#1
Продуктовые сети не смогут развиваться и приобретать новые точки продаж, если в результате покупки их доля на рынке превысит 25%. Такие поправки разработала Федеральная антимонопольная служба России, стремясь сохранить конкуренцию между игроками. Как поясняют в ведомстве, согласно нынешнему законодательству, если сеть занимает долю рынка в 24%, то ФАС не вправе запретить ей приобретение другой компании, даже если после этого ее доля значительно превысит оговоренный порог. Крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group, развивающий в Челябинске сети «Пятерочка» и «Перекресток», признает, что в случае принятия этих поправок им придется пересмотреть планы по развитию, причем не только там, где их доля уже составляет 25%, но и в тех местах, где только приближается к этой цифре. Местные участники рынка отмечают, что практически все сделки изначально согласовываются с УФАС, поэтому нарушения в этом вопросе редки.

Федеральная антимонопольная служба России подготовила поправки в закон «О торговле», касающиеся доли, занимаемой продуктовой сетью в городских и муниципальных округах. Согласно действующему законодательству, ретейлер не имеет права занимать более 25% рынка. Иначе говоря, компания, контролирующая четверть рынка, не может открывать и приобретать новые магазины.

Однако если доля участника рынка составляет 24%, то ФАС не вправе запретить ему покупать новые магазины, даже если после этого он будет занимать значительно больше 25%. Таким образом, по мнению сотрудников ФАС, теряется смысл ограничения и конкуренция как таковая, а вместе с тем покупатель не имеет выбора в продуктовых магазинах. В итоге ведомство разработало предложения, согласно которым компания не может приобрести новые точки продаж, если в результате этого будет превышен порог в 25%.

Отметим, что в середине января члены Межотраслевого совета по развитию потребительского рынка, в который входят крупнейшие российские ассоциации, представляющие интересы производителей и ретейлеров, представили собственные поправки в закон «О торговле», главная из которых как раз касалась антимонопольного регулирования товарного рынка. Так, было предложено увеличить ограничивающую норму с 25 до 35% для ретейлеров в городах с численностью менее 100 тысяч человек.

Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов удивлен поправкам, предложенным ФАС. По его словам, участники рынка только-только начали адаптироваться к требованиям закона «О торговле». Кроме того, как отмечает собеседник сайта, в поправках нет ни слова о том, как в течение года будет высчитываться текущая доля сети и возникающая после поглощения. «Доля компании высчитывается, исходя из результата замера объема рынка Росстатом и показателей товарооборота сети, – объясняет г-н Сусов. – ФАС не станет считать чаще, и как же тогда антимонопольщики определят долю сети в промежутке между замерами?».

Таким образом, по мнению директора по корпоративным отношениям X5 Retail Group, уже ясно, что, продолжив развитие, сеть рискует нарушить закон. «Если поправки будут приняты, нам придется пересмотреть свои планы развития не только там, где доля сети уже достигла порога в 25%, но и там, где только приближается к нему», – резюмировал Михаил Сусов.

Комментируя заявление ФАС относительно сохранения конкуренции на рынке и предоставления выбора покупателям, заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов отмечает, в Челябинске присутствует конкуренция среди всех форматов торговли – экономкласса, среднего и выше среднего, а также среди гипермаркетов. «Закон новый, сразу всего не охватить, поэтому постоянные дополнения – это нормально, – высказывает мнение собеседник сайта. – В целом, он отражает особенности современной торговли, в нем обозначены характерные для отрасли проблемы, однако зачастую хочется увидеть больше конкретики, чем общих мест». Так, в вопросе запрета на возврат товара г-ну Новокрещенову не хватает конкретных параметров и критериев той или иной продукции, возвращать которую нельзя. Кроме того, по словам представителя ТС «Союз», неплохо было бы прописать ответственность каждого участника торговли за нарушение той или иной нормы: какое наказание в данной ситуации понесет поставщик, а какое – продавец.

Иного мнения придерживается коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов, считая, что закон «О торговле» не имеет никакого отношения к тому, что сейчас происходит на рынке. «Концептуально это закон не о торговле, – уверен собеседник сайта. – Его написали и пролоббировали производители товаров, а возник он вследствие перепроизводства – производителям стало не хватать места на полке». При этом тот факт, что в действующий закон то и дело вносятся поправки и дополнения, г-на Грибанова не удивляет – он считает это нормой.

Оценить в цифрах положение участников челябинского рынка, по словам коммерческого директора РС «Проспект», сложно: в городе действует множество продуктовых рынков, причем как розничных, так и мелкооптовых. «При этом если какая-то компания намерена расширяться, то есть приобретать новые магазины, она практически всегда консультируется с УФАС, — продолжает Андрей Грибанов. — В конце концов, можно найти выход и путем оформления на другие юридические лица, но это практикуется нечасто»Источник Статья добавлена Кот
14.02.2011 11:59

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение