Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Летом прошлого года между собственниками главного маркетплейса страны Wildberries начался конфликт. После него последовал приход Russ, стрельба у офиса, развод Татьяны и Владислава, передел долей и уход Владислава из компании. Разбирались, как поменялась компания за эти месяцы и что видят ее партнеры.
Главная торговая онлайн-площадка страны переживает большие перемены с прошлого лета. Создатели маркетплейса начали публично конфликтовать, Татьяна Бакальчук привлекла нового партнера в лице оператора наружной рекламы Russ, чем вызвала недовольство своего супруга Владислава. Вся страна следила как за судьбу пары и бизнеса переживает Рамзан Кадыров и Тимати. В феврале Татьяна развелась с Владиславом, затем его доля в бизнесе перешла ей. Мы решили выяснить, что за эти месяцы поменялось в компании и как Wildberries развивается без своего сооснователя Владислава Бакальчука.
«Не нравится – вали»
Часть опрошенных нами спикеров видят улучшения в работе площадки. В основном они связаны с более благожелательным отношением к селлерам. Наталья Рыжкова, генеральный директор Gulliver Group, чувствует изменения к лучшему. А именно в сторону цивилизованного бизнеса. По ее наблюдениям Wildberries стал гораздо более открытым, а подход компании более клиентоориентированным.
«Они начали слушать и начали разговаривать. Раньше это была закрытая дверь – все вопросы в личный кабинет. Сейчас есть возможность позвонить, написать и есть клиентский менеджер, который заинтересован расти вместе с селлером. Появились встречи с селлерами, сотрудники стали рассказывать про стратегию и изменения. Нам стало понятнее, что и зачем они делают. Появились встречи с маркетингом, представители маркетплейса озвучивают как улучшить продажи и доработать карточки».
Иван Колыхалов, директор агентства по маркетплейсам Whisla, в прошлом селлер считает, что в последние годы после очень жестких случаев и конфликтов маркетплейс становился потихоньку человечнее. В последние месяцы процесс ускорился и стало еще лучше.
«Многие говорили на рынке, что Wildberries ведет себя по-бандитски. Выкручивает руки постоянно, блокирует товары, если в акциях не участвуют. Пишут, что им не нужны нелояльные поставщики. Все в таком режиме какого-то жуткого высокомерия – рассуждает Иван Колыхалов, — Основное, что исчезло за последние несколько месяцев, вот это отношение – «мы тут боги, а ты г…. Не нравится – вали». Wildberries вдруг резко, ни с того ни с сего, стал как-то человечнее. Возможно, вынуждает растущая конкуренция с Ozon».
Генеральный директор бренда обуви Snegi Евгений Цыренов, который продает свою продукцию в том числе на Wildberries, каких-то серьезных изменений пока не отметил. «Да и, наверное, их не должно было быть. Есть человек внутри компании, нет человека внутри компании. Она так или иначе куда-то движется. Скорее всего, в хорошую сторону. Потому что, мне кажется, очень сильно вынуждает конкуренция. Со стороны Ozon она самая сильная», — считает Евгений Цыренов.
Представители платформы MPSTATS видят, что, судя по отзывам продавцов, Wildberries стал более предсказуемым. С сентября 2024 года маркетплейс внес ряд заметных улучшений, которые упростили работу продавцов. Это касается перераспределения остатков на складах, если товар был отгружен неправильно, работы с логистикой и других аспектов. Маркетплейс добавил раздел «Аналитика возвратов» с детализацией причин отказов покупателей. Запустил «Контроль остатков 2.0» – теперь система автоматически предупреждает о риске дефицита склада. Еще появилась возможность массового редактирования карточек товаров через Excel-шаблоны.
На чем концентрируется маркетплейс
По информации специалистов платформы MPSTATS, Wildberries сейчас активно расширяет штат, особенно в подразделениях, связанных с рекламой и продвижением товаров. После кадровых перестановок в прошлом году новая команда адаптировалась и начала показывать результаты, считает Анастасия Турко, ведущий менеджер по продуктам платформы MPSTATS.
По ее словам, глобальный тренд заключается в том, что компания монетизирует всё, что связано с трафиком: сайт, внутреннюю и внешнюю рекламу. Так, увеличено количество наружных кампаний, запущена поддержка селлеров в наружной рекламе через систему поощрений, а также существенно выросла монетизация трафика. Еще одно важное изменение в этой сфере — запуск Wibes. Эта собственная видеоплатформа маркетплейса с вертикальными видео, которая должна упрощать селлерам путь к трафику от блогеров и монетизации для них.
По наблюдениям MPSTATS Wildberries расширяет использование искусственного интеллекта. Появилась виртуальная примерка товаров. Например, теперь можно примерить диван в своей комнате, понять, впишется ли он по размерам. Есть опция сводки ключевых смыслов из отзывов с помощью нейросетей. А также идет развитие персонализации рекомендаций для увеличения среднего чека и вовлеченности пользователей.
По словам Анастасии Турко, Wildberries сейчас расширяет возможности аналитики. Запущена подписка «Джем», дающая доступ к топовым поисковым фразам, портрету покупателя и другим данным. Маркетплейс постепенно развивает внешнюю аналитику, предоставляет больше информации о рыночных тенденциях и состоянии ниш. «Однако важно учитывать, что данные остаются фрагментарными, и полноценную картину рынка они пока не дают», — уточняет Анастасия Турко.
Что касается ассортимента, с начала 2025 года Wildberries усиливает работу с премиальными брендами, маркетплейс постепенно уходит от модели дискаунтера и стремится закрепиться в более высоком ценовом сегменте, замечает Александра Емелина, ведущий проджект-менеджер торгового направления MPSTATS. Для этого запущена программа WB Premium, предусматривающая выделенные витрины для люксовых товаров в приложении, бесплатную профессиональную фотосъемку товаров, персональных менеджеров для брендов.
Помимо традиционных направлений, Wildberries осваивает новые ниши: WB Auto (продажа автозапчастей с гарантией подлинности), WB Food (пилотный проект доставки фермерских продуктов) и WB Services (площадка для поиска исполнителей бытовых услуг).
Также Wildberries продолжает расширение в регионах: открываются новые склады, увеличивается количество пунктов выдачи заказов. Ведется активное развитие направлений в странах СНГ, прежде всего в Казахстане и Беларуси.
Склады вызывают вопросы
Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, указывает что мы не видим всю картину целиком, пока видно урывки не всегда логичных и понятных проектов. Например, к таким аналитик относит попытку запустить такси в Белоруссии. По его мнению, Wildberries начинает проигрывать конкуренцию в Центральной Азии, потому что в этом регионе Ozon показывает себя более агрессивным и интересным по ассортименту.
Еще он обращает внимание на подход маркетплейса к организации складов. В отличие от классического e-com, где склады обычно арендуются, Wildberries строит и владеет своими, что нетипично и рискованно.
«Несмотря на масштабные инвестиции в собственные склады, остаётся неясно, насколько эта модель устойчива: непонятны источники финансирования и учёт на балансе. Пожар на складе уже показал уязвимости. Успешность этой схемы в будущем вызывает вопросы», — прогнозирует Иван Федяков.
Денис Васильев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, обращает внимание на недостатки работы Wildberries, которые проявились в последние месяцы. Во-первых, ситуация со слотами так и остается плачевной. Окна на разгрузку поставляемого товара по складам появляются редко, есть платные приемки по ставкам до х20.
«Владислав Бакальчук занимался открытием и развитием логистики, строительством складов и РЦ. При разводе все это встало колом, — рассуждает Денис Васильев, — Когда селлерам тяжело сдать товар на РЦ, все остальные улучшения теряют смысл».
Во-вторых, он отмечает увеличение рекламных ставок во внутреннем продвижении. Как минимальных, так и конкурентных, для того чтобы занять первые места в поиске. По его словам, увеличение за последние месяцы стало трехкратным.
Все упирается в деньги
Эксперты и аналитики считают, что в Wildberries на фоне всего происходящего с бизнесом и его владельцами происходит очень много изменений. Иван Федяков наблюдает, что команда маркетплейса сильно изменилась, часть сотрудников ушли и пришли новые специалисты.
Но большую и существенную часть из трансформаций бизнеса пока увидеть со стороны невозможно. «Последствия этих изменений для столь огромной розничной компании будут видны только в следующие годы. Из важного, что видно на поверхности: трансформация корпоративного управления, превращающая маркетплейс из семейного бизнеса в корпорацию», — рассуждает Федор Вирин, партнер исследовательской компании Data Insight.
Алексей Федоров, председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции считает, что основные критерии, по которым нужно измерять изменения в жизни компании, носят сугубо финансовый аспект.
«Компания работает, чтобы зарабатывать деньги для акционеров. А нравятся ли методы ее работы селлерам, это не имеет вообще никакого значения. Как и совершенно субъективное «наличие или отсутствие порядка», — оценивает Алексей Федоров, — Компания либо стала прибыльнее, либо не стала. Это критерий. Больше критериев у непубличной компании нет. Так что про изменения в Wildberries мы cможем все понять только по финансовым итогам 2025 года. Все остальное — это суета и домыслы».
Иван Федяков фиксирует, что темпы роста в Wildberries сильно замедлились. По динамике компания сейчас уступает Ozon, хотя и опережает его по общему объему продаж. Денис Васильев тоже обращает внимание на эту перемену. «LFL Wildberries составляет 40-45% по разным категориям, а у Ozon этот показатель 80-100%. Хотя раньше Wildberries мог похвастаться приростом на 100-120%», — приводит данные эксперт.Источник
Статья добавлена superbiznes 13.05.2025 07:00
Главная торговая онлайн-площадка страны переживает большие перемены с прошлого лета. Создатели маркетплейса начали публично конфликтовать, Татьяна Бакальчук привлекла нового партнера в лице оператора наружной рекламы Russ, чем вызвала недовольство своего супруга Владислава. Вся страна следила как за судьбу пары и бизнеса переживает Рамзан Кадыров и Тимати. В феврале Татьяна развелась с Владиславом, затем его доля в бизнесе перешла ей. Мы решили выяснить, что за эти месяцы поменялось в компании и как Wildberries развивается без своего сооснователя Владислава Бакальчука.
«Не нравится – вали»
Часть опрошенных нами спикеров видят улучшения в работе площадки. В основном они связаны с более благожелательным отношением к селлерам. Наталья Рыжкова, генеральный директор Gulliver Group, чувствует изменения к лучшему. А именно в сторону цивилизованного бизнеса. По ее наблюдениям Wildberries стал гораздо более открытым, а подход компании более клиентоориентированным.
«Они начали слушать и начали разговаривать. Раньше это была закрытая дверь – все вопросы в личный кабинет. Сейчас есть возможность позвонить, написать и есть клиентский менеджер, который заинтересован расти вместе с селлером. Появились встречи с селлерами, сотрудники стали рассказывать про стратегию и изменения. Нам стало понятнее, что и зачем они делают. Появились встречи с маркетингом, представители маркетплейса озвучивают как улучшить продажи и доработать карточки».
Иван Колыхалов, директор агентства по маркетплейсам Whisla, в прошлом селлер считает, что в последние годы после очень жестких случаев и конфликтов маркетплейс становился потихоньку человечнее. В последние месяцы процесс ускорился и стало еще лучше.
«Многие говорили на рынке, что Wildberries ведет себя по-бандитски. Выкручивает руки постоянно, блокирует товары, если в акциях не участвуют. Пишут, что им не нужны нелояльные поставщики. Все в таком режиме какого-то жуткого высокомерия – рассуждает Иван Колыхалов, — Основное, что исчезло за последние несколько месяцев, вот это отношение – «мы тут боги, а ты г…. Не нравится – вали». Wildberries вдруг резко, ни с того ни с сего, стал как-то человечнее. Возможно, вынуждает растущая конкуренция с Ozon».
Генеральный директор бренда обуви Snegi Евгений Цыренов, который продает свою продукцию в том числе на Wildberries, каких-то серьезных изменений пока не отметил. «Да и, наверное, их не должно было быть. Есть человек внутри компании, нет человека внутри компании. Она так или иначе куда-то движется. Скорее всего, в хорошую сторону. Потому что, мне кажется, очень сильно вынуждает конкуренция. Со стороны Ozon она самая сильная», — считает Евгений Цыренов.
Представители платформы MPSTATS видят, что, судя по отзывам продавцов, Wildberries стал более предсказуемым. С сентября 2024 года маркетплейс внес ряд заметных улучшений, которые упростили работу продавцов. Это касается перераспределения остатков на складах, если товар был отгружен неправильно, работы с логистикой и других аспектов. Маркетплейс добавил раздел «Аналитика возвратов» с детализацией причин отказов покупателей. Запустил «Контроль остатков 2.0» – теперь система автоматически предупреждает о риске дефицита склада. Еще появилась возможность массового редактирования карточек товаров через Excel-шаблоны.
На чем концентрируется маркетплейс
По информации специалистов платформы MPSTATS, Wildberries сейчас активно расширяет штат, особенно в подразделениях, связанных с рекламой и продвижением товаров. После кадровых перестановок в прошлом году новая команда адаптировалась и начала показывать результаты, считает Анастасия Турко, ведущий менеджер по продуктам платформы MPSTATS.
По ее словам, глобальный тренд заключается в том, что компания монетизирует всё, что связано с трафиком: сайт, внутреннюю и внешнюю рекламу. Так, увеличено количество наружных кампаний, запущена поддержка селлеров в наружной рекламе через систему поощрений, а также существенно выросла монетизация трафика. Еще одно важное изменение в этой сфере — запуск Wibes. Эта собственная видеоплатформа маркетплейса с вертикальными видео, которая должна упрощать селлерам путь к трафику от блогеров и монетизации для них.
По наблюдениям MPSTATS Wildberries расширяет использование искусственного интеллекта. Появилась виртуальная примерка товаров. Например, теперь можно примерить диван в своей комнате, понять, впишется ли он по размерам. Есть опция сводки ключевых смыслов из отзывов с помощью нейросетей. А также идет развитие персонализации рекомендаций для увеличения среднего чека и вовлеченности пользователей.
По словам Анастасии Турко, Wildberries сейчас расширяет возможности аналитики. Запущена подписка «Джем», дающая доступ к топовым поисковым фразам, портрету покупателя и другим данным. Маркетплейс постепенно развивает внешнюю аналитику, предоставляет больше информации о рыночных тенденциях и состоянии ниш. «Однако важно учитывать, что данные остаются фрагментарными, и полноценную картину рынка они пока не дают», — уточняет Анастасия Турко.
Что касается ассортимента, с начала 2025 года Wildberries усиливает работу с премиальными брендами, маркетплейс постепенно уходит от модели дискаунтера и стремится закрепиться в более высоком ценовом сегменте, замечает Александра Емелина, ведущий проджект-менеджер торгового направления MPSTATS. Для этого запущена программа WB Premium, предусматривающая выделенные витрины для люксовых товаров в приложении, бесплатную профессиональную фотосъемку товаров, персональных менеджеров для брендов.
Помимо традиционных направлений, Wildberries осваивает новые ниши: WB Auto (продажа автозапчастей с гарантией подлинности), WB Food (пилотный проект доставки фермерских продуктов) и WB Services (площадка для поиска исполнителей бытовых услуг).
Также Wildberries продолжает расширение в регионах: открываются новые склады, увеличивается количество пунктов выдачи заказов. Ведется активное развитие направлений в странах СНГ, прежде всего в Казахстане и Беларуси.
Склады вызывают вопросы
Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, указывает что мы не видим всю картину целиком, пока видно урывки не всегда логичных и понятных проектов. Например, к таким аналитик относит попытку запустить такси в Белоруссии. По его мнению, Wildberries начинает проигрывать конкуренцию в Центральной Азии, потому что в этом регионе Ozon показывает себя более агрессивным и интересным по ассортименту.
Еще он обращает внимание на подход маркетплейса к организации складов. В отличие от классического e-com, где склады обычно арендуются, Wildberries строит и владеет своими, что нетипично и рискованно.
«Несмотря на масштабные инвестиции в собственные склады, остаётся неясно, насколько эта модель устойчива: непонятны источники финансирования и учёт на балансе. Пожар на складе уже показал уязвимости. Успешность этой схемы в будущем вызывает вопросы», — прогнозирует Иван Федяков.
Денис Васильев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, обращает внимание на недостатки работы Wildberries, которые проявились в последние месяцы. Во-первых, ситуация со слотами так и остается плачевной. Окна на разгрузку поставляемого товара по складам появляются редко, есть платные приемки по ставкам до х20.
«Владислав Бакальчук занимался открытием и развитием логистики, строительством складов и РЦ. При разводе все это встало колом, — рассуждает Денис Васильев, — Когда селлерам тяжело сдать товар на РЦ, все остальные улучшения теряют смысл».
Во-вторых, он отмечает увеличение рекламных ставок во внутреннем продвижении. Как минимальных, так и конкурентных, для того чтобы занять первые места в поиске. По его словам, увеличение за последние месяцы стало трехкратным.
Все упирается в деньги
Эксперты и аналитики считают, что в Wildberries на фоне всего происходящего с бизнесом и его владельцами происходит очень много изменений. Иван Федяков наблюдает, что команда маркетплейса сильно изменилась, часть сотрудников ушли и пришли новые специалисты.
Но большую и существенную часть из трансформаций бизнеса пока увидеть со стороны невозможно. «Последствия этих изменений для столь огромной розничной компании будут видны только в следующие годы. Из важного, что видно на поверхности: трансформация корпоративного управления, превращающая маркетплейс из семейного бизнеса в корпорацию», — рассуждает Федор Вирин, партнер исследовательской компании Data Insight.
Алексей Федоров, председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции считает, что основные критерии, по которым нужно измерять изменения в жизни компании, носят сугубо финансовый аспект.
«Компания работает, чтобы зарабатывать деньги для акционеров. А нравятся ли методы ее работы селлерам, это не имеет вообще никакого значения. Как и совершенно субъективное «наличие или отсутствие порядка», — оценивает Алексей Федоров, — Компания либо стала прибыльнее, либо не стала. Это критерий. Больше критериев у непубличной компании нет. Так что про изменения в Wildberries мы cможем все понять только по финансовым итогам 2025 года. Все остальное — это суета и домыслы».
Иван Федяков фиксирует, что темпы роста в Wildberries сильно замедлились. По динамике компания сейчас уступает Ozon, хотя и опережает его по общему объему продаж. Денис Васильев тоже обращает внимание на эту перемену. «LFL Wildberries составляет 40-45% по разным категориям, а у Ozon этот показатель 80-100%. Хотя раньше Wildberries мог похвастаться приростом на 100-120%», — приводит данные эксперт.Источник Статья добавлена superbiznes
13.05.2025 07:00