Санкт-Петербург
            Сообщений: 43928
            Карма: 130.9
            superbiznes, Саша , ну есть слои населения которые только туда и катаются за "Семейной Покупкой" ? Кста , "Слив" они не принимают , СГ как и не у всех сетей , более 80% от СГ …
                #5
                23.04.2021 08:22
                Откуда: Москва
                Сообщений: 46724
                Карма: 298.11
                dvp_wholesaler написал(а):

                есть слои населения которые только туда и катаются за "Семейной Покупкой" ? Кста , "Слив" они не принимают , СГ как и не у всех сетей , более 80% от СГ …


                да, не "Народный" а "Нищебродный"
                    #6
                    23.04.2021 08:33
                    Откуда: Санкт-Петербург
                    Сообщений: 43928
                    Карма: 130.9
                    superbiznes, Саш , извиняюсь , но когда я был поставщиком ТД "Нвродный" и мне приходилось туда кататься еженедельно ( документы , наличку получать ) то я тоже прикупал в самом магазине интересный для меня товар/продукт …
                        #7
                        23.04.2021 08:36
                        Откуда: Москва
                        Сообщений: 46724
                        Карма: 298.11
                        dvp_wholesaler написал(а):

                        и мне приходилось прикупать интересный для меня товар/продукт …

                        в Светофоре , мы в одной лодке
                            #8
                            23.04.2021 08:44
                            Откуда: Санкт-Петербург
                            Сообщений: 43928
                            Карма: 130.9
                            superbiznes, Саш , если поставишь свой товар в Народный , то тоже мож будем в одной лодке ( паллет , авто … ) рассчитай ценник — условия оплаты , и мож тоже будет "ГудЭкономия"
                                #9
                                25.04.2021 07:27
                                Откуда: Уфа
                                Сообщений: 33
                                Карма: 0.07
                                Бываю в Уфе, в Стерлитамаке в "Светофоре" с целью мониторинга, максимум два покупателя на весь огромный магазин, а то и вовсе нет никого. Не понимаю откуда такие цифры 30-50мл. в месяц. 50% продукции приобретенной в "Светофоре", можно просто выбрасывать, народ это понял и нет там никаких очередей. «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи»… к продуктам это тоже относится.

                                    Возможность комментирования закрыта.

                                    Прямой эфир



                                    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение