• Главная » 
  • Статьи » 
  • Кофе из корешков: почему в России растет потребление цикория.
#1
Кофе становится все дороже, и на этом фоне в России растет интерес к разного рода альтернативным горячим напиткам, таким как цикорий. По словам экспертов, опрошенных Forbes, его потребление постепенно входит в моду на волне интереса к здоровому образу жизни, так что дело не только в экономии.

Цикорий — напиток из корня одноименного растения, чаще всего выпускается в виде сублимированного порошка или растворимой пасты. Благодаря натуральному составу и тонизирующему эффекту напиток из цикория ценят за его влияние на пищеварение, а также как элемент рационального питания, говорит советник руководителя федерального центра «Агроэкспорт» Александр Якуба. «Практически вся продукция, полученная из корневого цикория, используется для производства напитков, — отмечает глава аналитического агентства «Агроан» Артем Иванов. — Небольшие объемы потребляются в кондитерской отрасли и фармацевтике». Объем российского рынка в натуральном выражении «Агроан» оценивает в 6000–7000 т готового продукта, добавляет он.

В конце декабря 2024 года объем рынка цикория показывал небольшой прирост. «Объем российского рынка цикория стабильно увеличивается, растут также средние контрактные цены при экспорте и импорте, — рассказали Forbes в пресс-службе Роскачества. — При этом средние цены производителей цикория относительно стабильны».

«Согласно различным экспертным мнениям, объем российского рынка цикория составляет около 2-3 млрд рублей в год, — подсчитал директор департамента управленческого консалтинга группы «Деловой профиль» Владимир Поклад. — Это относительно скромная цифра по сравнению с рынком кофе (более 100 млрд рублей), однако динамика роста сегмента выглядит впечатляюще». По его данным, за последние три года продажи цикория увеличивались примерно на 15-20% ежегодно. К 2030 году общий объем российского рынка горячих напитков, являющихся альтернативой кофе, может достигнуть 5-7 млрд рублей, прогнозирует Поклад.

Сэкономили на кофе

Почему же растет потребление цикория? Большинство экспертов, опрошенных Forbes, в качестве главной причины назвали рост цен на кофе, вместо которого россияне предпочитают употреблять более доступный цикорий.

Спрос на цикорий в России растет уже пять-шесть лет, отмечает Иванов из «Агроан». «По нашим данным, резкий скачок спроса произошел в 2021-2022 годах, корреляция с повышением мировых цен на кофе, действительно, существует», — добавляет он. «Повышение интереса к цикорию связано в первую очередь с ростом цен на кофе и какао», — соглашается представитель пресс-службы Роскачества.

Исторически цикорий использовали как заменитель кофе во времена его дефицита, например в годы Великой депрессии и Второй мировой войны, отмечает представитель «Агроэкспорта». «Однако в последние десятилетия он переживает новое возрождение благодаря трендам на здоровое питание, — говорит Якуба из «Агроэкспорта». — За последние 10 лет мировой спрос на напитки из цикория демонстрирует устойчивый рост: если в начале 2010-х наблюдался спад на насыщенных рынках Европы, то к 2024 году глобальный рынок вновь достиг рекордных объемов. По различным оценкам, он может вырасти с $740 млн в 2022 до $1, 23 млрд к 2030 году при среднем ежегодном росте около 6, 5%».

«Нужно отметить важный фактор роста — появление широкого ассортимента напитков из цикория на маркетплейсах, что вместе с экспансией ПВЗ в регионах и конкуренцией поставщиков существенно расширило базу потребителей, — добавляет Иванов. — Но для российского рынка напиток из цикория все же нишевый, поэтому ощутимого дальнейшего роста ожидать не стоит».

Да будет ЗОЖ!

Однако другие собеседники Forbes отмечают, что цикорий воспринимается не только как дешевый заменитель кофе, но и как самостоятельный продукт, имеющий отношение к здоровому образу жизни. «Многие потребители ценят его как полезную альтернативу кофе без кофеина, но не меньше и тех, кто выбирает цикорий за его уникальный вкус и свойства, — поясняет бренд-менеджер по экспорту и импорту MIRFOODS Олег Мартыненко. — Мы видим, что напиток живет своей культурной жизнью — это больше, чем просто замена кофе».

Объемы реализации цикория немного выросли, отмечает директор по маркетингу «Кофе МАДЕО» Максим Левин. «Как дополнительный продукт мы его держим и ждем спроса», — поясняет он. По словам Левина, покупателей особенно интересуют классический кофе с цикорием и с ароматом «ирландский крем» — последний максимально приближает напиток по вкусу к привычному кофейному. «Еще одним решением по работе над специфическим вкусом цикория стало добавление масла МСТ (среднецепочечные триглицериды, популярные среди приверженцев кето-диеты), которые делают его более нежным и сливочным, — рассказывает Левин. — Цикорий — самостоятельный продукт для аудитории ЗОЖ и экспериментаторов, он хорош и для альтернативного меню в кофейне».

С зависимостью от цен на другие популярные категории не согласен гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. «Постепенный наблюдаемый рост интереса к цикорию не связан с дороговизной кофе — цикорий развивался и 10 лет назад, при низких ценах на кофе, а в прошлом году, когда стоимость кофейных зерен достигла максимума, объемы их реализации даже увеличились. Впрочем, цикорий тоже немного прибавил в объеме продаж, так что никакой корреляции тут нет», — аргументирует он.

«Если говорить о рынке готовых безалкогольных напитков, то в настоящее время потенциал цикория здесь совсем не раскрыт, — полагает вице-президент по качеству, техническому регулированию и стандартизации «Союзнапитки» Людмила Хомич. — Вы вряд ли встретите такие напитки на полках магазинов, как российских, так и за рубежом. Возможно, что со временем ситуация изменится, так как о цикории все больше говорят с точки зрения его положительного влияния на здоровье».

Цикорий — это лишь один из представителей быстрорастущего сегмента альтернативных напитков, на рынке появляются и другие продукты, которые конкурируют за внимание потребителей, говорит Поклад из «Делового профиля»

В качестве примеров он перечисляет грибной кофе и иные напитки на основе грибов, какао-заменители, например порошки из рожкового дерева или кэроба. Левин из «Кофе МАДЕО» также упоминает каскару — это оболочка кофейной ягоды, которую сушат и заваривают в турке или френч-прессе, вкус похож на кофейный с ароматом компота из сухофруктов.

«Россияне чаще предпочитают кофе без кофеина и фитокофе с добавлением душистых трав, а также другие напитки с тонизирующим эффектом, — добавляет представитель пресс-службы Роскачества. — Наблюдается интерес к нестандартным напиткам, например тыквенному кофе, кофе из желудей и кедра, кофе с добавлением прополиса».

«Важно отметить, что рост этого сегмента объясняется не только экономическими причинами. Многие потребители осознанно выбирают альтернативы из-за их пользы для здоровья, экологичности и уникального вкусового профиля», — поясняет Поклад. Таким образом, цикорий и другие альтернативные напитки становятся не просто временной заменой традиционным кофе и какао, а самостоятельным сегментом с большим потенциалом, заключает он.

Не местный

Хотя дикий цикорий в России растет, в качестве сырья для напитка он не используется, поэтому его почти полностью импортируют, говорят эксперты. В Россию завозят сушеные и жареные корни цикория, подчеркивает гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. «Практически все объемы цикория импортируются либо в уже в потребительской упаковке, либо в производственной таре и пакетируется на российских предприятиях», — уточняет Иванов. По его словам, исходное сырье (растение цикорий) в России выращивается в промышленных масштабах только в Ростовском районе Ярославской области. «По данным Минсельхоза, урожай цикория в 2024 году составил 3, 2 т, то есть совсем небольшое количество», — добавляет Иванов. Переработанный (обжаренный, молотый, сублимированный) цикорий, по его информации, везут в Россию из Индии (60-70%), Польши (10-15%) и Германии (около 5%).

«Наибольший спрос на российском рынке наблюдается на цикорий, поставляемый из Индии и Германии», — отмечает представитель пресс-службы Роскачества. Он добавляет, что в 2024 году Россия импортировала рекордные объемы цикория. В конце декабря 2024 года объем рынка цикория показывал небольшой прирост.

Российские производители цикория, опираясь на исторически сложившийся спрос и развивая экспортные направления, находят новые возможности за рубежом, отмечает Якуба из «Агроэкспорта». По его словам, на Россию в 2023 году пришлось почти 15% (82 000 т) мирового импорта цикория (55 300 т), страна ввезла чуть меньше, чем ЮАР (18, 6% или 10 300 т), а по экспорту обжаренного цикория в 2023 году Россия с объемом 1000 т была на 10-м месте. В 2024 году экспортировала около 1300 т обжаренного цикория на сумму $4, 4 млн, в сравнении с 2023-м объем поставок вырос на 27% в натуральном выражении и на 21% в стоимостном, говорит Якуба. Более того, по данным «Агроэкспорта» в период с 2021 по 2023 год поставки российского цикория на зарубежные рынки ежегодно составляли около 1000 т — это был исторический максимум.Источник Статья добавлена superbiznes
13.05.2025 06:44
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Кофе из корешков: почему в России растет потребление цикория.

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение