Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
У некоторых руководителей тяга к странным способам «совершенствования» персонала в последнее время даже усилилась
«Нужна помощь! Директор заставляет идти на тренинг! Как избежать этого! », «Как избавиться от последствий деструктивного тренинга? Все катится в какую-то пропасть! », «Пройти тренинг меня убедил коллега, заполнив за меня анкету и заплатив предварительный взнос 4000 руб.» — таких сообщений немало на форуме портала Sektam.net. Подобные групповые тренинги, на которых применяются психологическое давление, манипулирование людьми, создание жесткой стрессовой обстановки, эксперты давно уже относят к психокультам, объясняет психолог Мария Косухина, модератор портала Sektam.net.
Тренинги, включающие программы личностного роста, приобретали в последнее время для персонала многие крупные работодатели: «Мегафон», МТС, DHL, «Евросеть», BBDO, «Уралсиб», «Связной», как рассказали сотрудники этих компаний. Зачастую тренеры обещают изменить психологические установки и «трансформировать» мышление сотрудников, сделать их более «вовлеченными» в работу. Эти тренинги занимают неоправданно большую долю на рынке корпоративного обучения, считает Евгений Волков, руководитель магистратуры управления человеческими ресурсами Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ. Полезность для бизнеса таких программ сомнительна — так считают их участники и эксперты, опрошенные «Ведомостями».
Странные танцы
Алена, дизайнер небольшой компании, сходила на тренинг личностного роста по настоянию своего руководителя в минувшие выходные. Она очень не хотела туда идти, поскольку слышала отрицательные отзывы коллег, и под любыми предлогами переносила «обучение» еще с октября прошлого года. Но сейчас начальник поставил ультиматум — или развивайся, или будут приняты меры: «Одного моего коллегу, который отказался пройти тренинг, уже уволили под предлогом, что он не хочет личностно расти». По словам Алены, директор компании завлек на тренинги немало людей — туда сходили большинство его подчиненных и родственников. Пройдя первую ступень тренинга, Алена почувствовала только смятение. «У меня появилось желание обратиться к специалисту, чтобы тот сказал, все ли в порядке у меня с психикой», — говорит она.
«Мы ползали на четвереньках в темной комнате и собирали ртом бумажки, а потом танцевали на столах в полуголом виде», — вспоминает менеджер сети сотовой связи, прошедший вместе с коллегами тренинг личностного роста. И это только часть странных упражнений, которые пришлось выполнять по воле работодателя. Участники подобных тренингов подписывают «соглашение о неразглашении» того, что происходит на занятиях. Кроме того, собеседник «Ведомостей» продолжает работать в компании, пославшей его на тренинг, поэтому он попросил об анонимности.
Полина Рычалова, работавшая менеджером по обучению и развитию компании «Рольф», сама решила пойти на тренинг личностного роста на базе технологии лайфспринг. Она психолог по образованию и знала, какие методы там используют. «Мне хотелось профессиональных и карьерных перемен, я намеренно стремилась дать себе эмоциональную встряску», — объясняет она. Ей хватило одной ступени, чтобы понять: техники манипуляции и жесткого воздействия в отношении нее не работают, более того — они ей неприятны. Для нее тренинг оказался пустой тратой времени и денег.
У Юлии Пшеницыной было два опыта участия в тренингах личностного роста. Первый раз туда ее направила компания «Амплуа-брокер», где она работала руководителем проектов. Опыт показался Пшеницыной полезным: «Вышла я оттуда с чувством эйфории, многое удалось переосмыслить». Поэтому на следующем месте работы — в компании DHL, где она была руководителем отдела по обучению и развитию, — организовала подобный тренинг для топ-менеджеров. Второй раз показал, что не всем и не всегда этот инструмент подходит.
Человек, вернувшийся с такого тренинга, около двух недель испытывает эйфорию и за это время успевает разрекламировать компанию или тренера, его проводившего, убеждена Вера Елисеева, эксперт в области HR и управления. «Я помню, как мои коллеги и знакомые не раз пытались меня туда заманить», — говорит она. Кроме того, сами тренеры обычно хорошо умеют продавать свои услуги, используя в том числе и манипулятивные методы, добавляет Елисеева.
Мода на личностный рост
Бывает, что сам руководитель компании увлекается подобными тренингами: они дают ему психологическую встряску, помогают что-то осмыслить. «И тогда он посылает туда всех подчиненных без разбору, не спросив их согласия», — уточняет Евгений Волков. Порой компании намеренно посылают людей на обучение, которое может сломить их волю, превратить, например, в управляемые «автоматы по продажам», продолжает он. И наконец, выбор таких программ может объясняться неграмотностью людей, которые принимают решение.
«По сравнению с 90-ми мало что изменилось: кризис лишь усилил тягу работодателей к сомнительным методам совершенствования персонала», — говорит Ростислав Прокопишин, научный сотрудник Психологического института РАО. Он расскаказал, что к нему не раз обращались жертвы таких тренингов, которые жаловались, что на них оказывают психологическое давление авторитарные тренеры или активные участники тренинговых «команд». К Прокопишину обратилась за помощью и дизайнер Алена, которая считает, что пострадала от тренинга, навязанного ей начальником.
Таких пострадавших не счесть. «Гендиректор сначала сам прошел тренинг на базе лайфспринга, потом отправил туда своих замов и начальников отделов», — рассказал Дмитрий, бывший руководитель отдела продаж торговой компании. Всем, кто отказывался идти на тренинг, грозили лишением квартальной премии. Дмитрий отказался по простой причине: на тренингах компании, с которой его руководство заключило контракт, он уже был. «Это никакой не тренинг, а вынос мозга плюс мошеннические способы продвижения своих услуг: с помощью подписания особого документа каждый участник обязуется привести на тренинг несколько человек», — говорит Дмитрий. Первая ступень тренинга длилась три дня, вторая — пять, а третий лидерский курс — три месяца (занятия занимали все выходные. «Мои коллеги стали вести себя очень странно: например, финансовый директор в рабочее время увлекся благотворительными проектами, в моем отделе из девяти человек адекватных осталось четверо: те, кто отказались от тренингов. У тех, кто туда ходил, деловые качества, и в частности показатели продаж, ухудшились: они мало отдыхали, поскольку все вечера и выходные проводили на занятиях, замечает Дмитрий. По его словам, руководство компании оставило его в покое лишь после того, как он пригрозил привести адвоката. Участие в таких тренингах противоречит трудовому договору, который я подписывал, заявил он.
Посылать сотрудников на тренинги личностного роста, на которых используются психотерапевтические методы, — это моветон, по идее работодатель должен подписывать с людьми соглашение, считает Мария Велли, директор по развитию «Института тренинга — АРБ Про». Все личностные изменения происходят постепенно и трудно и при условии высокой мотивации самого человека на эти перемены и формировать такие изменения с помощью тренингов неэффективно, а иногда рискованно, объясняет она. В лучшем случае такое обучение обернется пустой тратой времени и денег. Если после тренинга сотрудник пишет заявление об уходе или впадает в депрессию, то это, безусловно, вредный тренинг, убеждена Велли. Она рассказала, что однажды ее компании пришлось участвовать в тендере со странной задачей. Крупная розничная компания хотела, чтобы сотрудники после тренинга задумались, свое ли место занимают. Те, кто усомниться в этом, должны были уволиться. «Мы отказались участвовать в таком проекте», — заметила Велли.
Вышел в эфир
В январе 2010 г. бизнес-тренер Владимир Герасичев провел в эфире Первого канала групповой тренинг «Контекст, или искусство быть счастливым». Эта передача возмутила психолога Ольгу Шихову, и она написала письмо Константину Эрнсту с призывом прекратить ее показ, которое подписали 185 человек, около трети из них — психологи. Герасичев известен тем, что одним из первых в России стал проводить тренинги по технологии лайфспринг, об этом он сам рассказывает в своем блоге, говорит Шихова. В письме говорилось, что на тренинге используются недопустимые с точки зрения профессиональной этики вещи. «В США против тренеров, работающих по методике лайфспринг, возбуждено несколько уголовных дел, среди которых есть доказанные случаи вины, рассказала Шихова. И привела в пример историю женщины-астматика, которой на тренинге сказали, что она может обойтись без таблеток, и она умерла из-за приступа астмы. По мнению Шиховой, участие в таких тренингах небезопасно, особенно если у человека есть какие-то расстройства или он переживает острый стресс. Шихова рассказала, что ответа на письмо она не получила, но продолжения программы не последовало, хотя отбор участников для второй программы уже вели. По словам Владимира Герасичева, президента компании Business Relations, участие в телепередаче — новый для него оптыт, который несовместим с корпоративным форматом. Эта работа — возможность показать людям, что все в их руках. Первая имела хорошие отзывы среди зрителей и в сентябре будет ее продолжение, отметил он. Герасичев говорит, что не применяет методику лайфсприга в своих обучающих программах.Источник
Статья добавлена Pavel_Mal 02.08.2010 08:52
«Нужна помощь! Директор заставляет идти на тренинг! Как избежать этого! », «Как избавиться от последствий деструктивного тренинга? Все катится в какую-то пропасть! », «Пройти тренинг меня убедил коллега, заполнив за меня анкету и заплатив предварительный взнос 4000 руб.» — таких сообщений немало на форуме портала Sektam.net. Подобные групповые тренинги, на которых применяются психологическое давление, манипулирование людьми, создание жесткой стрессовой обстановки, эксперты давно уже относят к психокультам, объясняет психолог Мария Косухина, модератор портала Sektam.net.
Тренинги, включающие программы личностного роста, приобретали в последнее время для персонала многие крупные работодатели: «Мегафон», МТС, DHL, «Евросеть», BBDO, «Уралсиб», «Связной», как рассказали сотрудники этих компаний. Зачастую тренеры обещают изменить психологические установки и «трансформировать» мышление сотрудников, сделать их более «вовлеченными» в работу. Эти тренинги занимают неоправданно большую долю на рынке корпоративного обучения, считает Евгений Волков, руководитель магистратуры управления человеческими ресурсами Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ. Полезность для бизнеса таких программ сомнительна — так считают их участники и эксперты, опрошенные «Ведомостями».
Странные танцы
Алена, дизайнер небольшой компании, сходила на тренинг личностного роста по настоянию своего руководителя в минувшие выходные. Она очень не хотела туда идти, поскольку слышала отрицательные отзывы коллег, и под любыми предлогами переносила «обучение» еще с октября прошлого года. Но сейчас начальник поставил ультиматум — или развивайся, или будут приняты меры: «Одного моего коллегу, который отказался пройти тренинг, уже уволили под предлогом, что он не хочет личностно расти». По словам Алены, директор компании завлек на тренинги немало людей — туда сходили большинство его подчиненных и родственников. Пройдя первую ступень тренинга, Алена почувствовала только смятение. «У меня появилось желание обратиться к специалисту, чтобы тот сказал, все ли в порядке у меня с психикой», — говорит она.
«Мы ползали на четвереньках в темной комнате и собирали ртом бумажки, а потом танцевали на столах в полуголом виде», — вспоминает менеджер сети сотовой связи, прошедший вместе с коллегами тренинг личностного роста. И это только часть странных упражнений, которые пришлось выполнять по воле работодателя. Участники подобных тренингов подписывают «соглашение о неразглашении» того, что происходит на занятиях. Кроме того, собеседник «Ведомостей» продолжает работать в компании, пославшей его на тренинг, поэтому он попросил об анонимности.
Полина Рычалова, работавшая менеджером по обучению и развитию компании «Рольф», сама решила пойти на тренинг личностного роста на базе технологии лайфспринг. Она психолог по образованию и знала, какие методы там используют. «Мне хотелось профессиональных и карьерных перемен, я намеренно стремилась дать себе эмоциональную встряску», — объясняет она. Ей хватило одной ступени, чтобы понять: техники манипуляции и жесткого воздействия в отношении нее не работают, более того — они ей неприятны. Для нее тренинг оказался пустой тратой времени и денег.
У Юлии Пшеницыной было два опыта участия в тренингах личностного роста. Первый раз туда ее направила компания «Амплуа-брокер», где она работала руководителем проектов. Опыт показался Пшеницыной полезным: «Вышла я оттуда с чувством эйфории, многое удалось переосмыслить». Поэтому на следующем месте работы — в компании DHL, где она была руководителем отдела по обучению и развитию, — организовала подобный тренинг для топ-менеджеров. Второй раз показал, что не всем и не всегда этот инструмент подходит.
Человек, вернувшийся с такого тренинга, около двух недель испытывает эйфорию и за это время успевает разрекламировать компанию или тренера, его проводившего, убеждена Вера Елисеева, эксперт в области HR и управления. «Я помню, как мои коллеги и знакомые не раз пытались меня туда заманить», — говорит она. Кроме того, сами тренеры обычно хорошо умеют продавать свои услуги, используя в том числе и манипулятивные методы, добавляет Елисеева.
Мода на личностный рост
Бывает, что сам руководитель компании увлекается подобными тренингами: они дают ему психологическую встряску, помогают что-то осмыслить. «И тогда он посылает туда всех подчиненных без разбору, не спросив их согласия», — уточняет Евгений Волков. Порой компании намеренно посылают людей на обучение, которое может сломить их волю, превратить, например, в управляемые «автоматы по продажам», продолжает он. И наконец, выбор таких программ может объясняться неграмотностью людей, которые принимают решение.
«По сравнению с 90-ми мало что изменилось: кризис лишь усилил тягу работодателей к сомнительным методам совершенствования персонала», — говорит Ростислав Прокопишин, научный сотрудник Психологического института РАО. Он расскаказал, что к нему не раз обращались жертвы таких тренингов, которые жаловались, что на них оказывают психологическое давление авторитарные тренеры или активные участники тренинговых «команд». К Прокопишину обратилась за помощью и дизайнер Алена, которая считает, что пострадала от тренинга, навязанного ей начальником.
Таких пострадавших не счесть. «Гендиректор сначала сам прошел тренинг на базе лайфспринга, потом отправил туда своих замов и начальников отделов», — рассказал Дмитрий, бывший руководитель отдела продаж торговой компании. Всем, кто отказывался идти на тренинг, грозили лишением квартальной премии. Дмитрий отказался по простой причине: на тренингах компании, с которой его руководство заключило контракт, он уже был. «Это никакой не тренинг, а вынос мозга плюс мошеннические способы продвижения своих услуг: с помощью подписания особого документа каждый участник обязуется привести на тренинг несколько человек», — говорит Дмитрий. Первая ступень тренинга длилась три дня, вторая — пять, а третий лидерский курс — три месяца (занятия занимали все выходные. «Мои коллеги стали вести себя очень странно: например, финансовый директор в рабочее время увлекся благотворительными проектами, в моем отделе из девяти человек адекватных осталось четверо: те, кто отказались от тренингов. У тех, кто туда ходил, деловые качества, и в частности показатели продаж, ухудшились: они мало отдыхали, поскольку все вечера и выходные проводили на занятиях, замечает Дмитрий. По его словам, руководство компании оставило его в покое лишь после того, как он пригрозил привести адвоката. Участие в таких тренингах противоречит трудовому договору, который я подписывал, заявил он.
Посылать сотрудников на тренинги личностного роста, на которых используются психотерапевтические методы, — это моветон, по идее работодатель должен подписывать с людьми соглашение, считает Мария Велли, директор по развитию «Института тренинга — АРБ Про». Все личностные изменения происходят постепенно и трудно и при условии высокой мотивации самого человека на эти перемены и формировать такие изменения с помощью тренингов неэффективно, а иногда рискованно, объясняет она. В лучшем случае такое обучение обернется пустой тратой времени и денег. Если после тренинга сотрудник пишет заявление об уходе или впадает в депрессию, то это, безусловно, вредный тренинг, убеждена Велли. Она рассказала, что однажды ее компании пришлось участвовать в тендере со странной задачей. Крупная розничная компания хотела, чтобы сотрудники после тренинга задумались, свое ли место занимают. Те, кто усомниться в этом, должны были уволиться. «Мы отказались участвовать в таком проекте», — заметила Велли.
Вышел в эфир
В январе 2010 г. бизнес-тренер Владимир Герасичев провел в эфире Первого канала групповой тренинг «Контекст, или искусство быть счастливым». Эта передача возмутила психолога Ольгу Шихову, и она написала письмо Константину Эрнсту с призывом прекратить ее показ, которое подписали 185 человек, около трети из них — психологи. Герасичев известен тем, что одним из первых в России стал проводить тренинги по технологии лайфспринг, об этом он сам рассказывает в своем блоге, говорит Шихова. В письме говорилось, что на тренинге используются недопустимые с точки зрения профессиональной этики вещи. «В США против тренеров, работающих по методике лайфспринг, возбуждено несколько уголовных дел, среди которых есть доказанные случаи вины, рассказала Шихова. И привела в пример историю женщины-астматика, которой на тренинге сказали, что она может обойтись без таблеток, и она умерла из-за приступа астмы. По мнению Шиховой, участие в таких тренингах небезопасно, особенно если у человека есть какие-то расстройства или он переживает острый стресс. Шихова рассказала, что ответа на письмо она не получила, но продолжения программы не последовало, хотя отбор участников для второй программы уже вели. По словам Владимира Герасичева, президента компании Business Relations, участие в телепередаче — новый для него оптыт, который несовместим с корпоративным форматом. Эта работа — возможность показать людям, что все в их руках. Первая имела хорошие отзывы среди зрителей и в сентябре будет ее продолжение, отметил он. Герасичев говорит, что не применяет методику лайфсприга в своих обучающих программах.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
02.08.2010 08:52