• Главная » 
  • Статьи » 
  • Будет ли в Беларуси «молочная война» с инвесторами?
#1
Инвестиционная привлекательность молочного рынка Беларуси оказалась под большим вопросом после совещания у президента, на котором было заявлено о возможном уходе с белорусского рынка компании «Данон-Юнимилк».

Эксперты видят два сценария развития. Первый — сложившийся конфликт мирно разрешится. Второй — крупный инвестор в лице «Данон-Юнимилк» уходит с рынка, и это приводит к ряду нежелательных последствий для отрасли.

В последние два года Беларусь много делала для повышения своей инвестиционной привлекательности, и на этом фоне публичный разнос компании «Данон-Юнимилк» на совещании у президента выглядел, мягко говоря, нелогично. Даже если к инвестору и были серьезные претензии.

Впрочем, представители французско-российской компании в полемику с белорусскими властями вступать не стали, что также было ожидаемо. Бизнес, в конце концов, прежде всего.

«Компания «Данон-Юнимилк» заинтересована в построении отношений с белорусской молочной промышленностью, создании новых современных производств и развитии их сырьевых баз, — заявили БелаПАН в пресс-службе французско-российской компании. — Политика ведения бизнеса «Данон» во всем мире состоит в том, чтобы неукоснительно действовать в соответствии с международными соглашениями и национальными законодательствами. Компания «Данон-Юнимилк» уважает мнение белорусских властей и будет продолжать сотрудничество с ними».

Комментарий пресс-службы говорит о том, что бизнес в Беларуси французско-российская компания терять не хотела бы. Вместе с тем, официальный комментарий не содержит категорического утверждения, что «Данон-Юнимилк» будет продолжать работать на белорусском рынке.

Белорусские власти отвели руководству «Данон-Юнимилк» три месяца, чтобы выполнить те условия, которые они выставляют французско-российской компании.

«Если вы в первом квартале не выполните мои поручения, вы на рынке Беларуси больше работать не будете», — подчеркнул Александр Лукашенко, обращаясь к руководству «Данон-Юнимилк».

Государство требует от французско-российской компании увеличения глубины переработки молока, привлечение новых инвестиций в строительство и техническое переоснащение молочнотоварных ферм, а также «справедливого распределения» прибыли, заработанной в стране.

По мнению Лукашенко, к настоящему времени «Данон-Юнимилк» не выполнил те ключевые условия, которые перед компанией ставило государство. «Вы ведете борьбу внутри страны и сплавляете молоко без добавленной стоимости непонятно куда. Так получается? Почему до сих пор не навели порядок?», — задал риторический вопрос руководству иностранной компании белорусский лидер.

В какой мере иностранный инвестор теперь станет выполнять выдвигаемые условия, сказать сложно. Первый квартал должен дать ответ на этот вопрос.

Участники инвестиционного поля Беларуси видят два сценария дальнейшего развития событий.

Первый — инвесторы подстроятся под требования, которые предъявляет им белорусская сторона.

«После совещания у президента по молочной отрасли можно ожидать повышение качества инвесторов и серьезности их намерений в реализации проектов на белорусском молочном рынке. Интерес тех инвесторов, которые ориентируются на глубокую переработку молока и производство молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью, к белорусскому рынку сохранится», — полагает аналитик белорусской инвестиционной компании Capital Times Антон Гомельков.

При этом он полагает, что уход компании «Данон-Юнимилк», если до этого дойдет, окажет негативное влияние на инвестиционную привлекательность молочной отрасли Беларуси.

«Безусловно, уход с рынка крупного иностранного инвестора может оказать влияние как на инвестиционную привлекательность молочной отрасли, так и на решения о входе на рынок Беларуси потенциальных инвесторов», — считает эксперт.

Руководитель информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока «Союзмолоко» (Россия) Татьяна Рыбалова полагает, что уход компании «Данон-Юнимилк» отразится на экспортных возможностях белорусского молочного рынка.

«Значительный объем продукции, произведенной в Беларуси, компания поставляет в Россию. Сегодня для российского молочного рынка характерен высокий уровень конкуренции, и конкуренция продолжает нарастать. «Данон-Юнимилк» имеет отлаженную систему сбыта, благодаря чему компании удается контролировать значительную долю рынка. Совершенно очевидно, что белорусскому производителю, который потенциально может занять место этой компании, не удастся организовать логистику на таком уровне», — полагает эксперт.

В свою очередь, аналитик крупного коммерческого банка Беларуси, предметно изучавший молочный рынок, предполагает, что уход «Данон-Юнимилк» заметно затруднит привлечение инвестиций в эту отрасль.

«Любой инвестор, когда приходит на новый рынок, всегда изучает опыт коллег. Вдруг оказывается, что других инвесторов нет. Конечно, инвестор в этом случае откажется от прихода на рынок», — полагает Татьяна Рыбалова.

Впрочем, ничего страшного в том, что страна может лишиться такого крупного «молочного» инвестора как «Данон-Юнимилк», белорусская сторона не видит.

На совещании у президента было недвусмысленно заявлено, что нашей «молочке» бренды с мировым именем не нужны.

«Сегодня в России есть бренд «белорусское». Ничего не надо: напишите, что это из Беларуси — россияне с руками и ногами купят», — уверен Лукашенко.

Однако эксперты российского молочного рынка считают, что значение бренда в процессе поставок белорусской продукции в Россию преуменьшать не стоит.

«Российские потребители уважают белорусскую продукцию, считают ее более натуральной, но, находясь у магазинной полки, потребитель, как правило, отдает предпочтение известным белорусским или российским маркам, а не продукции, произведенной в белорусской глубинке. Белорусским производителям стоит задуматься над созданием и продвижением брендов», — считает Татьяна Рыбалова.

Концентрировать слишком большое внимание на высокой глубине переработки молока, как это делает белорусская сторона, не стоит, считает эксперт.

«Не стоит забывать, что традиционные молочные продукты по своему составу не менее полезные, — отмечает Рыбалова. — Россияне предпочитают белорусские продукты именно за это. Я не уверена, что российский потребитель сделает свой выбор в пользу белорусской продукции, выбирая продукты глубокой переработки — в России они представлены в широком ассортименте. Сегодня потребитель ищет и пока еще находит в белорусских продуктах натуральность и качество».

СПРАВКА: Компания «Данон-Юнимилк» владеет в Беларуси двумя предприятиями — «Юнимилк-Пружаны» и «Юнимилк-Шклов». Доля французско-российской компании в обоих СП составляет 51%.
В 2010 году интерес к приходу на белорусский молочный рынок проявляли другие иностранные инвесторы. В декабре минувшего года стало известно о том, что немецкая компания Meggle может построить в Несвиже завод по производству заменителя цельного молока и по переработке молочной сыворотки.
Весной 2010 года литовская компания «Рокишкио сурис» выражала готовность направить 40 млн. евро в создание нового производства сыров на территории Беларуси.
Переработкой молока в Беларуси занимаются сегодня 45 компаний. По данным Capital Times, до 90% молочных предприятий Беларуси имеют значительную долю государства (более 50%).Источник Статья добавлена Pavel_Mal
07.02.2011 06:56
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Будет ли в Беларуси «молочная война» с инвесторами?

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение