• Главная » 
  • Статьи » 
  • Если попадаешь в поставщики к McDonald’s —к кому угодно потом попадешь
#1
Глава «Мираторга» Виктор Линник: «Если попадаешь в поставщики к McDonald’s — к кому угодно потом попадешь»

Если верить опубликованной на днях отчетности холдинга «Мираторг», крупнейший в России производитель и импортер мяса в прошлом кризисном году заработал вдвое больше, чем в 2008-м. Согласно отчетности по МСФО, чистая прибыль составила 2, 07 млрд руб. при выручке свыше 32 млрд руб. Для рынка, большинство участников которого испытывают проблемы, результаты необычны. Не менее десятка агрохолдингов «Евросервис», «Парнас», «Митленд», «Держава», «Агрохолдинг ОГО», «Белый фрегат», «Аркада», «Разгуляй», «Агрика» объявили дефолт по облигациям, некоторые и вовсе на грани банкротства. В интервью «Маркеру» президент «Мираторга» Виктор Линник раскрыл секреты финансовой стабильности, а также рассказал о пользе McDonald’s и способах продажи двух поросят по цене трех.

— У вас вот-вот должна начаться стройка ферм по производству говядины. Проект анонсировался еще в 2007 г. Почему так задержались?

— Мы дейcтвительно на год перенесли запуск этого проекта. Связано это с кризисом и с тем, что нам нужно было выполнять текущие задачи. Разумеется, мы не отказывались от планов реализации проекта. Сейчас у нас приобретено порядка 40 тыс. га в Брянской области, функционирует зерновая компания. В последний год мы вели активные переговоры с ВЭБом, наши специалисты ездили учиться в Австралию, Канаду и США. Мы проинвестировали более 500 млн руб. в создание фундамента проекта по разведению мясного крупного рогатого скота (КРС), предоставили ВЭБу бизнес-план проекта и сейчас завершаем процесс его согласования. В течение ближайших двух месяцев вопрос должен решиться. После этого начнется полномасштабное строительство, ввоз маточного поголовья. Мы планируем создать стадо из 100 тыс. голов за три года.

— Вот в свиноводстве у вас себестоимость 1 кг мяса ниже на 15%, чем по рынку, — по крайней мере, вы это декларируете. А что у вас будет с говядиной? Притом что говядина в нашей стране в основном импортная?

— Во-первых, сама структура производства мяса КРС в России не отвечает требованиям современного животноводства. Только 2% поголовья можно отнести к мясным породам. Производство говядины в нашей стране фактически является второстепенным процессом при производстве молока. То есть когда рождаются телочка и бычок, первая идет на ремонт стада, а второй ― на забой. Понятно, что молочные животноводы не могут обеспечить низкую себестоимость мяса. Молочные породы к тому же не адаптированы под требования к мясу, которые предъявляет розничный рынок или переработка. Мясное разведение КРС должно быть максимально приближено к природе. Чтобы себестоимость была низкой, мать должна кормить теленка 6–8 месяцев, должен активно использоваться пастбищный выпас.

— Ну хорошо, а если ближе к полке — насколько ваше мясо будет дешевле, скажем, бразильского?

— Понимаете, импортное мясо, бразильское в частности, идет в основном в переработку. Мы же планируем производить 30 тыс. т охлажденной говядины и работать непосредственно с розницей и ресторанами. В этом году мы уже стали поставлять говяжьи полуфабрикаты в российские рестораны McDonald’s. Помимо этого сеть приобретает у «Мираторга» и полуфабрикаты из свинины.

— С ней на днях уже CargillАмериканская компания в конце мая объявила о планах строительства в Тульской области завода по производству полуфабрикатов из куриного мяса к 2011 г. подписала контракт.

— Ничего страшного, будем конкурировать. У McDonald’s стратегия: не иметь одного поставщика. Эта сеть активно просит нас наладить производство говядины и мяса птицы. С говядиной вопрос практически решен. А по птице у нас был проект на 100 тыс. т мяса в год, но его пришлось отложить. Наверное, через год-два мы снова к нему вернемся. В McDonald’s готовы закупать гарантированные объемы по рыночной цене — это очень удобно и важно. К тому же у них очень высокие требования по качеству мяса.

— Свиноводческий проект как-то будет развиваться дальше?

— На сегодняшний день в структуру холдинга входит 10 автоматизированных свинокомплексов, расположенных в Белгородской области. В ближайшие два года мы планируем ввести в эксплуатацию девять новых, а совокупная мощность превысит 2, 1 млн голов, или около 250 тыс. т свинины в живом весе в год. Параллельно с этим мы планируем строительство второй линии по убою и первичной переработке мяса на нашем мясоперерабатывающем предприятии, что позволит довести мощность комплекса до 4 млн голов в год, а это уже более 10% убоя в России.

— А деньги-то на это будут?

— Безусловно, поскольку в развитии отрасли заинтересовано государство. Правительство и Минсельхоз собираются и дальше поддерживать сельское хозяйство, и это правильно. К примеру, в Белгородской области в прошлом году мы заплатили налогов порядка 1, 3 млрд руб. Это, конечно, гораздо выгоднее для государства, чем импортировать мясо и оставлять эти деньги и рабочие места за рубежом.

— Но одновременно вы остается одиним из крупнейших импортеров мяса. Будете сокращать импорт?

— У нашей компании квота — 150 тыс. т, это около 10% общего объема импорта. За ее пределы мы выходить не будем.

— Согласно пищевой доктрине, Доктрина продовольственной безопасности принята в январе 2010 г. мы должны на 90% обеспечивать себя сами. Не проще ли закупать какую-то часть сырья за границей?

— Конечно нет. Дело в том, что сельское хозяйство стимулирует развитие смежных отраслей. Например, раньше мы закупали оборудование только за границей, а в этом году нашли отличного отечественного производителя техники для элеваторов, цены которого ниже, а качество не уступает зарубежным аналогам. То же самое касается генетики. Взять тот же проект по КРС. Мы подсчитали, что на одного работника в этом проекте создается еще семь рабочих мест в смежных отраслях. Так что собственное производство точно должно быть свое на 90%. А дальше уже вопрос культуры потребления. В Китае, к примеру, традиционно хороший спрос на субпродукты, значит, туда можно субпродукты продать дороже, а где-то для России закупить другие части туши. И цены однозначно при собственном производстве станут ниже.

— Вам нравятся механизмы защиты рынка, которые практикует государство?

— Сейчас эти механизмы достаточно адекватны. По моему мнению, квоты очень важно продлить не только до 2012 г, но и до 2015-го, и до 2017-го. Потому что это действенный механизм расчета потребностей. Сейчас много противников квот, но я должен сказать, что плоские пошлины, за которые они ратуют, к сожалению, не работают. Потому что адекватно рассчитать нужную пошлину, чтобы все были довольны, практически невозможно. У нас курсы валют и цена 1 кг мяса подвержены постоянным колебаниям. Если поставить низкую пошлину, это будет ощутимым ударом по половине российских производителей, а если высокую ― можно получить дефицит.

— А конкретно вам какая господдержка оказывается? И достаточно ли ее?

— Конкретная поддержка — это субсидирование ставки по кредитам.

— Кризис, очевидно, вы прошли благодаря тому, что кредиты были долгосрочные?

— Требования о погашении краткосрочных кредитов от некоторых банков мы все же получили, но это примерно 20%. Мы смогли перенаправить финансовые потоки и погасить кредиты. Сейчас мы снова активно привлекаем долгосрочные кредиты, и я могу сказать, что к нам выстроилась очередь из банков, которые хотят дать денег надежному прозрачному заемщику.

— А ваши коллеги, которые не так удачно пережили прошлый год, имеют шансы на восстановление?

— В данном вопросе все очень индивидуально. Если у компании надежный и высокоэффективный менеджмент, то компания все переживет. Мы придерживаемся именно этого принципа.

— Вы обещали начать экспорт.

— Технически и технологически мы готовы. У нас все предприятия протестированы McDonald’s, а у нее реально требования выше, чем у Евросоюза, и все-таки аттестацию ЕС мы еще не получили. По этому вопросу мы активно сотрудничаем с Минсельхозом и Роспотребнадзором. Переговоры идут на уровне первых лиц, и мы пытаемся добиться сейчас того, чтобы ЕС не предъявлял чрезмерных требований к российской продукции. Ведь у нас аттестовано около 9 тыс. европейских предприятий, они все имеют право поставлять в Россию свою продукцию. А наших предприятий в Европе всего семь. Пять из них ― молочные, другие два ― производители оленины. Еще мы прорабатываем поставки в Китай, Вьетнам и Южную Корею. Но это все долгий процесс, политический во многом, им должны начать заниматься первые лица, без их поддержки ничего не получится.

— Таможенного союза не боитесь? Белорусы и казахи могут привезти свое дешевое мясо и завалить им рынок?

— Дело в том, что в Белоруссии 10–12 свободных экономических зон, мясо в которых производится с очень большими льготами и должно продаваться за пределами страны. Поэтому оно традиционно продавалось в пограничных с Россией областях, которые страдали от демпинга. Но я надеюсь, что требования будут сформулированы и будут введены какие-то квоты.

— Каков ваш прогноз по ценам на мясо?

— Думаю, что цены на свинину, если квоты будут уменьшаться в соответствии с постановлением правительства, в опте будут снижены в следующем году на 5–10%. В рознице не могу сказать, нужно понять, как заработает закон о торговле.

— Как продвигаются ваши проекты по фармацевтике и косметике?

— Мы реализуем гемоглобин, часть продаем компании Mars, они делают корма для животных. Плазму продаем фармацевтическим компаниям. У нас есть заявки и от европейцев, но снова все упирается в аттестацию.

— А это вообще серьезная статья доходов?

— В перспективе ― да. Субпродукты — это примерно треть от веса туши. Мы продаем все, что производим. То есть фактически продаем 1, 5 туши. За границу гемоглобин, плазму и другие субпродукты можно реализовывать в два раза дороже, чем отечественному производителюИсточник Статья добавлена Pavel_Mal
08.06.2010 04:41
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Если попадаешь в поставщики к McDonald’s —к кому угодно потом попадешь

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение