#1
Кондитерские изделия – высоко импульсный товар, почти 80% потребителей совершают покупку, не планируя ее заранее. А значит борьба за деньги покупателя происходит у полки магазина, а не на фабрике. Если смотреть на рынок FMCG в целом, то 33% россиян сократили частоту визитов в магазин, в том числе чтобы сэкономить на импульсных покупках. На какие тренды ориентироваться и как заинтересовать покупателя на динамичном рынке кондитерских изделий, ритейлеры и производители обсудили на конференции в рамках WorldFood2021.

В 2021 году категория кондитерских изделий выросла на 3, 6% в денежном выражении, что преимущественно связано с ростом среднего чека на 6% по сравнению с 2020 годом до 113 руб, сообщает исследовательский холдинг «Ромир». При этом динамика роста – ниже уровня инфляции. Основную долю в кошельке покупателя занимают шоколадные батончики (20%), печенье и крекеры (17%), конфеты (16%), торты и пирожные (14%). Интересно, что выбор покупателя смещается в сторону соленого: чипсы выросли на 2% (данные сканпанели «Ромир» за I полугодие 2021 г.).

Рост в дискаунтерах, алкомаркетах, онлайн

Сегодня на рынке FMCG 69% россиян обеспокоены ростом цен и инфляцией, а значит хотят так или иначе сэкономить. Более выгодные цены покупатели ищут в формате жестких дискаунтеров, доля которых 2021 году выросла на 32%. В частности, 79% россиян хотя бы раз в год покупают кондитерские изделия в сети Fix Price, а 47% – в сети «Светофор». Еще один канал, который активно развивается на сладком рынке – алкоспециалисты («Красное и Белое» и «Бристоль»). Здесь покупки совершили 45% и 14% россиян соответственно. Рост этих каналов продолжается, сети увеличивают покупательскую аудиторию по категории. Активно растет также онлайн-канал, там сладости хотя бы раз в год купают 53% населения. При этом частота дистанционных покупок кондитерских изделий растет, что формирует некую лояльность к каналу в этой категории, отмечает Анастасия Сидорина, заместитель директора по работе с клиентами в «Ромир».

ЗОЖ – уже не тренд, а реальность

Рынок здорового питания растет в среднем на 8, 5% в год и оценивается в 13, 5 млрд долл. (более 6% от оборота продовольственного рынка страны). При этом 88% россиян планируют покупать товары с низким содержанием сахара, 36% из них хотят увеличить потребление таких товаров. Платить за здоровые продукты и напитки больше обычного готовы 35–41% покупателей, по данным GfK Rus. То есть потребность в ЗОЖ-продуктах на рынке есть, но она не удовлетворена полностью, считает Константин Кугучин, экс-директор по закупкам и предложению «Товары широкого потребления» «Ашан Ритейл Россия».

Что касается производителей, то ЗОЖ-товары постепенно появляются в их портфелях наряду с традиционными сахаристыми изделиями. Например, бренд VivaChoco (г. Пенза) помимо классических конфет для детей запускает линейку изделий на фруктозе (без сахара) с начинками. Чуть позже компания начнет производство шоколада, пряников и овсяного печенья также без сахара для детей. «Мамы, которые ведут здоровый образ жизни прививают детям свои привычки, а мы хотим быть ближе к таким покупателям и предлагать товар который их обрадует», – отмечает Павел Кузяков, руководитель шоколадной фабрики.

Состав и упаковка

Рынок постепенно идет в сторону оздоровления состава и прозрачности производства. По мнению Константина Кугучина, ключевые точки развития на кондитерском рынке сегодня – упаковка, ингредиентный состав и комплаенс (соблюдение норм и стандартов).

Разнообразие вкусов – еще одна важный тренд. Традиционными стали около 50 новых вкусов продуктов питания, которые раньше были неочевидными для отрасли (черника, попкорн, лайм-мята и т.д.), считает Игорь Качалов президент центра «Ясные решения». Для эффективной работы на сладком рынке специалист советует смотреть на варианты вкусов в соседних товарных категориях возле кассы (напитки, соки, чай и т.д.).

Упаковка – неотъемлемая часть коммуникации с покупателем. К примеру бренд VivaChoco разработал упаковку в форме игрушек и героев совместно с итальянскими производителями упаковочного оборудования.

А чтобы стать ближе к покупателю – поместил в каждую упаковку раскраску, которая оживает при наведении камеры смартфона со специальным мобильным приложением. Применив комплексный подход (стабильное качество, вкус и грамотная коммуникация), бренд меньше чем за год стал продаваться в магазинах ключевых онлайн- и офлайн-ритейлеров.

Более высокие ценовые сегменты

Ежегодно в России в розницу продается 2, 7 млн тонн кондитерских изделий на 1, 3 трлн руб. (в среднем по 457 руб. за кг). К 2025 году ожидается рост до 2, 8 млн тонн изделий на 1, 5 трлн руб. Цена за килограмм при этом вырастет до 540 руб, что выше прогнозируемой инфляции, по данным «Росстат». Это говорит в том числе об уходе производителей в более высокие ценовые сегменты. Поэтому в ближайшие 5 лет произойдет колоссальный рост категории, считает Игорь Качалов. Будут востребованы кондитерские изделия сегментов «средний» и «средний плюс» (объем этого сегмента составит не менее 300 млрд рублей). В этой связи, специалист советует не бояться инвестировать в новые продукты, вкусы, решения, закупать новое оборудование, создавать новые виды товаров.

Кондитерка на развес помогает заработать магазинам «у дома»

В 2021 году доля развесных кондитерских изделий падала абсолютно во всех форматах кроме минимаркета. К примеру в магазинах сети «Фасоль» шоколадные батончики и развесное печенье составляют ¾ всех продаж категории кондитерских изделий. При этом развесное печенье приносит 31, 89% прибыли, обгоняя шоколад (22, 33%) и снеки (21, 20%), рассказывает Валерия Сидорова, менеджер по ассортименту и мерчандайзингу франчайзингового проекта «Фасоль».

Специалист отмечает несколько причин.

1.Расширенный ассортимент: у большинства производителей в портфеле более 1, 5 тыс. SKU. Это позволяет регулярно ротировать ассортимент в малой рознице;

2.Развесные кондитерские изделия относятся к Back basket категории (в ней сложно сравнить цены: разная упаковка, вес, бренд). Это товары пониженной ценовой чувствительности, которые помогают заработать (товарооборот back basket – около 68% от общего оборота) и отстроиться от конкурентов;

3.Категория с «расширяемым» потреблением – увеличение размера покупки не приводит к снижению частоты покупок. Иначе говоря, чем больше изделий под рукой, тем больше будет съедено.

Замороженная продукция в тренде и упрощает логистику

Заморозка стала фаворитом по всему миру в период пандемии. Кондитерский рынок – не исключение. К примеру, в 2020 году ГК «Лотос» из Ярославля (6 розничных магазинов и цеха собственного производства) открыла линию кондитерских изделий с шоковым охлаждением и в 3 раза увеличила объем выпуска продукции за период пандемии. Сегодня компания производит до 10 тыс. тортов и 15 тыс. тонн десертов в месяц. Для этого ритейлер специально разработал линейку тортов, которые выдерживают низкие температуры (без растительных жиров, свежих ягод, белков и т.д.), а при заморозке в изделии не образуются кристаллы льда, которые повреждают конечный продукт при дефросте. Срок хранения таких тортов 60 суток, что значительно упрощает логистику. Новое производство позволило заместить 80% сторонних брендов продукцией своей марки на полках сети, наладить поставку замороженной продукции в кондитерские «Фрекен Бокен» в Ярославле, ряд розничных магазинов в регионе и продавать продукцию через сервисы «Самокат» и «Озон».

В целом, доля продаж собственных торговых марок ритейлеров в FMCG активно растет: за 10 лет с 1, 7% до 5, 9%. По данным «Ромир», кондитерские изделия под СТМ хотя бы раз в год покупали 70, 2% россиян.Источник - www.retail.ru Новость добавлена superbiznes
01.11.2021 10:17

    Возможность комментирования закрыта.

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение