#1
Любой организацией, будь она формальной или неформальной, кто-то управляет. И коммерческой фирмой, и буддийским монастырем, и городской больницей, и муниципальной школой, и маленьким поселком, и огромным государством…

Остановимся подробнее на формальной организации, то есть на организации, характеризующейся строгими предписанными целями, правилами и регламентами, установленными функциями, выполняемыми каждым членом этой организации, а также наличием органа власти и аппарата управления. Любая формальная организация создана для достижения какой-то цели, для выполнения определенной миссии. Будет ли эта цель достигнута? Это зависит от многих факторов. И прежде всего от знаний, умений и навыков того человека, который «стоит у руля власти», от его личностных качеств и черт характера.

Так уж получилось в современном обществе, что наиболее важными для достижения успеха принято считать внешние или приобретенные качества личности. И только во вторую очередь люди задумываются о наличии определенных черт характера, внутренних способностей, склонностей и талантов. К сожалению, очень часто управлять чем-либо берутся люди, личностные качества и черты характера которых, мягко говоря, далеки от необходимых для осуществления функций руководителя.

Очень многие предприниматели, открывающие собственное дело, считают, что управлять просто. Часто можно слышать аргументы типа: «А что сложного? Нужно же только приказать, и подчиненные сами все будут делать! » Вот в этом и кроется одно из самых серьезных заблуждений. И, кстати, свойственно оно не только начинающим предпринимателям, но и некоторым руководителям со стажем.

Правда, с эффективностью работы и успешностью бизнеса у таких руководителей часто возникают проблемы. Ведь плата за роскошь позволять себе так заблуждаться – растраченные капиталы, неэффективный бизнес, банкротство. Ну а про испорченные нервы и возникающие на этом фоне болезни уже и говорить не приходится – этим страдают все без исключения неудачливые руководители и их сотрудники. Конечно, ни один нормальный руководитель не желает своей фирме банкротства, но…

Часто оказывается, что хороших знаний теории управления и правил ведения бизнеса явно недостаточно для достижения успеха. Чего же такого важного недостает руководителям, терпящим неудачи? Обычно консультанты, имеющие богатый опыт работы со многими руководителями различных уровней, очень быстро определяют, а способен ли руководитель достичь успеха в управлении фирмой? В этом нет ничего сложного.

В принципе, и рядовые сотрудники также могут ответить на этот вопрос, внимательно понаблюдав за собственным начальником. Существует несколько характерных признаков.

Во-первых, это самоорганизация и самодисциплина. Дело в том, что часто управлять другими берутся люди, которые не умеют управлять даже самими собой. Человек, который не способен организовать самого себя, настроить себя на планомерную плодотворную работу, навести порядок в собственных мыслях, создать и соблюдать даже простейший распорядок дня, он и коллективом управлять не сможет. Ни маленьким, ни тем более большим.

Во-вторых, решительность и принятие ответственности. Для иллюстрации этого признака предлагаем вам обратиться к личному опыту. Практически у каждого человека есть знакомые, имеющие хронические проблемы в личной жизни, которые живут в несчастливых семьях, в атмосфере постоянных скандалов и ссор, испытывают сложности в общении с детьми… И все это тянется годами… Годами решение личностных проблем откладывается на потом. Всегда находится какая-то причина, чтобы оставить все «как есть». Мешает нерешительность, страх, боязнь осуждения и элементарная трусость. Казалось бы, а какое отношение имеет личная жизнь к проблемам на работе? Самое прямое. Дело здесь не в обстоятельствах, а в самом человеке и его личностных качествах. Будучи нерешительным, безвольным, неорганизованным, безответственным, человек проявляет эти качества везде. И в том числе в бизнесе. Кстати, люди, испытывающие сложности с самодисциплиной и самоорганизацией, как правило, имеют проблемы и с принятием решений.

В-третьих, реальность знаний и опыта. Речь идет о «показухе». Реальные качества личности не имеют ничего общего с его умением преподносить себя. Поэтому часто на руководящие должности бывают назначены люди, которые хорошо умеют производить внешнее впечатление, а попросту «пускать пыль в глаза». Они умеют правильно выглядеть, правильно себя вести и правильно говорить умные фразы. Но задумайтесь, разве тот, кто прочитал медицинский учебник, вызубрил его, затем надел на себя белый халат и взял в руки скальпель, уже готов делать операцию? Думаете, этого достаточно для успеха? Даже если у человека хорошая память и учебник он цитирует практически слово в слово…

Часто случается так, что дальше умных фраз дело не идет. Ведь «знать» и «уметь» – это разные вещи. Кстати, распознать таких «руководителей» можно уже в самом начале их деятельности. Свою беспомощность они стараются скрывать, создавая видимость бурной деятельности. Часто ведут себя крайне несдержанно, нервозно и резко. Много рассуждают вслух и осуждают все, что сделано до них. Еще не разобравшись толком в системе работы, они проводят серию внезапных и срочных увольнений и таких же назначений, затевают серьезную реструктуризацию и приступают к исполнению без какой-либо подготовки. Если их вовремя не остановить, то заканчивается все весьма плачевно…

В-четвертых, умение отличать желание от цели. Неумение отличать желание от цели – это еще один симптом несостоятельности руководителя. Многие руководители искренне уверены, что между этими понятиями нет абсолютно никакого различия. Но для подчиненных озвученное руководителем желание не дает абсолютно никакой установки на достижение цели. Часто люди просто не понимают, чего от них хотят. Ведь у межличностных коммуникаций свои правила, знание которых является обязательным для любого руководителя. Можно сказать, что качественные коммуникации – необходимое условие для реализации управленческих функций, для эффективной работы фирмы.

Конечно, это не все условия и не все признаки неэффективного управления. Но, возможно, руководители обратят внимание на приведенные здесь примеры и немного задумаются над тем, что происходит в их собственных организациях? И что дальше? Может, кому-то это поможет принять верное решение.

Наталья ТутакинаИсточник Статья добавлена С.А.
25.08.2010 21:03

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение