#1
Государство всерьез взялось за вывод транспортной отрасли из «серой» зоны. Крупнейшие транспортно-логистические компании одна за другой оказываются под пристальным вниманием налоговой службы. Становится очевидным, что отрасль ждет неизбежное «обеление» и уход части игроков, не готовых работать в рамках закона. По экспертным оценкам, налоговые потери для бюджета от теневого сектора отрасли составили за последние три года более 400 миллиардов рублей. И транспортно-логистическая отрасль может стать очень неплохим источником пополнения федерального бюджета.

Мимо налогов
В 2017 году крупнейший транспортно-логистический оператор России — компания «Деловые линии» с 4 тысячами единиц собственного автотранспорта получили претензии со стороны ФНС, что вынудило ее погасить долги перед бюджетом и полностью «обелиться». На практике проверку начинают с самого крупного игрока, а далее следуют вниз по рейтингу или проверяют вопиющие случаи, которые невозможно игнорировать. В текущем году под подозрением у налоговиков оказались такие транспортные компании, как «Дентра», ТК «Олимп», О2, РАТЭК, ГК «Горбуновъ», ПЭК. По информации источников в отрасли, в настоящее время проходит налоговая проверка в транспортно-экспедиторской компании «Гардарика» — это крупнейший по оборотам грузоперевозчик в Санкт-Петербурге. В июле текущего года в Татарстане ФНС предъявила претензии транспортно-экспедиционной компании «ЛидерТранс», работающей на рынке девять лет и владеющей более чем тысячей автопоездов.
По предварительным данным, сумма недоплаченных «ЛидерТрансом» налогов может составить около 1 миллиарда рублей. Делом уже заинтересовалось Следственное отделение по городу Набережные Челны. По неофициальным данным, сразу после визита в правоохранительные органы владелец «ЛидерТранса» Михаил Устюжанин выехал за рубеж и, судя по всему, возвращаться не собирается.
К сожалению, налоговая недобросовестность для отрасли грузоперевозок довольно типична. Сейчас, согласно данным базы «Спарк-Интерфакс», в России насчитывается около 20 тысяч компаний-автоперевозчиков с выручкой, превышающей 1 миллион рублей. Более 90 процентов из них являются микропредприятиями, годовой оборот которых — не выше 120 миллионов рублей. Только 8, 2 процента перевозчиков располагают более чем 240 транспортными средствами, но и такой автопарк не способен покрыть потребности крупных клиентов. Автопарком свыше тысячи единиц оперируют всего несколько российских компаний.
При этом схемы, которые применяют компании транспортно-логистической отрасли (что следует из анализа данных «Спарк» — прим. «Ленты.ру»), имеют свою специфику, но базово не сильно отличаются от других отраслей. В основном грузоперевозчики практикуют занижение базы налога на прибыль и неправомерное возмещение НДС за счет деления бизнеса, использование компаний-однодневок, уход от ЕСН через «серую» зарплату и сокрытие доходов за счет наличной оплаты.

Однодневки
В качестве хрестоматийного примера деятельности через «левые» компании можно привести все тот же «ЛидерТранс». В конце июля этого года в ходе выездной проверки ФНС были выявлены фирмы-однодневки, сотрудничающие с этой компанией. Как выяснили следователи, в конце каждого отчетного периода «ЛидерТранс» заключал договоры на оказание услуг с фирмами-однодневками, которые реальной деятельности не вели, занижая подобным образом базу налога на прибыль. Так, по итогам 2016 года чистая прибыль «ЛидерТранс» составила всего 3, 5 миллиона рублей при общем обороте в 1, 4 миллиарда рублей, или 0, 25 процента от оборота.
Ранее проходили сведения и о вопросах контролирующих органов к другим федеральным грузоперевозчикам — в частности, РАТЭК (на рынке 20 лет). По документам в 2016 году его выручка составила 3, 5 миллиарда рублей, но чистую прибыль задекларировали только в 385 тысяч рублей (0, 01 процента от оборота).
Схемы с фирмами-однодневками используются и для того, чтобы не платить НДС, что, в свою очередь, позволяет им делать выгодное ценовое предложение.
Анализ компаний-участников рынка автомобильных грузоперевозок Санкт-Петербурга и Ленинградской области (в редакции «Ленты.ру» есть копия исследования, подготовленного Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса РФ) предварительно выявил недоплату налогов в бюджеты всех уровней в размере более полумиллиарда рублей за три года. По оценкам аналитиков и данных «Спарк-Интерфакс», отчисления одной из самых крупных компаний региона «Гардарики» в шесть раз меньше отчислений «белых» компаний схожего масштаба деятельности. А одна из компаний региона занижала налоговые отчисления более чем в 100 раз.

«Серые» зарплаты и дробление бизнеса
Еще один излюбленный отраслевой прием для ухода от налогов — практика «серых» зарплат. СМИ писали, например, как на данной «деятельности» было поймано ООО «Глобал Логистик Транспорт» (около 300 большегрузных транспортных средств в собственности). В результате после налоговых проверок ФНС по Ставропольскому краю приостановила операции по счетам компании. Примечательно, что на интернет-форумах бывшие сотрудники ГК «Горбуновъ» (по некоторым данным, «Глобал Логистик Транспорт» — часть этой ГК) пишут о «серых» зарплатах.
Вообще «серые» заработные платы, а также проблемы и задержки с выплатами — повсеместная практика в отрасли. В частности, в этом году в Челябинской области прокуратура добилась погашения долга по зарплате в размере почти 1 миллион рублей перед работниками РАТЭК. Практикует «серые» зарплатные схемы, судя по всему, и другой крупный участник отрасли — ПЭК. Об этом говорят многочисленные сотрудники компании на сайтах отзывов работодателей.
Ситуацией в компании заинтересовался ряд контролирующих инстанций, в том числе — Росфинмониторинг, в котором ранее подтверждали жалобы со стороны сотрудников на начисление зарплат. Помимо схем с зарплатами, ПЭК при годовом обороте свыше 13 миллиардов рублей относит на себестоимость услуг более 11, 5 миллиарда. Опрошенные СМИ эксперты отмечают, что это слишком высокая себестоимость услуг, которую вряд ли можно внятно объяснить фискальным органам. Потенциальная недоплата в бюджет может составлять полмиллиарда рублей только за 2016-й и еще около 2, 3 миллиарда рублей — за последние шесть лет.
Также распространенная практика в отрасли — деление бизнеса, когда компании пытаются уйти от налога на прибыль и излишнего внимания проверяющих органов в попытке изменить свой статус как крупного налогоплательщика. Большинство крупных компаний отрасли выстраивает крайне запутанные схемы управления из целой цепочки компаний.

Скажи мне, кто твой друг
Власти больше не собираются мириться с тем, что более половины отрасли грузоперевозок находятся в «серой» зоне. Если еще около десяти лет назад выявление «серых» схем было для налоговых органов сложной задачей, требующей кропотливой работы и глубокого анализа, то сейчас, во времена big data («больших данных»), всеобщей автоматизации и технологий, этот процесс для налоговиков значительно упростился, что стало для владельцев нечистых на руку компаний настоящим кошмаром.

Проверки возмещения НДС идут в автоматическом режиме благодаря не имеющей аналогов в мире программе АСК НДС, которая автоматически находит несоответствие данных в цепочках поставок. Не так давно внедрена уже третья модификация этой программы, обладающая расширенными возможностями, которая позволяет отслеживать цепочку из более чем десятка компаний. Широко практикуются и выездные проверки, которые проводятся по совокупности критериев.

Представители ФНС в одном из интервью РБК рассказали, что подбор кандидатов на выездную проверку ведет автоматизированная система отбора налогоплательщиков — программный комплекс «ППА-Отбор». «Система анализирует большое количество информации из разных источников и по 12 критериям присваивает риск-баллы; чем больше их число — тем больше вероятность попасть на выездную проверку», — пояснили в ФНС. Поэтому теперь выявление бизнеса, практикующего уход от налогов, не является большой проблемой. Рано или поздно очередь дойдет до всех.
Скоро и сами клиенты смогут самостоятельно проверять своих партнеров. С 1 июня начал работу сервис «Прозрачный бизнес», раскрывающий информацию о численности работников организации, применяемых режимах налогообложения и участии в консолидированных группах налогоплательщиков. В этом сервисе также доступны данные о доходах и расходах организаций, суммах уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Помимо прочего, отражается информация и о налоговых правонарушениях.
Результаты работы налоговиков уже заметны. По данным ФНС, если в 2011-м году фирм, подходящих под признаки «однодневок», было 1, 8 миллиона единиц (40 процентов от общего числа зарегистрированных юридических лиц), то в 2017 году таких компаний осталось около 300 тысяч (7, 3 процента от всех юрлиц в стране). При этом в Минфине говорят о том, что поступления НДС в консолидированный бюджет с 2010-го по 2017 год возросли более чем в два раза — с 2, 5 до 5, 1 триллиона рублей.

Не уйдет никто
Возвращаясь к беглому владельцу «ЛидерТранса» Михаилу Устюжанину, стоит сказать, что от налогового возмездия он вряд ли уйдет. Как, впрочем, и другие «необелившиеся» топ-менеджеры российских транспортных компаний.
«В ближайшее время транзакции и физических лиц, и компаний будут известны администрациям основных налоговых юрисдикций, — говорит глава ФНС Михаил Мишустин. — Сегодня невозможно бесследно спрятать капиталы в какой-то юрисдикции, всего лет пять назад это было достаточно просто сделать, но это время закончилось на наших глазах. С этого года начинается автоматический обмен налоговой информацией. Это новая форма взаимодействия налоговых органов стран мира, когда информация установленного формата будет передаваться не по запросу, как это делалось ранее, а в автоматическом режиме. Это чисто автоматический обмен, и в зону видимости попадут абсолютно все налогоплательщики».
Российская Федерация уже утвердила всю необходимую нормативную базу для такого обмена и 7 июня успешно присоединилась к единой системе передачи данных ОЭСР. Перечень государств-партнеров для обмена насчитывает уже около 100 юрисдикций.
Исходя из вышеперечисленных фактов, можно сделать вывод, что регулирующие органы приступили к полномасштабным действиям по «обелению» отрасли, которая все еще находится в «серой» зоне. Какие игроки останутся после того, как процесс «отбеливания» завершится, и что ждет отрасль в целом? Как это отразится на клиентах и грузоотправителях? Пострадают ли они от снижения доступного транспорта и дополнительных проверок? Вот вопросы, ответы на которые интересуют всех, имеющих отношение к отрасли.

Одно можно сказать с уверенностью: если проверки налоговиков вскроют проблемы, описанные в данной статье, то следующими, кто будет работать с грузоперевозчиками, станут следственные органы.Источник - lenta.ru Новость добавлена Coore
17.08.2018 15:06
    #2
    17.08.2018 19:17
    Откуда: Москва
    Сообщений: 15865
    Карма: 115.14
    Посмотрел отчёт x5 — налог на прибыль по отношению к выручке меньше 1 процента!
    А точнее 0.8%.
    А в 15г — меньше полпроцента!
    А НДС — если развиваться — почти всегда к возмещению из бюджета будет.
    Правда в отчетности это я не смотрел.
    Но они никогда не окажутся
    Coore написал(а):

    под пристальным вниманием налоговой службы


    Ведь мы живём в России.
        #3
        17.08.2018 20:07
        Откуда: Москва
        Сообщений: 46724
        Карма: 298.11
        oatfield написал(а):

        Посмотрел отчёт x5


        кто о чем)))
        а тут
        Coore написал(а):

        Мимо налогов


        Coore написал(а):

        Однодневки


        Coore написал(а):

        «Серые» зарплаты и дробление бизнеса


        как без
        Coore написал(а):

        следственные органы.

            #4
            17.08.2018 20:32
            Откуда: Москва
            Сообщений: 5706
            Карма: 10.08
            Coore написал(а):

            Одно можно сказать с уверенностью: если проверки налоговиков вскроют проблемы, описанные в данной статье, то следующими, кто будет работать с грузоперевозчиками, станут следственные органы.


            свежо предание (с) но заносы в нужные кабинеты еще никто не отменял)))
                #5
                17.08.2018 22:10
                Откуда: Москва
                Сообщений: 15865
                Карма: 115.14
                Coore написал(а):

                В ближайшее время транзакции и физических лиц


                Большой привет тем, кто 'скидывал деньги на карту'.
                За последние 3 года.
                И отправителя привет, и получателям.
                13% минимум надо приготовить.
                Хотя может и пронесёт.
                А уж тем, кто ЗА ТОВАР принимал … оооо … это просто клондайк для родимого бюджета.
                    #6
                    19.08.2018 10:32
                    Откуда: Москва
                    Сообщений: 13
                    Карма: 0.04
                    Периодически получаю что то через ДЛ. Такой маленький
                        #7
                        19.08.2018 10:34
                        Откуда: Москва
                        Сообщений: 13
                        Карма: 0.04
                        нюансик — у них ВСЕГДА занижен как обьем, так и вес перевозимого. По факту едет 1 кбм весом в 360 кг, а по докам — 0.6 кбм и 200кг.
                            #8
                            19.08.2018 10:41
                            Откуда: Москва
                            Сообщений: 46724
                            Карма: 298.11
                            Masaco написал(а):

                            ДЛ


                            серьёзные "ребята"
                                #9
                                20.08.2018 07:52
                                Откуда: Москва
                                Сообщений: 91
                                Карма: 0.71
                                oatfield написал(а):

                                Большой привет тем, кто 'скидывал деньги на карту'.
                                За последние 3 года.
                                И отправителя привет, и получателям.
                                13% минимум надо приготовить.
                                Хотя может и пронесёт.
                                А уж тем, кто ЗА ТОВАР принимал … оооо … это просто клондайк для родимого бюджета.


                                Согласен!
                                Хотели сэкономить, а получилось как всегда.
                                Сейчас начнется волна, которая накроет всех, кто пытался схитрить с НДС. В том числе клиентов этих компаний, которые захотят вернуть НДС.
                                    #10
                                    20.08.2018 07:59
                                    Откуда: Москва
                                    Сообщений: 91
                                    Карма: 0.71
                                    Хорошо, что ИТЕКО абсолютно белые
                                    Было тяжело, часто прайс был выше конкурентов (на те же 18%), теперь всем воздастся по заслугам.
                                        #11
                                        20.08.2018 08:47
                                        Откуда: Ашхабад
                                        Сообщений: 110
                                        Карма: 0.84
                                        Coore написал(а):

                                        Как это отразится на клиентах и грузоотправителях?


                                        Как обычно. Вырастут ставки на перевозки. Стоимость логистики заложена в стоимости товара, для конечника. Так что, все эти судорожные подергивания, тупо вызовут рост цен на полках.
                                            #12
                                            20.08.2018 14:33
                                            Откуда: Новосибирск
                                            Сообщений: 26113
                                            Карма: 25.58
                                            oatfield написал(а):

                                            Посмотрел отчёт x5 — налог на прибыль по отношению к выручке меньше 1 процента!
                                            А точнее 0.8%.


                                            минимальное значение при котором налоговая тебя не трогает.
                                                #13
                                                21.09.2018 13:52
                                                Откуда: не указан
                                                Сообщений: 18
                                                Карма: 0.12
                                                Досвидули Ратэк… Ужас, груз клиент не может забрать уже 20 дней. Склад опечатан … Телефоны недоступны… Вот вам и серый пквозчик
                                                    #14
                                                    21.09.2018 14:49
                                                    Откуда: не указан
                                                    Сообщений: 18
                                                    Карма: 0.12

                                                        Возможность комментирования закрыта.

                                                        Прямой эфир



                                                        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение