#1
Гипермаркеты проиграли конкуренцию «магазинам у дома» и интернет-торговле. Рассуждаем, как в новых условиях ритейлеры меняют стратегию развития.

С начала января в Татарстане стали закрываться различные гипермаркеты. Одни жители радуются скидкам и скупают все подряд, другие — диву даются и пытаются понять, что происходит. KazanFirst попробует добавить ясности вторым.

Закрытие гипермаркета «Карусель»


В социальных сетях 5 и 8 января бурно обсуждались видеоролики, снятые в Казани в гипермаркете «Карусель». Два магазина — в ТЦ «Савиново» и ТЦ «Франт» — объявили о ликвидации товара в связи с закрытием точек. Продукцию отдавали почти даром — скидка 85%. Огромная толпа народу собралась у дверей магазина до его открытия. Уже тогда была давка. А потом эта толпа ринулась покорять полки магазинов. В считаные секунды они пустели, создавались длинные очереди на кассе, вновь давка, крики, сражения за сыр… В общем, дикость.

Одни казанцы радовались победе в схватке за майонез и сэкономленным рублям, другие, которым, как правило, не удалось ухватить кусочек пирога, снимали видео и поражались поведению народа.

Теперь к ответам на вопросы. Гипермаркеты «Карусель» закрываются не только в Казани, а по всей стране. Компания X5 Retail Group, которой принадлежит данная сеть, а также «Пятерочка» и «Перекресток», решила трансформировать одну часть магазинов в «Перекресток», вторую — закрыть, а третья пока остается под вопросом. Компания считает, что супермаркеты и «магазины у дома» — это тенденция сферы розничной торговли. В маленьких точках люди могут покупать продукты для ежедневного пользования, а если нужны товары впрок, то подойдут онлайн-сервисы. Поэтому рентабельность гипермаркетов в этой связи падает.

Как отмечают в пресс-службе компании, лидирующие позиции показывают «Пятёрочка» и «Перекрёсток», поэтому Х5 теперь делает акцент на них.

- Мы приняли решение провести трансформацию гипермаркетов из-за сложностей, с которыми сталкивается этот формат в целом, например, давлением со стороны онлайн-торговли, а также из-за нашего желания сконцентрироваться на «магазинах у дома» и супермаркетах, которые более востребованы среди покупателей. Быстрорастущий онлайн-сервис Perekrestok.ru позволяет нам предлагать эффективную альтернативу покупателям «Карусели» в части миссии «закупка впрок». В долгосрочной перспективе мы ожидаем от трансформации положительный эффект на рентабельность Х5 благодаря росту плотности продаж и улучшению экономики магазинов, которые будут переданы «Перекрёстку», — прокомментировал главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман.

Преобразования «Карусели» будут идти два года. Всего на конец сентября компании принадлежал 91 гипермаркет. Из них 34 трансформируют в супермаркеты большого формата и передадут в управление «Перекрёстку» к началу 2021 года, 20 — закроют к 2022 году, а 37 продолжат работать под брендом «Карусель», пока не будет принято решение об изменении.

В Казани расположены четыре гипермаркета. Два уже объявили о своем закрытии. Что с ними будет, пока не ясно. Мы отправили запрос пресс-службе Х5, но ответа пока не поступило.

В целом, если взглянуть на рынок Казани, «Перекресток» все же уступает «Пятерочке». К тому же, по данным самой компании, доля в чистой розничной выручке за третий квартал 2019 года 15% против 80%. Получается, «магазины у дома» более рентабельны, чем супермаркеты. Видимо, Х5 пытается изменить отношение к последним путем различных новшеств. Например, сейчас в пилотном режиме развиваются «эмоциональные» магазины, где акцент делается на свежие продукты, готовую кулинарию и дизайн.

Что происходит с «Эссеном»

Параллельно с «Каруселью» стали появляться фото пустеющих магазинов «Эссен» и «Эссен Green». Пользователи соцсетей пишут, что на их месте откроются «Пятерочка» или «Перекресток». Также есть неподтвержденная информация, что магазин выкупил «Ашан».

Редакция KazanFirst высылала запрос представителям «Эссена» и «Ашана», звонила в пресс-службу, но дать оперативный ответ в названных компаниях не смогли. В Х5 Retail Group нам ответили следующее.

- Как публичная компания мы информируем заинтересованные стороны только о совершенных сделках. Х5 рассматривает все возможности для развития бизнеса, в том числе точечные открытия магазинов в помещениях, которые занимают другие ритейлеры. На 30 сентября в Набережных Челнах действовало 95 магазинов «Пятёрочка», 2 супермаркета «Перекрёсток» и 1 гипермаркет «Карусель», — говорит представитель пресс-службы.

Если исходить из общедоступной информации, дела у сети «Эссен» идут не лучшим образом. Компания мелькала в СМИ из-за судов, информация на сайте гипермаркета давно не обновляется, трубку не берут как в головном офисе, так и по горячей линии. К тому же объявление о продаже супермаркета «Эссен Green» на проспекте Чулман появляется уже не в первый раз. Очередное было 29 декабря на «Авито». Готовый бизнес продают за 120 млн рублей.

К чему движется сфера ритейла

Даже если исходить из личного опыта, можно сказать, что люди стали реже закупаться в гипермаркетах. Небольшие магазины действительно могут покрыть потребность в ежедневных продуктах, к тому же они есть на каждом углу, а расстояние между ними порой меньше и 20 метров.

Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что на снижение оборотов торговых сетей гипермаркетов влияет несколько факторов.

- Основной — падение потребительской способности россиян, особенно в регионах и не больших городах. Также влияет стремительное развитие магазинов формата «у дома», которые за счет федерального распространения и выгодных договоренностей с поставщиками могут обеспечивать торговлю в непосредственной близости от места проживания и выставлять наиболее гибкие и привлекательные цены. Стоит отметить, что с 2016 года в регионах именно формат «у дома» стал наиболее активно растущим и сейчас от всей продуктовой розницы на него приходится порядка 33%, — говорит Жарский.

Эксперт отмечает, что для «Эссена», который в середине 2019 года уже закрыл магазин в Канаше, уход из моногородов, судя по всему, становится тенденцией. С другой стороны, компания вряд ли приняла решение полностью свернуть сеть гипермаркетов. Собеседник считает, что, скорее всего, часть из них останется, но, возможно, подход к продажам будет меняться в связи со сложившимися условиями.

По мнению главного исполнительного директора Х5, на рентабельность гипермаркетов повлияла интернет-торговля. Жарский же считает, что она вряд ли оказала какое-то давление, поскольку снижение доходов населения и как следствие спад потребительской активности отразился и на этом сегменте.

- А учитывая, что торговля продуктами через интернет почти везде требует плату за доставку, этот сегмент вряд ли пользуется большой популярностью, — добавил Жарский.

Он считает, что в ближайшей перспективе будут и дальше развиваться магазины формата «у дома» от таких федеральных сетей, как «Пятёрочка», «Магнит». Также эксперт прогнозирует дальнейшую экспансию франшиз от Metro и Spar, которые идут в народ под брендами «Малинка» и «Фасоль». Крупные гипермаркеты наиболее жизнеспособны в городах с населением свыше 100 тысяч человек, но за счет высокой конкуренции им необходимо будет регулярно пересматривать подход к настроениям покупателей.Источник - kazanfirst.ru Новость добавлена superbiznes
14.01.2020 10:28

Похожие новости

    #2
    20.01.2020 17:17
    Откуда: Москва
    Сообщений: 180
    Карма: 0.74
    Все дело в ассортименте. Карусель — это большая 5ка. Смысл туда ходить, если все то же самое есть в 5ке. Только она ближе, и очередей меньше.
    Та же Лента — образец в управлении ГМ. И чисто, и ассортимент приятный. И цены радуют.
        #3
        20.01.2020 17:21
        Откуда: Тверь
        Сообщений: 1775
        Карма: 6.09
        Mmalov написал(а):

        Все дело в ассортименте. Карусель — это большая 5ка. Смысл туда ходить, если все то же самое есть в 5ке. Только она ближе, и очередей меньше.


        трэшь, как минимум матрицы разные по ширине.
        Mmalov написал(а):

        Та же Лента — образец в управлении ГМ.


        Глобус образец ГМ.
        Mmalov написал(а):

        И цены радуют.


        я бы лучше сказал — "наценки дикие"))))

            Возможность комментирования закрыта.

            Прямой эфир



            FoodMarkets.ru © 2008−2020 Пользовательское соглашение