#1
Александр Занадворов, владелец сетей «Седьмой континент» и «Наш», выходит из розничного бизнеса. Права аренды магазинов получат X5 Retail Group, «Азбука вкуса» и «Лента», бренд — холдинг «Сладкая жизнь»

Александр Занадворов, владелец сетей супермаркетов «Седьмой континент» и гипермаркетов «Наш», полностью выходит из розничного бизнеса. Об этом РБК рассказал источник на розничном рынке. «Сделка по выходу из бизнеса будет оформлена как продажа прав аренды всех магазинов и бренда «Седьмой континент», — продолжает собеседник РБК. — При этом сами помещения как супермаркетов, так и гипермаркетов остаются в собственности структур Занадворова».

Сейчас «Седьмой континент» насчитывает 120 магазинов в Москве. Почти половина из них — 50 точек формата «магазин у дома» (площадь 300–500 кв. м) — планируется передать X5 Retail Group под принадлежащий ей бренд «Пятерочка», еще 18 гастрономов в «знаковых местах центра Москвы» (включая супермаркеты на Большой Лубянке, Манежной площади и улице Серафимовича) достанутся «Азбуке вкуса». Все 14 гипермаркетов «Наш» арендует сеть «Лента».

Сам бренд «Седьмой континент» вместе с правами аренды еще 37 супермаркетов, а также розничные остатки товара получит холдинг «Сладкая жизнь» (дистрибьютор и франчайзи Spar, Eurospar и Spar Express).​ Это давний партнер «Седьмого континента». В сентябре 2016 года холдинг и сеть Занадворова объединили логистику, а основатель «Сладкой жизни» Альберт Гусев вошел в совет директоров «Седьмого континента».

Оставшиеся 15 супермаркетов «Седьмого континента» сданы по отдельности под «Магнит», «Атак», «Дикси» и другие магазины.

Александр Занадворов, Альберт Гусев и представитель «Азбуки вкуса» подтвердили РБК схему сделки​. «Компания рассматривает предложение об аренде части помещений, которые в настоящее время занимают магазины «Седьмой Континент», под «Пятерочку» или «Перекресток», — подтвердил РБК представитель X5 Retail Group. В «Ленте» не ответили на запрос РБК на момент публикации.

Рантье, а не продавец

Сдача площадей магазинов в аренду повысит позиции Занадворова в рейтинге российских рантье. По итогам 2016 года он занял 14-е место в списке крупнейших российских владельцев коммерческих площадей по версии Forbes. Ежегодный совокупный доход бизнесмена от аренды издание оценило в $180 млн.

Как рассказал РБК источник, близкий к сделке, все супермаркеты сданы в среднем на десять лет, «Лента» получила гипермаркеты на 15 лет. Общая площадь сданных помещений составляет около 370 тыс. кв. м. По словам собеседника РБК, супермаркеты сдавались на условиях ставки 9–10% от оборота магазина, гипермаркеты — 3, 5–5%. Сам Занадворов не стал комментировать цифры по различным форматам, лишь отметил, что «средняя ставка по всем сданным объектам составила примерно 8%».

Исходя из отчетности «Ленты» за первый квартал 2017 года, средняя выручка одного гипермаркета может составлять около 1, 5 млрд руб. в год. Таким образом, совокупный годовой платеж за аренду всех 14 гипермаркетов при ставке 3, 5–5% может находиться в пределах 0, 743–1, 062 млрд руб. По оценке INFOLine, годовая выручка без НДС одной столичной «Пятерочки» составляет около 170 млн руб, «Азбуки вкуса» — 580 млн руб, «Седьмого континента» — 370 млн руб, «стандартного» сетевого супермаркета — около 400 млн руб. Таким образом, за супермаркеты Занадворов может получить с новых арендаторов при ставке 9–10% 3, 51–3, 9 млрд руб. в год.

По словам источника РБК на розничном рынке, доход Занадворова от аренды прежних «Седьмых континентов» может быть и больше. По информации собеседника, средний оборот на сданных площадях (из 370 тыс. кв. м примерно 185 тыс. кв. м — торговые) составляет 300–500 тыс. руб. с 1 кв. м в год (без НДС). Тогда при средней ставке 8% аренда может приносить бизнесмену в год до 7, 4 млрд руб. ​

Вся недвижимость, принадлежащая Александру Занадворову, сейчас сконцентрирована в трех подконтрольных ему компаниях — ООО «МКапитал» (недвижимость супермаркетов «Седьмого континента»), ООО «Манежная площадь» (ТЦ «Охотный ряд») и ООО «Объединенные торговые центры регионов» (ОТЦР). Общая площадь всей принадлежащей бизнесмену недвижимости составляет около 1 млн кв. м, рассказал РБК источник, близкий к Занадворову. У «Манежной площади» — 70 тыс. кв. м, «МКапитала» — 510 тыс. кв. м и ОТЦР — 420 тыс. кв. м.

Последняя компания была создана относительно недавно, в сентябре 2016 года, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Занадворов стал ее единственным владельцем в декабре прошлого года. В конце июня 2017 года в числе акционеров появилась «дочка» Сбербанка — «Сбербанк Инвестиции». Согласно сайту ОТЦР, цель компании — ​приобретение в собственность и управление недвижимым имуществом в регионах России. Речь идет о гипермаркетах «Наш», торговых центрах в Ростове, Ярославле, Орле и Нижнем Новгороде, офисном центре на Боровском шоссе, а также нескольких гипермаркетах в Обнинске, Челябинске и Рязани. Эти торговые центры принадлежали ранее группе компаний «Ташир». Представитель пресс-службы группы Зара Аджемян подтвердила информацию об их продаже, воздержавшись от дальнейших комментариев.

Как пояснил источник, близкий к Александру Занадворову, вся недвижимость, принадлежащая бизнесмену, находится в залоге у Сбербанка и его структур. Общая сумма долговой нагрузки на три компании — порядка 70 млрд руб. «Последний кредит на 20 млрд руб. сроком на пять лет был выдан ОТЦР по схеме мезонинного финансирования, — поясняет источник РБК участие структур Сбербанка в капитале. — При продаже этой недвижимости Сбербанк получит 25%, Занадворов — 75% от суммы сделки».

Представитель пресс-службы Сбербанка отметил, что «эта информация относится к коммерческим отношениям банка и клиента», которые банк не комментирует.

Выход с континента

​«Седьмой континент» был основан в 1994 году Владимиром Груздевым. Занадворов стал совладельцем сети в 2002 году. В 2004 году «Седьмой континент» вышел на IPO и привлек в ходе размещения свыше $80 млн. Через три года Занадворов увеличил свою долю до 75%, а в 2010 году выкупил у фонда семьи Груздева еще 21, 3% компании. После этого «Седьмой континент» провел делистинг и стал частной компанией, на 100% принадлежащей Занадворову.

Как рассказывали РБК участники розничного рынка, после выхода Груздева из состава акционеров Занадворов неоднократно пытался продать «Седьмой континент» как полноценный проект, но покупателей так и не нашлось. «Магазины сети слишком разноформатные, и единым «лотом» продать их было очень сложно», — поясняют собеседники.

В 2013 году компания договорилась с X5 Retail Group о продаже аренды 130 магазинов на 15 лет, сделка оценивалась в $3 млрд. Однако Занадворов отказался от нее, после того как получил кредит Сбербанка на 44 млрд руб. «Я посчитал, что рациональнее будет вернуться к вопросу продажи операционного бизнеса через четыре-пять лет», — заявлял тогда Занадворов.

Но выход из розничного бизнеса Занадворов начал в итоге раньше, в 2016 году. В августе 2016-го в «Седьмой континент» пришел новый гендиректор Анатолий Подлесов, задачей которого было в том числе оптимизировать бизнес и сократить сеть с 156 магазинов до 120 за счет неэффективных точек, преимущественно в регионах. «Концентрация бизнеса в одном регионе позволит компании сэкономить на логистических издержках и сфокусировать внимание на оптимизации работы сети, которая началась летом этого года», — пояснял тогда Подлесов. В декабре прошлого года группа «Дикси» (развивает одноименный дискаунтер, а также супермаркеты «Виктория» и гипермаркеты «Мегамарт») выкупила у Занадворова часть недвижимости «Седьмого континента» в Калининграде.

Подробнее на РБКИсточник - РБК Новость добавлена alexmanager
28.07.2017 13:55
    #2
    28.07.2017 18:32
    Откуда: Москва
    Сообщений: 15865
    Карма: 115.14
    Осталась единственная сеть, где хоть что-то, иногда, можно купить — Азбука Вкуса.
    Вообще АВ — на мой взгляд и была единственной, которая торгует едой, а не SKU.
    И кое-что понимая в рознице, уважительно отношусь к Азбуке.
    Очень-очень-очень сложно торговать нормальным товаром и обеспечивать одновременно качественный сервис в таком количестве магазинов.
    7к вот не справился (и давно перестал справляться).
    А АВ справляется, причем несмотря на "госпрограмму" сокращения их целевой аудитории.
    Цены в АВ считаю адекватными (или даже низкими). Исправлено oatfield (28.07.2017 18:36)
        #3
        29.07.2017 07:39
        Откуда: Москва
        Сообщений: 947
        Карма: 0.59
        oatfield, цены на большинство позиций по группе овощи-фрукты в АВ точно завышены.
        И поставщики, и матрица по этой группе здесь практически те же, что и в Ленте, Перекрестке, БИЛЛЕ.
        Смысл переплачивать за стандартные яблоки Гольден, бананы, лук, петрушку, если через 10 метров в соседнем магазине все это есть и гораздо дешевле? За выкладкой по ФРЕШУ сейчас во всех магазинах стараются следить — эта группа по сути лицо магазина. Неспроста почти везде отдел фров располагается при входе.
            #4
            29.07.2017 07:42
            Откуда: Москва
            Сообщений: 947
            Карма: 0.59
            А так, да. И 7к, и Вкусвилл, и Мой магазин, да и сеть, где я трудился не смогли последовательно придерживаться одной стратегией: торговать нормальным товаром и обеспечивать одновременно качественный сервис… (с)
                #5
                29.07.2017 08:54
                Откуда: Москва
                Сообщений: 94
                Карма: 0.43
                Нужна система сильного внутреннего контроля, все эти товарищи экономят на этой системе

                Их дербанят свои же сотрудники.

                В одной из сетей в ходе проверки обнаружился личный самолет у сотрудника. Сотрудник работал в отделе закупок обычным менеджером . Исправлено stoper (29.07.2017 08:55)
                    #6
                    29.07.2017 08:56
                    Откуда: Москва
                    Сообщений: 94
                    Карма: 0.43
                    Про Азбуку Вкусса знаю много положительно т.к получаю инфу от первоисточника на уровне директора сети.
                        #7
                        29.07.2017 13:11
                        Откуда: Москва
                        Сообщений: 947
                        Карма: 0.59
                        stoper, на уровне директора сети тебе будут в уши лить только положительное. Общаться надо с категорийными, комдирами, в том числе уволенными…
                            #8
                            30.07.2017 10:19
                            Откуда: Москва
                            Сообщений: 15865
                            Карма: 115.14
                            NamiD написал(а):

                            цены на большинство позиций по группе овощи-фрукты в АВ точно завышены.
                            И поставщики, и матрица по этой группе здесь практически те же, что и в Ленте, Перекрестке, БИЛЛЕ.
                            Смысл переплачивать за стандартные яблоки Гольден, бананы, лук, петрушку, если через 10 метров в соседнем магазине все это есть и гораздо дешевле?


                            Скажите, 'помидор сетевой пластиковый' уже зарегистрирован как ботанический сорт?
                            Никогда во фрэше не работал.
                                #9
                                30.07.2017 20:28
                                Откуда: Москва
                                Сообщений: 947
                                Карма: 0.59
                                oatfield, все сети помимо дешевых "пластиковых помидоров" стараются иметь в наличии и хорошие тоже. Мы старались в свое время иметь на полках минимум 9 видов томатов в любой сезон. 2-3 точно съедобных:)
                                    #10
                                    30.07.2017 20:48
                                    Откуда: Москва
                                    Сообщений: 947
                                    Карма: 0.59
                                    Черри плам банч от Агрокомб. Московский есть точно можно. Бельгийский Биф, привлекательней всего смотрится на полках зимой. Несмотря на высокую цену лучше не брать — пластиковая дорогая замануха
                                        #11
                                        30.07.2017 20:49
                                        Откуда: Москва
                                        Сообщений: 947
                                        Карма: 0.59
                                        А летом — пожалуйте на рынок
                                            #12
                                            31.07.2017 07:28
                                            Откуда: Москва
                                            Сообщений: 3405
                                            Карма: 28.15
                                            NamiD написал(а):

                                            А летом — пожалуйте на рынок


                                            В пятницу брал на ярмарке вых.дня весьма достойные томаты по 120, а вчера (в воскресенье), проходя перед закрытием взял там же по 90
                                                #13
                                                31.07.2017 07:51
                                                Откуда: Москва
                                                Сообщений: 947
                                                Карма: 0.59
                                                art sidorov, ну да. Я и говорю, летом, если рынок недалеко, вообще в сетях незачем фрукты-овощи брать…

                                                    Возможность комментирования закрыта.

                                                    Прямой эфир



                                                    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение