#1
17.09.2010 15:14
Город: Пенза
Карма: 1.98
Они готовят менеджеров с первого класса
Начальная школа в Америке

Flashback. Три года назад…

Мы идём в школу, в первый раз. Я и мой шестилетний сын Андрей. Мой единственный ребёнок, мой золотой мальчик, мой умница и красавец. В школу. Один. Без мамы. И ладно бы только это…
— Малыш, ты понимаешь, что в школе всё будет не так, как дома…
— Конечно. Там нет телевизора.
— Телевизор там как раз есть. Но! Там НИКТО не говорит по-русски!
Мы идём не просто в школу. Мы идём в первый класс американской общеобразовательной школы, и мой сын ещё ни слова не знает по-английски.


Когда в 2006-м мы приехали в Америку, наш ребёнок уже достиг призывного школьного возраста, и проблема обучения проявилась во всей полноте. Образование здесь обязательное — независимо от того, приехал ты на год или навсегда, отдавать ребёнка в местную школу придётся.
Тогда я понятия не имела, как устроена американская школа, и разбираться пришлось по ходу дела. Так я с тех пор и учусь, сейчас уже в третьем классе. Не то чтобы я стала большим специалистом в области образования, но некоторый опыт накоплен.

Часть первая. Выбор

В бесплатную школу ребёнок попадает по «прописке». Узнать, к какой школе относится та или иная улица, можно на сайте местного районо (County Public Schools Organization). Мудрые люди при покупке и съёме жилья начинают с изучения этого сайта. Потому что мудрые люди сначала выбирают школу, а потом уже, исходя из её местонахождения, ищут жильё.
Система школьного образования строится по принципу пирамиды. Начальные школы обычно небольшие; в нашей, например, учится около шестисот детей. Средняя школа уже побольше, в неё «вливается» несколько младших школ, старшая — ещё больше, она замыкает пирамиду.
На сайте каунти (административного округа) есть информация о каждом учебном заведении. Заглянув на сайт, вы сможете узнать количество и уровень квалификации учителей и других специалистов, работающих с детьми, расовый состав школьников, материальную обеспеченность родителей (показатель — количество предоставляемых бесплатно обедов), успехи учеников за последние три года, техническое обеспечение школы, наличие или отсутствие нештатных ситуаций за последние годы (пожар, драка, прочие неприятные инциденты). Поинтересуйтесь наличием дополнительных услуг (продлёнка, специальные программы для особых детей, программа «Продвинутое обучение»), а также бюджетом школы. Проанализировав эти данные, вы сможете подобрать школу, которая подойдёт вашему ребёнку.

Теперь у вас не возникнет вопрос: почему одинаковые дома на соседних улицах так отличаются по цене. Просто они относятся к разным школам…

Часть вторая. Обучение

Классный учитель меняется в младшей школе каждый год. Преподаватель обязан иметь лицензию на работу в определённом классе (первом, втором и т.д.) и свою программу. Набор предметов строго определён. Например, в третьем классе изучают математику, искусство, таинственный предмет под названием «Здоровье», социальные науки (от четверти к четверти варьируются география, история Америки, мировая история и экономика), естественные науки (биология, физика), музыку, английский язык. Знание английского оценивается отдельно по чтению, устному владению, правописанию и письму. Я не ошиблась, письмо и правописание — это разные дисциплины. В первом случае важна правильность написания слов, их здесь банально заучивают и пишут тесты. Во втором — умение изложить свои мысли на бумаге, пусть и с ошибками, но связно и по правилам построения эссе. С первого класса здесь учат высказывать свои мысли в определённой форме: вступление (не менее трех предложений), основная часть, содержащая три аргумента, и заключение, где обязательно есть вывод.

Откровением для меня стало изучение основ экономики в начальной школе. «Я всё понял, — с ужасом сказал мой муж, когда ребёнок принес из школы вопросы по экономике. — Они здесь готовят менеджеров с первого класса! Пока мы в школе палочки и крючочки пишем, здесь учат, кто такой продавец, кто производитель и какова должна быть норма прибыли…»

Всё начинается с игры. Перед Новым годом в школе устраивают фабрику мелков. Ученики месяц собирают старые восковые мелки, дома снимают с них бумажные обёртки и несут в школу. В назначенный день мелки разбирают по цветам, плавят в специальных посудинах, разливают в формочки, опускают в холодную воду и потом, когда эти новые мелки высыхают, продают их на школьной ярмарке. Выстраивается технологическая цепочка, каждый отвечает за свой участок производства, всё считается и описывается в терминах. А вырученные средства идут на закупку дудочек в подарок «производителям». Мой ребёнок был страшно увлечён этой идеей, бумажную стружку с претендентов на утилизацию снимали всей семьёй.
Одна моя знакомая побывала на уроке у своего сына. Она была очень удивлена вопросом учительницы, который та задала детям в конце занятий: «Did you have fun?» («Вам было интересно? Вы получили удовольствие?») В этом вопросе кроется кардинальное отличие американской начальной школы от российской. Здесь главное — получать удовольствие, участвовать в процессе, радоваться.
А результаты? Не волнуйтесь, всё учитывается. Личное дело — своего рода «кредитная история» каждого ученика — хранит информацию обо всех его успехах и проблемах, с подготовительного класса до поступления в колледж. И тогда весь этот многолетний fun (удовольствие) становится либо хорошей заявкой на будущее, либо… Либо наоборот. Ничего личного, только деловые отношения.

Часть третья. Правила поведения

На первый взгляд, начальная школа — сплошное удовольствие и весёлая игра. Преподаватели улыбаются, директор знает всех по именам, любая встреча учителя с родителями начинается с фразы: «У вас замечательный ребёнок! ». А между тем… Знаете, сколько оценок по поведению в табеле моего сына? Десять. Отдельно оцениваются: ответственное отношение к учебе, соблюдение правил школы, вежливость, самоконтроль, умение выполнять предписания, восприятие и следование устным инструкциям, умение организовать своё рабочее место, уважение к материальным ценностям школы, умение эффективно использовать время, работать в команде. Я не издеваюсь, передо мной лежит табель сына за прошлую четверть.

Запрещено: бегать, прыгать (можно только на игровой площадке во время перемены), брать чужие вещи без спроса, списывать, хватать товарища (так называемые контактные игры). По этой «статье» проходят в начальной школе многие дети из России. У нас другое представление о «личном пространстве», и к местным обычаям надо привыкнуть.

Одно из самых распространенных наказаний — посидеть на стульчике. За более серьёзные нарушения — привод к директору. Самые страшные проступки — игрушечное оружие или в шутку сказанное «я тебя убью» — караются очень сурово, вплоть до исключения с «волчьим» билетом.

Система поощрений у нас в школе тоже какая-то странная. Неделю дети получают школьные «доллары» за хорошее поведение и прилежную учебу (прав был муж насчет менеджеров! ). В пятницу на них можно купить игрушки, карандаши, ластики в форме зверушек либо продолжать копить и тогда уже приобрести какие-нибудь духовные ценности. Например, обед с учителем.
В прошлую пятницу мой сын купил себе такой обед на школьные доллары. «Мама, мне стало жаль нашу учительницу. С ней уже давно не покупали обеда», — так объяснил он свой поступок. А что же будет, когда он вырастет? Всех девчонок зажалеет…
Самый дорогой обед — с директором. Да… Чего-то всё же я не понимаю и, видимо, уже никогда не пойму. Отдавать свои кровные за разговор с собственной училкой или директором во время обеда! Честное слово, я бы сама заплатила, чтобы не видеть в обед нашу директрису.

Часть четвертая. Общение родителей со школой

Обо всём, что происходит в школе, я узнаю раз в неделю из жёлтого конверта. Он приходит по четвергам. Вот и опять. Открываем, изучаем.
Пять листочков с математическими примерами. Они закончили вычитание и перешли к умножению. Судя по звездочкам и улыбающимся рожицам, ребёнок хорошо справился с заданиями. Далее два листочка с тестами по английскому правописанию. Здесь это называется спеллинг… Тоже ничего, тянет. Результаты теста по истории Древнего Египта. Из 25 вопросов правильно ответил на 24. Ну прямо гений какой-то у меня растёт!
Кроме отчёта об академической успеваемости, в жёлтом конверте ещё и меню школьной столовой на следующий месяц, и приглашение принять участие в благотворительной акции, и информационный листок родительского комитета.
Так и общаемся. Родительских собраний здесь нет. Учитель встречается с родителями раз в год, в октябре. Беседуют с глазу на глаз. На эти встречи отведено два неучебных дня. Сначала вам будут долго и восхищённо рассказывать о том, какой чудесный у вас ребёнок, какая он умница и как учитель счастлива, что ей довелось учить именно его. А потом скажут как бы невзначай: «А вот кое над чем мы планируем поработать». И тут надо слушать внимательно, потому что это и есть полезная информация.
Вы будете знать обо всём, что происходит с вашим ребёнком, но если претензий к нему нет — можете в школе не появляться. Если же вас что-то не устраивает, записывайтесь на внеочередную встречу. Это лучше всего сделать по электронной почте. Интернет — предпочтительный способ общения. Учителя отвечают развёрнуто и оперативно. Хотите посетить урок? Пожалуйста! Кстати, можете помочь, мелкая работа есть всегда. Например, в четверг разложить бумаги по жёлтым конвертам.

Часть пятая. Специалисты

С первого класса с моим сыном занимается миссис Хардисти — преподаватель ESL (English as Second Language). Энергичная седая дама, сама мать троих уже взрослых мальчиков, опыт преподавания английского для маленьких иностранцев — тридцать лет. Насколько я знаю, в нашей школе учатся дети из 50 стран, они говорят на 47 языках, так что скучать миссис Хардисти не приходится. Моего сына она забирает с уроков два раза в неделю (раньше забирала чаще) и занимается с ним индивидуально или в группе из двух-трех человек минут по сорок.
А ещё раз в неделю его забирает кудрявая улыбчивая миссис Ди — логопед. Миссис Ди нам положена из-за заикания. Для логопедических занятий пришлось пройти специальную комиссию. Сначала мне казалось, что конца и края не будет этим заседаниям, решениям, постановлениям и количеству подписанных мною бумаг. Но сейчас я очень довольна: вообще-то индивидуальные занятия со специалистом стоят в Америке очень дорого. Только тест на дислексию — около двух тысяч.
Кроме учителя ESL и логопеда, в школе работают психолог, дефектолог, специалист по обучению детей с аутизмом и ассистенты для деток с ограниченными возможностями. Все эти программы бесплатны, если школьная комиссия признает ребёнка нуждающимся в специальной помощи. Бюрократическая машина работает исправно, и, если вы будете настойчивы, вы получите всё, что нужно вашему ребёнку.

Часть шестая. Частные школы


Забавными наблюдениями поделилась моя подруга. «В Америке, — сказала она, — есть особый тип женщин. Стройные невысокие блондинки с тонкими щиколотками, приветливые и доброжелательные, они предпочитают спортивный стиль в одежде и рожают преимущественно девочек. Таких же тоненьких и белокурых прилежных учениц, строго следующих правилам». Вы спросите, к чему это я? К частным школам. Дело в том, что 80 % таких девочек учатся в частных школах. По крайней мере, в старших классах.
Частные начальные школы бывают разные: для детей со специальными потребностями, для особо одарённых, с высоким IQ; бывают при церкви, впрочем, без особого нажима на религию; бывают со специальной программой, вроде школы Монтессори. Цена обучения варьируется — от 12 до 25 тысяч долларов в год. Старшие — другое дело. Они ориентированы, прежде всего, на подготовку в хороший колледж и часто организованы как пансион. Конный спорт, плавание, танцы. Не считая математики и иностранных языков в ассортименте. Стоимость сопоставима с оплатой колледжа — около 50 тысяч.
Обычно детей отдают в частную начальную школу из экономии. Да, как это ни парадоксально звучит. Отдав туда ребёнка, родители могут позволить себе лучший дом, пусть и в плохом, с точки зрения выбора школ, районе. Однако известно, что хорошая публичная школа гораздо лучше частной. Уж богаче-то — наверняка. А хороший бюджет — это не только техническое оснащение и дополнительные кружки, это ещё и учителя, которые ценят свой труд.

Flashback. Три дня назад…


Мы едем в школу. Я и мой девятилетний сын, третьеклассник.
— Малыш, я забыла написать записку учительнице о том, что заберу тебя чуть раньше… Ну ничего. Скажешь ей сам, ладно?
— Хорошо.
— И в столовке спроси, сколько там осталось у тебя денег на ланчи…
— Ладно, — кивает, задумчиво смотрит в окно, и вдруг выдает: — Мама, а когда я выучил английский язык?
— Ну откуда ж я знаю, Андрюш. Сам-то как считаешь?
— Не знаю, я не заметил…
И правда, не заметил. Может, потому, что школа — это интересные занятия, а не тяжелый труд? Возможно. Но, надо признать, палочки и крючочки он пишет отвратительно.

http://family.booknik.ru/parents/adults/?id=31635&utm_source=sj9&utm_medium=banner200300&utm_campaign=booknikfam
      #2
      18.09.2010 17:07
      Откуда: Сочи
      Сообщений: 36162
      Карма: 125.94
      Ты, Марина К, умница, однако, но, для нас это адаптируй. И все будет хорошо.
          #3
          20.09.2010 07:34
          Откуда: Новосибирск
          Сообщений: 1488
          Карма: 1.76
          Интересно а как это ребенок проучившись там 3-5 лет вольется в нашу систему образования? как уровень знаний соотносится? есть у кого опыт?

              Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

              Нас уже 247256!
              Новый пользователь: Mejdzher
              Сейчас на сайте 268 пользователей

              Прямой эфир



              FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение