#1
Рынок сыра претерпел за последний год глубокие трансформации: российские контрсанкции, попытка реализовать политику импортозамещения, соответственное наращивание производства российскими сыроделами, появление новых игроков и продуктов, существенный рост цен на продукцию. При этом сыр продолжает оставаться одной из ключевых товарных категорий любого продовольственного магазина.

Отечественный рынок сыра до середины 2014 года характеризовался преобладанием импортной продукции (70% от объема рынка приходится на импортные сыры). Однако продовольственное эмбарго, веденное в августе 2014 года, привело к кардинальным изменениям на рынке.
Правительственные меры направлены на стимулирование отрасли, создание условий импортозамещения, а также создание привлекательности отрасли и возвращение в отрасль инвестиций. Для поставщиков данный промежуток характерен сменой ориентиров поставок сыров в сторону стран Южной Америки, Азии, не попавших под эмбарго. Зарубежные производители из стран, попавших под санкции, в целях сохранения своих позиций на рынке стремятся переносить свои производства на российские площадки.

В тоже время существует проблема, что в России нет того многовекового опыта сыроделия, который есть в европейских странах. Сыр, как говорят сыроделы, – это продукт с «отсроченным» результатом. Головка сыра зреет не меньше 30 дней, поэтому технолог увидит результат и сможет скорректировать технологию как минимум через месяц, а то и больше. А корова – живой организм, через месяц молоко будет другое. Но опыт нарабатывается, хороший отечественный сыр уже начал появляться, и это радует, а вот закваски, технологии и оборудование для его производства остались в основном все равно импортные.

Серьезной проблемой отрасли является качество сырья и наличие на рынке фальсификата. Известно, что не из всякого молока можно сделать сыр. Как отмечает Елена Краснова, член Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ, хорошие производители сыра используют только «сыропригодное» свежее молоко высшего сорта, которое соответствует всем гигиеническим нормативам и под действием сычужного фермента образует прочный, эластичный сгусток с нормальным отделением сыворотки. Недобросовестные производители, применяя далеко шагнувшие технологии удешевления производства, могут использовать молоко более низкого качества, добавляя стабилизаторы, ЗМЖ и т.д.

Покупателям сложно самим в этом разобраться и купить именно то, что хочется: не всегда можно прочесть этикетку, цена также не дает верный ориентир, тем более в случае с фальсификатом. Поэтому «голосуя рублем» за более дешевый «сыр», покупатель может и не понимать, что приобретает эрзац и будет расплачиваться своим здоровьем. К сожалению, противостоять этой тенденции сложно, поскольку она экономически выгодна. Потребителям проще заплатить доступную цену за продукт, чем разбираться в его качестве. Это является дополнительным препятствием для развития качественного сыроделия на российском рынке.

Фальсифицированные сыры на рынке, безусловно, присутствуют, однако их рыночная доля является предметом дискуссии. Разброс экспертных оценок здесь чрезвычайно велик. Одну из самых радикальных – 78, 3% – озвучил Россельхознадзор. Именно такой процент фальсификата показал анализ сырья, проведенный ведомством. Однако Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) опроверг эти данные. Союзмолоко сообщил, что не получал материалы анализа, подтверждающие данные заявления. Союзмолоко регулярно проводит проверки и оценивает объем фальсификата на рынке молока в 10%, на рынке сыра, как на наиболее чувствительной категории, – не более 20-25%. Основная часть нарушений заключается в некорректной маркировке продукции при использовании жиров немолочного происхождения. Проблему фальсификации можно решить через увеличение штрафных санкций за введение потребителей в заблуждение. Соответствующие поправки, подготовленные Союзом производителей молока совместно с депутатским корпусом, уже внесены на рассмотрение в Госдуму.

Сегодня на российском рынке работает около 450 сыродельных предприятий. Введенное эмбарго, как отмечают эксперты отрасли, должно благотворно повлиять на игроков рынка. Прогнозируется рост производственных мощностей от 5 до 20%. Крупные отечественные игроки занимаются модернизацией своих производственных площадок. Например, 20 мая 2015 года состоялось открытие «Рубцовского сырзавода». После реконструкции заводом владеет «Вимм-Билль-Данн». Проведенная модернизация позволит заводу увеличить мощность по переработке молока с 500 до 600 тонн в сутки. Таким образом, завод сможет производить сыр «Ламбер» на 40% больше. Инвестиции, вложенные в реконструкцию, составили более 20 млн долларов.

Иностранные компании, чтобы не потерять свои доли на рынке, арендуют или инвестируют в модернизацию производственных линий отечественных молокозаводов для производства своей продукции в России. Например, «Валио», благодаря модернизации, планирует увеличение производства сыров на контрактном заводе «Галактика» в 3 раза, на заводе в Ершово в 2 раза. После введения эмбарго в 2014 году наблюдается падение доли ведущих брендов («Валио», «Сваля», «Арла»). Процесс восстановления брендов уже идет, однако, как считают эксперты рынка, в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать возвращения этих торговых марок на прежние позиции.

Для развития рынка сыров, как и во многих других отраслях российского бизнеса, предельно остро встает вопрос привлечение инвестиций. Однако в текущих экономических условиях это превращается в серьезную проблему. По словам Василия Бойко-Великого, президента агрохолдинга АО «Русское Молоко», вся молочная отрасль нуждается в серьезном кредитовании на льготных условиях. И Центробанк должен принять особые регламенты для оценки кредитных рисков сельхозпроизводителей, а не кредитовать сельское хозяйство на тех же условиях, что и нефтяников, газовиков. Так, в этом году многие сельхозпроизводители не получили кредиты ни на посевную, ни на уборочную, из-за жесткого критерия к заемщикам, установленного Центробанком, и желания банкиров кредитовать более прибыльные отрасли. Если мы хотим иметь дешевые и качественные собственные продукты питания и быть спокойными за продовольственную безопасность России, без вышеперечисленных мер не обойтись.

Что касается производства сыра, то по данным ФСГС РФ, в 2014 году производство сыра в России увеличилось на 15, 3% до 494, 3 тыс. тонн. За январь-август 2015 года производство сыра продолжало расти и составило 388, 6 тыс. тонн, что на 25, 3% больше аналогичного периода 2014 года. Эксперты рынка отмечают подозрительный рост объемов производства сыров и связывают это с резко увеличившимися объемами импорта пальмового масла в страну. Как известно, пальмовое масло является заменой молочного жира и используется для производства фальсифицированного молока, творога и сыра. Наращивание импорта пальмового масла выгодно для недобросовестных производителей сыров, которые таким образом могут снизить издержки производства на 30%.

Традиционно более 80% сыра производится в трех регионах страны:

Центральный федеральный округ – 39% от общего объема производства
Приволжский федеральный округ – 22%
Сибирский федеральный округ – 22%

Рекордная за последнее время инфляция в конце 2014 – начале 2015 года отразилась и на розничных ценах сыров. Отечественное производство с высокой стоимостью сырья, накрутки ритейлеров привели к росту цен на 15-20%.
По данным ФСГС РФ, в августе 2015 г. средняя розничная цена на сычужные сыры составила 400, 9 руб. за кг, значительно увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 16, 4%, что в рублевом эквиваленте составляет порядка 57 руб. Однако, за последние 5 месяцев наблюдается постепенное снижение розничной цены. Так, по сравнению с мартом 2015 года, в августе цена упала на 7, 6% (около 34 рублей).

Что касается средней розничной цены на плавленые сыры, то наблюдается обратная ситуация. По состоянию на август 2015 г. средняя цена составила 270, 2 руб. за кг. Темпы прироста цен на данный вид сыров составили 20, 6% или на 46, 2 руб. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Цены на плавленые сыры продолжают расти. С начала года розничная цена увеличилась на 9% (22 рубля).

Без импорта не обойтись

Введение продовольственного эмбарго сильно отразилось на поставках всей молочной продукции. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в 2014 году наблюдалось падение импорта сыра и творога на 46% в натуральном и на 42% в денежном выражении. По всем странам-лидерам 2013 года было значительное сокращение поставок в 2014 году. Импорт из Нидерландов упал на 56% (в натуральном выражении), из Литвы – на 35%, Финляндии – на 41%, Германии – на 65% и Украины – на 77%.

За первые пять месяцев 2015 года импортные поставки по-прежнему снижаются: в весе на 87% – до 12, 9 тыс. тонн, в стоимостном выражении на 88% – до 62, 3 млн долларов.

За это же время наблюдается также изменение в структуре стран-лидеров. На импорт из трех стран приходится более 60% поставок в натуральном и стоимостном выражении. Аргентина занимает долю в 36% (в натуральном выражении), на сыры из Сербии приходится 17% импортных поставок, объем импорта из Чили составляет 10%. По данным ФТС РФ, в 2014 году на рынок было поставлено около 700 брендов сыра. На импорт пяти ведущих брендов приходится 32% от всех поставок в натуральном выражении. Наибольший объем поставок приходился на бренд Valio (13% в натуральном выражении).

Немного экспорта

На протяжении последних пяти лет экспорт отечественных сыров неуклонно сокращается. В 2014 году экспорт сыров снизился на 15% в натуральном и на 23% в денежном выражении. Не стали исключением объемы экспорта за первые 5 месяцев 2015 года. В весе объем экспорта составил 2, 7 тыс. тонн (-18%), сыров и творога вывезли на сумму 6, 6 млн долларов (-46%). Структура экспорта сыров и творога по странам не претерпела особых изменений. На лидирующую позицию вышли поставки в Азербайджан, сместив с верхней строчки Украину. Также выросли поставки сыров в Грузию.

По данным ФТС РФ, в 2014 году на рынки других стран было поставлено около 300 брендов отечественных сыров. Поставки трех брендов на другие рынки занимают около 60% в натуральном выражении среди всего экспорта сыра. Лидером по экспортным поставкам является бренд Hochland, доля которого в 2014 году составила 27% в экспорте сыров и творога. В целом рынок сыра за последние несколько месяцев стабилизировался. Если не произойдет в ближайшее время никаких форс-мажорных обстоятельств, связанных с политическими или макроэкономическими факторами, то основные тренды, отмеченные в нашем материале, останутся без изменений. Очевидно, что новый импульс получит и борьба с недобросовестными производителями, что должно будет закономерно привести к сужению ниши сверхдешевых сыров, которые, как известно, и сырами то не являются.Источник - www.retail.ru Новость добавлена Marschal
13.11.2015 14:27
    #2
    16.11.2015 08:41
    Откуда: Нимбурк
    Сообщений: 798
    Карма: 1.87
    Глупейшай статья — про то, что всем и так известно, а другим — неинтересно

        Возможность комментирования закрыта.

        Прямой эфир



        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение