#1
По данным последних исследований Ромир, за период август-начало сентября яблоки и гречка стали своеобразной лакмусовой бумажкой, отражающей сложившуюся ситуацию на рынке продуктов питания. Если ситуацию с гречкой еще можно объяснить засухой и неурожаем, то яблоки, стоимость которых традиционно падала, в августе-сентябре только дорожают.

Компания Ромир подводит итоги наблюдений индекса потребительской корзины за август и первые недели сентября по данным панели домохозяйств SCIF. Напомним, что потребительская корзина Ромир состоит из социальных продуктов питания, товаров первой необходимости и ряда услуг. В целом по России в городах с населением 500 тыс и выше стоимость потребительской корзины за последние четыре недели непрерывно росла и повысилась в итоге на 114 рублей.

Подорожали даже сезонные продукты – яблоки, которые в августе традиционно дешевеют. В этом году они дороже, чем в июле. Даже в Южном ФО, где стоимость на них в среднем стала выше на 6 рублей, став максимальной с начала 2010 года.

Нельзя обойти стороной гречку и муку. Гречневая крупа в целом по России за август-сентябрь подорожала еще на 9%. Официальная причина подорожания – рост оптовых цен. Мука пшеничная в целом по России подорожала также на 9%. Причина подорожания та же – рост оптовых цен из-за неурожая.

Что касается гречки, то ажиотаж, связанный с этим продуктом, похож на искусственный. Дело в том, что по сравнению с картофелем, хлебом и даже макаронными изделиями, потребление гречки в нашей стране существенно меньше в "спокойные" периоды. Оно составляет примерно 5-6 кг в год, то есть полкилограмма в месяц на одного члена семьи. Существуют, правда, семьи, где гречки едят больше – по 1 кг в месяц. Тем не менее, даже для них гречка не является ключевым продуктом питания. Если взять семьи с килограммовым потреблением гречки на члена семьи, то по старым ценам они тратили на эту крупу 100-120 рублей в месяц, что составляет всего 1% от всех расходов на продукты питания. Традиционные же семьи с полукилограммовым потреблением тратят, соответственно, еще меньше, то есть – 0, 5%. Таким образом, подорожание гречки даже в 2 раза не может серьезно ударить по семейному бюджету. Но в августе-сентябре текущего года, некоторые приобрели гречку в количестве 10 кг, а это уже значительные расходы, которые влияют на материальное положение семьи в целом.

По данным наблюдений Ромир, больше всего товаров впрок было закуплено представителями среднего класса. У этой группы населения за месяц рост расходов составил более 14%. Объяснить это, отчасти, можно экстремально высокими закупками круп и других продуктов питания, которые на волне поднявшего ажиотажа совершили представители этой доходной группы. Более обеспеченные россияне не делают запасов дешевых продуктов, так как их потребление ориентировано на другую ценовую нишу. А менее обеспеченные не имеют достаточного запаса свободных денежных средств, для совершения масштабных приобретений продуктов питания.

Кроме того, в августе подорожал проезд в некоторых российских городах – это Воронеж, Ростов-на-Дону и Пенза.

Несмотря на это, индекс уровня жизни в среднем по крупным городам России постепенно повышается. В августе доля свободных средств в российских семьях, проживающих в городах 500 000+, составила 59% от всего месячного семейного бюджета (против 56% — в июле).

Но есть, так называемые, города-аутсайдеры по уровню жизни. Так, по данным Ромир, ниже, чем в других исследуемых городах, уровень жизни отмечен в Барнауле и Ростове-на-Дону. В Ульяновске и Пензе уровень жизни ниже среднероссийского примерно на 1/2. Самый высокий уровень жизни – традиционно в Москве и Петербурге.

Изменения в потреблении коснулись еще ряда продуктов питания. Снижение температуры в августе привело к падению потребления жидких кисломолочных продуктов (кефир, питьевой йогурт), которые в жару заменяли покупателям более тяжелую пищу. А вот с шоколадом ситуация обратная. Во время июльского зноя его приобретали меньше обычного, но с наступлением прохладной погоды потребление этого продукта вернулось к прежним показателям.

В августе немного снизилась доля покупателей приобретающих бутилированную воду. Если в июле эта доля составляла 55%, то в августе показатель снизился до 52%. Однако, стоит отметить, что данное значение все еще на очень высоком уровне. Например, в августе 2009 года (лето 2009 года не было таким жарким) бутилированную воду приобретали всего 39% домохозяйств. Кроме того, на 7% снизилась и частота покупок в данной категории.

Что касается газированных безалкогольных напитков, то доля их покупателей за последний период практически не изменилась. Это объясняется тем, что в отличие от бутилированной воды, многие потребители которой покупали ее только из-за жары, газированные безалкогольные напитки имеют свою довольно устойчивую аудиторию покупателей.

Напомним, что по показателям индекса покупательской активности, размер среднего покупательского чека, уверенно снижавшийся с марта по июль, за август-сентябрь вырос на 5-10%.Источник - foodmonitor.ru Новость добавлена Pavel_Mal
28.09.2010 10:02

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение