Обузданный онлайн: кто и как предлагал регулировать работу маркетплейсов. / Статьи / Портал менеджеров и представителей оптово-продуктовых фирм. Оптовая торговля продуктами питания.
  • Главная » 
  • Статьи » 
  • Обузданный онлайн: кто и как предлагал регулировать работу маркетплейсов.
#1
Закон о платформенной экономике, который иногда называют законом о маркетплейсах, разрабатывается уже несколько лет. В текущей редакции проекта этого нормативного акта подразумевается его вступление в силу уже в сентябре 2025 года, хотя пока он не прошел даже первое чтение в Госдуме. Участники рынка ретейла и смежных отраслей вносили множество предложений по регулированию работы онлайн-платформ, чаще всего содержащих различные ограничения. Forbes разбирался, кто и как предлагал регулировать работу маркетплейсов в России.

Рынок онлайн-торговли в России продолжает рост: по оценке Data Insight, за 2024 год его объем вырос на 39%, до 11, 2 трлн рублей, а за 2025 год он может приблизиться к 14 трлн рублей. Более половины (53%) этого рынка приходится на продажи на двух крупнейших маркетплейсах Wildberries и Ozon. На этом фоне участники рынка ретейла и смежных отраслей все чаще говорят о том, что деятельность маркетплейсов нуждается в регулировании, точнее — в отдельном законе. Такой закон разрабатывается уже больше года, но до сих пор не прошел даже первое чтение в Госдуме, зато участники рынка и другие заинтересованные лица и организации регулярно предлагают внести в него все новые и новые положения. Forbes разбирался в том, кто и как хочет отрегулировать работу маркетплейсов.

Долгожданный законопроект

В феврале 2025 года в правительство России был внесен законопроект «О платформенной экономике», его с осени 2024 года разрабатывало Минэкономразвития при участии Минпромторга и Минцифры. Сам по себе законопроект — реализация поручения вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Законопроект вводит правовое понятие «цифровой платформы» и устанавливает правила взаимоотношений между основными участниками: оператором платформы (маркетплейс, агрегатор), партнером (продавец или исполнитель услуги) и пользователем (покупатель). Рассмотрение проекта Госдумой было запланировано на I квартал 2025 года, однако этого не произошло до сих пор. В сообщении Минэкономразвития указано, что, в случае принятия, закон вступит в силу 1 марта 2026 года, однако в текущей версии проекта, размещенной на портале нормативных актов, датой вступления в силу указано 1 сентября 2025 года. Forbes направил официальный запрос в Минэкономразвития о дате внесения законопроекта в парламент, на момент написания статьи в министерстве на него не ответили. Однако чиновник, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, сообщил, что в ближайшее время правительство должно внести законопроект в Госдуму.

Среди ключевые положений: ввод правил по структуре договоров между платформами и продавцами, запрет на произвольные изменения условий со стороны платформ, ввод обязательной досудебной процедуры разрешения споров в цифровом формате, регламентация возвратов и гарантий через платформу, ответственность платформы за корректность отображения товарных карточек, введение больших штрафов за каждый случай нарушения закона.

В целом представители крупнейших маркетплейсов охарактеризовали законопроект как «сбалансированный». «Законопроект подходит к регулированию отрасли комплексно, — констатирует представитель пресс-службы Ozon. — Важная работа платформ — балансировать интересы всех групп участников, которые с ней работают: это могут быть владельцы пунктов выдачи, продавцы, покупатели, перевозчики, и их потребности часто не совпадают. Текущий законопроект принимает во внимание интересы всех этих групп».

«Текущая редакция законопроекта во многом сбалансирована регулятором с точки зрения уже внесенных в нее поправок, — соглашается директор по связям с государственными органами объединенной компании Wildberries & Russ Евгений Этин. — Например, в ней уже сокращен обязательный к соблюдению платформами срок предварительного уведомления об изменениях оферты, а в изначальной редакции он не отражал реальные потребности рынка и практику работы платформ. Также в текущей редакции учтено отсутствие необходимости соблюдения такого срока при внедрении позитивных изменений в оферту партнеров платформ». Представитель «Яндекс Маркет» от комментариев отказался.

Маркетплейсы за и против

Опасения относительно некоторых положений законопроекта все же есть у собеседников Forbes. «В законопроекте остаются некоторые дискуссионные нормы, — говорит Евгений Этин. — В частности, за нарушение требований в текущей редакции законопроекта для платформ предусмотрен достаточно большой штраф в размере от 500 000 до 2 млн рублей. На наш взгляд, он может быть несоразмерен его предмету, и требуется дифференциация размера удержаний в зависимости от степени опасности деяния. В противном случае, с учетом размытости формулировок и отсутствием судебной практики, этот пункт законопроекта рискует пессимизировать темпы дальнейшего развития отрасли электронной торговли». Указанные штрафы прописаны в проекте поправок в КоАП, также разработанном Минэкономразвития.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) также просила снизить размер штрафов. В текущей версии законопроекта он остался неизменным, в сводке поступивших предложений по итогам публикации проекта содержится всего одно предложение от АКИТ с пометкой от разработчика «не учтено». «Сообщаем о готовности рассмотреть конкретные предложения по дифференциации составов административных правонарушений в случае их поступления», — говорится в комментарии разработчика.

Представители крупнейших маркетплейсов также высказали озабоченность относительно пункта законопроекта, требующего получать согласие от продавца на предоставление скидок. «Представляется, что это избыточная норма, которая приведет к затруднениям в использовании платформами инструментов поддержания лояльности потребителей, — рассуждает Этин. — При этом скидки платформ способствуют не только повышению лояльности потребителей, но и росту их благосостояния, позволяя обеспечивать миллионы граждан товарами по доступной цене, не снижая при этом доходы продавца. Поэтому ограничение на возможность предоставления скидок от маркетплейсов представляется некорректным прежде всего по отношению к российским гражданам, поскольку приведет к росту цен для конечных потребителей».

«Скидки с нашей стороны помогают продавцам на платформе расти быстрее, а 58 млн покупателей — купить товар по выгодной цене в любой точке страны», — добавляет представитель Ozon.

Также Этин указал, что отрасли необходимо будет время на адаптацию к ряду планируемых в законопроекте требований, поэтому нужно рассмотреть возможность поэтапного вступления норм законопроекта в юридическую силу до 2027 года.

Какие были варианты

Инициатив и проектов, которые касались регулирования маркетплейсов, цифровых платформ и платформенной занятости, было несколько. Решение о том, чтобы онлайн-платформы начали действовать по определенному стандарту, было принято еще летом 2023 года, после резонансной забастовки сотрудников пунктов выдачи заказов (ПВЗ) крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. 15 марта собственные пункты выдачи заказов Wildberries ограничили работу точек — сотрудники принимали товар со складов, но не выдавали посылки покупателям. Таким образом они протестовали против новой системы штрафов: если покупатель возвращает бракованную или подмененную вещь, то 100% ее стоимости удерживается с сотрудника ПВЗ.

Конфликт привлек внимание Госдумы и Минтруда, а Генпрокуратура попросила проверить сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries. Позже маркетплейс уступил и пообещал отменить более 10 000 «некорректных штрафов» и вернуть деньги владельцам ПВЗ.

В мае экспертный совет при ФАС рекомендовал Wildberries отказаться от резкого одностороннего изменения условий работы и правил продажи товаров на площадке. В ведомстве предупредили, что систематическое нарушение добросовестных практик может привести к введению госрегулирования маркетплейсов.

В июле 2023 года участники рынка подготовили регулирующий документ — стандарты работы маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. Мера должна была регламентировать порядок изменения оферт, договоров и их расторжений, урегулировать порядок взимания штрафов и отстаивания споров сторон. В разработке документа принимали участие Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), а также практически все крупные российские маркетплейсы. Законопроект был направлен в Минпромторг, но дальше комиссии министерства не прошел.

В сентябре 2023 года депутаты справедливороссы Сергей Миронов, Михаил Делягин, Дмитрий Гусев выступили со своим вариантом регулирования — законопроектом № 445923-8 о внесении изменений в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в статьи 12 и 18 закона «О защите прав потребителей» (в части организации деятельности маркетплейсов). «Этот законопроект предлагал, по сути, катастрофичные для развития отрасли шаги, — говорит участник рынка электронной торговли, пожелавший сохранить анонимность. — Например, изменение оферты лишь один раз в год или полный запрет штрафов для продавцов, и таких жестких правил было очень много. Разумеется, он вызвал много критики, он совсем не учитывал специфику платформенного бизнеса, это было понятно всем госструктурам, принимающим решение, и документ не дошел до рассмотрения».

Еще одной инициативой стал законопроект № 568223-8 от сенатора Андрея Кутепова и депутата Госдумы Владимира Гутенева, он приравнивал маркетплейсы к обычной торговле. «Мера несла жесткие ограничения для торговли, что тоже не нравится маркетплейсам, — добавил участник рынка электронной торговли, пожелавший сохранить анонимность. — На этот законопроект есть разгромный отзыв государственного правового управления администрации президента, но есть и положительная позиция Минпромторга. Но, несмотря на их разработку, ни один из проектов до Госдумы не дошел из-за отсутствия единой позиции по их регулированию (особенно это касается маркетплейсов)».

Споры и нюансы

18 ноября 2024 года проект «О платформенной экономике в Российской Федерации», подготовленный Минэкономразвития, опубликовали на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Только в рамках общественного обсуждения министерство получило около 200 предложений.

Этому предшествовали многочисленные межведомственные согласования, так как по ряду ключевых пунктов у министерств друг с другом были разногласия, с частью стороны согласились. Например, по инициативе Минпромторга из проекта исключили специальные требования к реализации скоропортящихся продовольственных товаров.

Минтруд предлагал вынести в отдельный законопроект положения об особенностях взаимодействия интернет-платформ и физлиц, предлагающих услуги или работы. В Минэкономразвития считали, что эти положения нужно сохранить в рамках обсуждаемого проекта закона. В текущей версии законопроекта присутствует глава, регулирующая отношения платформы и физических лиц — исполнителей услуг.

Минцифры предлагал удалить из проекта норму, обязывающую платформы отдельно помечать те карточки товаров, для которых интернет-площадка меняла место в поисковой выдаче за плату (например, если разместившая карточку компания купила рекламу). А Минэк же настаивал, что это требование обеспечивает прозрачность предложений в интернете. В текущей версии законопроекта это положение сохранено.

Возражения традиционной розницы

Не только министерства спорили о положениях законопроекта о платформенной экономике, больше всего предложений поступило от участников рынка.

В мае 2024 года Союз торговых центров России, Белоруссии и Казахстана (СТЦ) направил письма в ряд министерств, включая Минпромторг, Минэкономики и Минфин, с просьбой о поддержке, которая бы уравняла традиционную розницу в правах с маркетплейсами. Позже, в феврале 2025 года, Союз обратился к самим маркетплейсам с предложением открывать ПВЗ по сниженной арендной ставке, проводить совместные рекламные акции и делиться аналитикой. Но взамен СТЦ просят ограничить доставки определенных категорий товаров через такие ПВЗ в радиусе 5 км от торгового центра. «Чтобы маркетплейсы и ТЦ работали в синергии, необходимо выравнивание условий, — говорит вице-президент СТЦ Павел Люлин. — Мы уже наблюдаем первые шаги: проверяются схемы трудоустройства сотрудников ПВЗ, вводятся ограничения на ценовые манипуляции на платформах, поднимается тема борьбы с контрафактом. Важнейшим моментом остается принятие и запуск закона о регулировании маркетплейсов, без него любые договоренности будут неполными».

В декабре 2024 года, то есть после публикации проекта Минэкономразвития, письма на имя премьер-министра Михаила Мишустина и замглавы администрации президента Максима Орешкина направили крупнейшие отраслевые объединения — Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциация анимационного кино, Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд» и Ассоциация прямых продаж. Игроки попросили внести в законопроект положения, заставляющие маркетплейсы раскрывать алгоритмы ценообразования и запрещающие им приоритизацию товаров собственных торговых марок при формировании цены. Все это, по мнению авторов писем, приводит к недополучению прибыли обычными продавцами и необоснованной сверхприбыли маркетплейсов. Также ассоциации предложили установить минимальную площадь пункта выдачи заказов в 25 кв. м и дать региональным властям право регулировать максимальное число таких точек в регионе.

Еще одной спорной нормой законопроекта может стать маркировка продавцов и товаров, в соответствии с которой определяется ответственность маркетплейсов и их партнеров перед потребителями. Платформы должны будут проверять партнеров через Единую систему идентификации и аутентификации и госреестры, не допускать на площадку непроверенных продавцов и исполнителей услуг, а также карточки товаров без указания информации об исполнении обязательных требований (по маркировке, сертификации и пр.).

«Платформы должны не допускать на площадку непроверенных продавцов и исполнителей услуг, а также карточки товаров без указания информации об исполнении обязательных требований (по маркировке, сертификации и прочего)», — приводятся в сообщении на сайте Минэкономразвития слова первого замминистра экономического развития России Максима Колесникова.

Документ может обязать площадки специально маркировать карточки товаров, продавцом которых выступает иностранное лицо, а также регистрировать продавца в системе «Честный знак», если предлагаемый им товар подлежит обязательной маркировке.

Также в мае 2025 года Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупные сети магазинов, в том числе «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка» и другие) просила правительство ограничить возможности маркетплейсов устанавливать крупные скидки на товары. Сейчас, чтобы привлечь покупателей, онлайн-площадки за свой счет предлагают им дисконт в 30–50% от цены, которую устанавливает сам продавец. Это не нравится представителям традиционной розницы, которые уверены, что их онлайн-конкуренты демпингуют, переманивают покупателей и тем самым вытесняют их с рынка. Участники АКОРТ предложили правительству ограничить скидки маркетплейсов, закрепив в законопроекте «О платформенной экономике» следующую норму: маркетплейсы не смогут инвестировать в цену товаров более 10% от своего годового оборота. В этом случае и средние скидки в онлайне уменьшатся до тех же 10%, полагают авторы инициативы.

АКОРТ в своем обращении объясняет: из-за разного правового регулирования офлайн- и онлайн-торговли и разного оформления договорных отношений с партнерами у традиционной розницы нет возможности делать такой дисконт, который позволяют себе маркетплейсы.

Также АКОРТ предлагала обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров и исключить из законопроекта о платформенной экономике норму, разрешающую дистанционную продажу алкоголя и табака при помощи биометрии. Об этом говорится в письме председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова председателю комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину. Богданов пояснял, что предлагаемые меры направлены на устранение наиболее острых дисбалансов в регулировании цифровых платформ и омниканальной розницы. В частности, ассоциация предлагает, чтобы товар, проходящий через логистическую инфраструктуру цифровой платформы (склады, сортировочные центры или пункты выдачи), проверялся оператором на наличие маркировки. Конкретные меры должно будет установить правительство.Источник Статья добавлена superbiznes
04.06.2025 13:23
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Обузданный онлайн: кто и как предлагал регулировать работу маркетплейсов.

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение