Мигрантам в Петербурге разрешили работать курьерами, но ограничили им скорость. / Статьи / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
  • Главная » 
  • Статьи » 
  • Мигрантам в Петербурге разрешили работать курьерами, но ограничили им скорость.
#1
Вместо запрета для мигрантов на работу в такси и доставке Смольный ограничил скорость передвижения курьеров и ввёл требования к их внешнему виду. Эксперты полагают, что эти решения могут изменить модель работы крупнейших игроков рынка.

Новые ограничения для работы курьеров регулируются постановлением губернатора Санкт–Петербурга № 47–пг "О мерах по реализации указа президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757", которое было подписано 25 июня. Согласно ему, на средствах индивидуальной мобильности (СИМ), которые используют курьеры, должны устанавливаться электронные устройства, способные отслеживать их местонахождение и не давать двигаться по тротуарам быстрее 10 км / ч. Также курьерам теперь нельзя перемещаться в зонах запрета, установленных комитетом по транспорту. Такие зоны появились во всех 18 районах города, в том числе на территории всех зон зелёных насаждений.

С 15 июля в силу вступят дополнительные ограничения: специальные устройства будут следить за местоположением самих курьеров, а не только их СИМ, на одежде, транспортном средстве и сумке должен быть обязательно нанесён идентификационный номер.

Замена в последний момент

Как сообщили "ДП" в комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности, вступившее в силу постановление было подготовлено "взамен не принятого проекта постановления губернатора Санкт–Петербурга “О внесении изменений в постановление губернатора Санкт–Петербурга от 14.01.2025 № 2–пг”".

Речь идёт о проекте постановления, вынесённом на антикоррупционую экспертизу 28 мая. В нём среди прочего говорилось следующее: "Установить на 2025 год запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Санкт–Петербурга, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по следующим видам экономической деятельности… деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем; деятельность курьерская…"

Первоначальная инициатива сразу вызвала бурное обсуждение. Опрошенные "ДП" эксперты прогнозировали, что если мигрантам действительно запретят работать в такси и доставке, то это может вызвать повышение стоимости таких услуг на 15–20%.

В комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности отдельно подчеркнули, что текст вступившего в силу постановления № 47–пг "не содержит положений об установлении запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Санкт–Петербурга, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов".

Более мягкими оказались и принятые в итоге скоростные ограничения — в непринятом постановлении предлагалось поставить предел 15 км / ч вне зависимости от того, по проезжей части или по тротуару едет курьер.

Не всё гладко

В пресс–службе сервисов доставки "Яндекс" считают, что сформулирован сбалансированный подход к определению зон с ограничениями передвижения курьеров. Однако часть пунктов из нового постановления требует значительной проработки, оценки и подготовки для реализации. Это займёт некоторое время. В компании планируют выстроить и отладить процессы совместно с городскими властями.

"Мы уже реализуем ряд мер, направленных на увеличение безопасности доставок. Например, выдаём сумки с индивидуальными номерами, обеспечиваем курьеров безопасными электровелосипедами собственной разработки, которые оснащены ограничителями скорости, IoT–модулями и номерами. Также внедряем велопомощников, которые следят за соблюдением курьерами ПДД, и проводим обучающие мероприятия для курьеров", — рассказали представители "Яндекса".

В Москве компания уже делится с городом геотреками и помогает курьерам зарегистрироваться в информационной системе "КИС АРТ", контролирующей работу доставщиков.

Старший аналитик направления логистика Data Insight Сергей Семко считает, что ограничение скорости передвижения для курьеров существенно изменит модель работы крупнейших игроков рынка.

"Это приведёт к росту издержек, так как для выполнения прежнего объёма заказов потребуется подключать большее число курьеров. Преимущество получат те службы доставки, которые не афишируют своих курьеров и не используют брендированную форму, короба и фирменные атрибуты. Снижение скорости приведёт к тому, что курьеры физически не смогут выполнять прежнее число доставок. В результате часть из них уйдёт из профессии, выбрав другие сферы занятости. Это может усилить кадровый голод в доставке и вызвать рост зарплатных ожиданий", — обратил внимание эксперт.

Также часть заказов перераспределят на курьеров на личных автомобилях, что увеличит нагрузку на городскую транспортную сеть и приведёт к дополнительным пробкам. Сергей Семко даже допускает, что службы доставки могут отказаться обслуживать районы с дорогой парковкой и жёсткими ограничениями для СИМ. И разумеется, заказывать блюда для жителей может стать дороже.

Дефицит на стройке

Разговоры о том, что мигрантам рано или поздно всё же запретят работать в доставке и такси, циркулируют в Петербурге с завидной регулярностью. Одной из причин этого, очевидно, является пример Ленинградской области, где обладателей трудовых патентов убрали из такси почти год назад. В связи с этим возникает вопрос, куда перетечёт высвободившаяся рабочая сила. Один из наиболее частых ответов — на стройку. Но здесь имеется немало нюансов.

В строительстве мигранты традиционно занимают низкоквалифицированные позиции: разнорабочие, штукатуры, маляры, бетонщики, монтажники. Эти вакансии требуют минимальной подготовки, но значительных физических усилий, что делает их менее привлекательными для местных жителей.

Кроме того, местные российские рабочие зачастую не могут сформировать крупные бригады, что снижает эффективность работ. Мигранты из Средней Азии, напротив, традиционно работают в больших коллективах и способны обеспечить ритмичное выполнение строительных задач.

При этом, как говорят опрошенные "ДП" застройщики, если запрет на работу в такси и доставке действительно когда–нибудь вступит в силу, часть мигрантов может перейти в строительство. Но это не гарантирует снижения стоимости их услуг. Подрядчики могут сохранить высокие расценки, ссылаясь на нехватку квалифицированных кадров. Кроме того, не все мигранты готовы к физически тяжёлой работе на стройплощадках, особенно если ранее они занимались менее активной деятельностью.
"Дефицит рабочих на стройке мы ощущаем уже продолжительное время, особенно это касается квалифицированных кадров. Несмотря на то что объёмы строительства сейчас сокращаются, этот вопрос всё ещё стоит остро. Рабочих не хватает, но не факт, что после такси человек пойдёт работать на стройку. Это совершенно разные усилия", — подчёркивает генеральный директор ГК "Полис" Дмитрий Шергин.

Также стоит заметить, что если гипотетический запрет будет касаться исключительно иностранных граждан, работающих по трудовым патентам, то количество потерявших работу будет не столь велико. Ведь граждане стран ЕАЭС могут работать в России по обычному трудовому договору, без оформления патента.

Постановление правительства — значительный шаг вперёд в регулировании средств индивидуальной мобильности и курьерских сервисов. Ограничение скорости до 10 км / ч на тротуарах строже, чем в Москве. Это осознанный выбор, направленный на создание безопасной и комфортной городской среды. Регистрация с указанием ИНН, СНИЛС и других данных, а также закрепление номеров на транспорте и сумках — это не формальность, а механизм ответственности. Без этого невозможно построить систему, где компании и работники соблюдают правила. Патенты должны оплачиваться, потому что это налог, который помогает городу развиваться. Начинаем использовать технологию "Безопасный город", чтобы фиксировать скорость и отслеживать нарушения. Камеры уже работают, и компании обязаны предоставить доступ к своим данным. Что касается инцидентов: теперь компании не смогут уходить от ответственности. Если произошла авария, нужно не только компенсировать ущерб, но и сопровождать пострадавшего, оказывать поддержку. Прикрываться юристами и говорить "сам виноват" — это неуважение к людям и закону. Критики начнут пугать: "ничего не поедет", "доставка умрёт". Но факты скажут об обратном. Курьеры продолжат работать, самокаты останутся. Просто теперь они будут действовать по правилам, а не как вздумается. Это не угроза бизнесу, а его укрепление.

Алексей Цивилёв
депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга


Ослабевание рубля, трудности с переводами, а также ужесточение миграционной политики сыграло роль везде, где используется труд мигрантов, в том числе и в строительстве. Потенциальный запрет на работу мигрантов в такси и доставке действительно вынудит многих из них искать работу в других сферах, но строительство далеко не самая простая работа. Ребром встают вопросы подготовки таких кадров: кто будет их обучать? Если это будут девелоперы, они захотят иметь гарантии возвращения своих инвестиций в обучение кадров. А это значит отбор, долгосрочные контракты и прочие сугубо коммерческие вещи, которые вряд ли возможны без содействия государства. Сейчас никто из девелоперов не уполномочен выдавать специалистам "дипломы" и "сертификаты" на те или иные виды работ и специальностей, которых в строительстве очень много. Кадровый вопрос в строительстве напрямую влияет как на темпы ввода жилья, так и на качество исполнения застройщиками своих обязательств. За тем и другим внимательно следят регулятор и президент РФ, поэтому я думаю, что запрет на работу мигрантов в такси и доставке если и поможет привлечь мигрантов в стройку, то только с точки зрения внимания. А с точки зрения реальных перспектив их работы на благо развития девелопмента в стране — нужны дополнительные и своевременные меры со стороны бизнеса и государства.

Вячеслав Батаков
CЕО консалтинговой компании "Мост"


К постановлению есть ряд вопросов. В нём не предусмотрены механизмы контроля движения на тротуарах: ни автоматического снижения скорости, ни централизованной IT–системы, ни чётких процедур. Мы благодарны, что город услышал отрасль, и в текущей версии постановления запрет передвижения курьеров по улицам четырёх центральных районов выглядит более продуманным, однако это всё равно вызывает обеспокоенность у компаний, как и сроки реализации.

Артём Соколов
президент Ассоциации компаний интернет–торговли


Я допускаю, что если трудовым мигрантам запретят работать в такси или доставке, количество рабочих рук на стройке может увеличиться. А вместе с этим по законам рынка должны снизиться и цены на их услуги. Однако ни для кого не секрет, что на рынке услуги подрядчиков часто распределяются через посредников. Я не исключаю, что они могут воспользоваться ситуацией и просто увеличить свою и без того высокую комиссию. Или же будут не допускать каких–то рабочих до контрактов, чтобы поддерживать искусственный дефицит. Регулирование деятельности таких посредников стало бы очень позитивной новостью для строительного рынка.

Елена Леликова
директор по закупкам Гк "А101"
Источник Статья добавлена superbiznes
02.07.2025 09:34
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Мигрантам в Петербурге разрешили работать курьерами, но ограничили им скорость.

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение