#2
05.07.2021 20:00
- oatfield
- Откуда: Москва
- Сообщений: 15865
- Карма: 115.14
superbiznes написал(а):это предохраняет ее дистрибьюторский бизнес от основной угрозы
да-да-да — Белочка должна бегать по кругу, а колёсико должно в правильном направлении вырабатывать бабосики.
А так да — молодец. Правильное решение.
Но результаты его впечатляют: за это время «Авокадо» выросла в сеть из нескольких тысяч магазинов с совокупной выручкой около 50 млрд рублей. За счет чего удалось добиться столь стремительного роста?
Осенью 2018 года нижегородский предприниматель Альберт Гусев вернулся из командировки в Европу со свежей идеей. Владелец одного из крупнейших в России дистрибьюторов продуктов «Сладкая жизнь» с падающей уже пару лет выручкой придумал, как оживить бизнес. Одним из направлений его группы было развитие в Поволжье сети магазинов по франшизе голландской компании Spar, теперь он сам решил продавать недорогую франшизу под брендом «Авокадо». В феврале 2019-го в Нижнем Новгороде был открыт первый магазин новой сети, за год она выросла до 600 магазинов. Пандемия не остановила рост: за 2020 год открылось еще 1450 торговых точек. Сейчас в сети 2600 магазинов. По размеру «Авокадо» уже сильно превосходит главного конкурента, франчайзинговую «Фасоль» (1800 магазинов), которую с 2012 года развивает немецкий ретейлер Metro Cash & Carry F 12.
«Сладкая жизнь» Альберта Гусева вложила в проект 300 млн рублей, его самого один из конкурентов назвал в беседе с Forbes «чемпионом по супермаркетам».
Бизнес Гусева начинался с торговли сладостями на городском рынке в Нижнем, а в 1992 году курсант Пензенского высшего военного училища организовал с товарищами оптовую компанию «Сладкая жизнь». Первую крупную сделку Гусев совершил, взяв $600 на тонну печенья, которую продал за месяц. Сегодня ГК «Сладкая жизнь» — крупнейший продуктовый дистрибьютор Приволжского федерального округа с выручкой более 160 млрд рублей в 2020 году. В группе пять направлений: дистрибуция продуктов в магазины («Сладкая жизнь плюс»), поставки в рестораны («Свит Лайф»), оптовая торговля фруктами и овощами («Национальная фруктовая компания»), мясное и колбасное производство («Чернышихинский мясокомбинат») и розничная сеть Spar. Лицензию голландской компании Spar на Поволжский регион Гусев приобрел в начале 2000-х, за первые два года франшизы он открыл семь супермаркетов. «У «Спар Миддл Волга» было сильное желание сотрудничать с всемирно признанным брендом и четкое соответствие нашим принципам и ценностям, — вспоминает о знакомстве с русским бизнесменом представитель голландского офиса Spar. — Предпринимательский дух и деловые амбиции сделали его бизнес идеально подходящим для Spar International».
В итоге нижегородский предприниматель построил сеть почти из 200 магазинов в Нижегородской, Пензенской, Саратовской областях, в Чувашии, Марий Эл, Мордовии и Татарстане и стал самым успешным партнером Spar в России. В 2012-м во многом благодаря «Спар Миддл Волга» Россия впервые вошла в десятку крупнейших рынков Spar International с суммарным оборотом €1, 13 млрд. «Важным фактором успеха является способность партнера самостоятельно внедрять лучшие мировые практики голландской компании, — объясняет гендиректор Spar в России Сергей Локтев. — «Спар Миддл Волга» в этом преуспели. Они идут на шаг впереди: планирование маршрутов покупателей, фокус на товары собственных марок и собственное производство, работа с отзывами — и все это инициатива собственника».
С 2011 года «Спар Миддл Волга» обеспечивала не менее 40% общей выручки Spar в России. Сейчас компания Гусева — основной оператор нидерландской сети в столичном регионе (после банкротства другого владельца лицензии Spar — компании «Интерторг»). «Спар Миддл Волга» — единственная в стране, кому разрешено продавать субфраншизу бренда, сейчас в стране работает 92 субфранчайзинговых Spar от нижегородской компании.
Обкатав процессы на международном бренде, в 2016 году «Сладкая жизнь» представила собственную франшизу продуктовых магазинов «у дома» — «Малинка». В первые же дни выставки Buybrand Expo в Москве стенд нового бренда вызвал ажиотаж, вспоминает руководитель франчайзингового направления в ГК «Сладкая жизнь» Елена Богачкина. По ее мнению, повышенный интерес предпринимателей к новому проекту был связан со сравнительно невысокими инвестициями: 4 млн рублей на открытие точки площадью 150 кв. м окупаются за три-четыре года.
Владелец франшизы «Малинка» сделал ставку на малый бизнес — владельцев магазинов площадью 50–150 кв. м. «Мы не требуем менять весь дизайн или оборудование. Мы даем несколько рекомендаций, вешаем красивую вывеску, но самое главное — наши бизнес-процессы, входные цены, акции. И вот вы уже в конкурентной борьбе с такими гигантами, как «Магнит» или «Пятерочка», — объясняла Богачкина. — Маленький независимый предприниматель никогда не добьется таких цен, которые имеем мы благодаря нашей закупочной мощи».
За первый год открылось 50 магазинов новой сети в Нижегородской области, Чувашии, Мордовии, Республике Марий Эл. Планировалось развивать «Малинку» в Москве и Подмосковье, где, по словам Богачкиной, «в этом сегменте конкуренции практически нет». Но несмотря на многообещающий старт и попытки опытного франчайзера придать ускорение новому бизнесу (для этого впоследствии даже смягчили условия для франчайзи, снизив инвестиции до 2, 5 млн рублей), «Малинка» так и не стала крупным федеральным игроком. Сейчас сеть объединяет 212 магазинов, из них лишь семь — в столичном регионе. «Малинка» развивалась на фоне сокращения выручки самой «Сладкой жизни». По данным «Спарк-Интерфакс», в 2017-м она снизилась с 73 млрд до 68, 5 млрд рублей, через год — до 60, 5 млрд рублей.
В 2018 году Гусев собрал своих топ-менеджеров и поехал изучать самые современные форматы в Европу. Там и родилась идея создания более доступной партнерской программы под названием «Авокадо». По словам руководителя проекта Ольги Моисеевой, во многом примером для «Авокадо» стал польский ретейлер ABC. Это крупнейшая в стране сеть небольших магазинов, которая принадлежит публичной группе Eurocash S.A. и объединяет более 8500 розничных точек по франшизе. Основной принцип ретейлера, который переняли и в «Авокадо», — минимальный контроль франчайзи при максимальной поддержке головной компании.
Первый магазин сети с яркой салатовой вывеской открыли в Нижнем Новгороде в феврале 2019-го предприниматели Андрей Чавачин и Сергей Темнов. Шесть лет до этого они работали со «Сладкой жизнью», закупая продукты для своих безымянных магазинов. «Мы открыли один из магазинов в новом жилом комплексе, о нас никто не знал, приходило очень мало людей, плюс большая конкуренция, — рассказывает Темнов. — Богатый ассортимент, акции для покупателей — нам казалось, мы все делаем правильно, но прибыли так и не было. Нужно было что-то менять, мы узнали об «Авокадо» и оставили заявку на сайте».
Представитель «Авокадо» сам приехал к Темнову и Чавачину прямо в магазин, рассказал, как улучшить положение. «За две недели провели колоссальную работу с ассортиментом, добавили фруктовую и овощную горки, научились проводить мониторинг цен», — описывает Темнов. «Сладкая жизнь» инвестировала 100 000 рублей в рекламное оформление магазина, инвестиций владельцев не потребовалось — магазин уже был готов к работе. По словам Темнова, эффект стал заметен быстро: вырос покупательский трафик, увеличился средний чек. Месячный товарооборот вырос на 20%, до 1, 5 млн рублей. И Темнов с партнером решили перевести еще три точки сети под бренд «Авокадо».
Войти в сеть от «Сладкой жизни» можно владельцу практически любого продуктового магазина площадью от 20 кв. м. От предпринимателя требуется сделать косметический ремонт в фирменном стиле бренда и закупать товар у «Сладкой жизни» минимум на 100 000 рублей в месяц. «Преимущество «Сладкой жизни» в том, что не нужно искать партнеров с нуля, вкладывать в продвижение франшизы. Их франчайзи — это уже знакомый им предприниматель, который регулярно делает у них оптовую закупку», — говорит руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская.
По данным «Сладкой жизни», средний объем инвестиций в «Авокадо» составляет около 800 000 рублей (до 400 000 рублей вкладывает сама «Сладкая жизнь»). Вложения окупаются за два года. «Наша программа не подразумевает коробочного решения, — рассказывает Моисеева. — Мы готовим индивидуальный проект для каждого магазина, помогаем эффективно организовать пространство, чтобы предприниматель мог получить максимальную прибыль с каждого квадратного метра». В среднем магазин «Авокадо» приносит его владельцу 19 млн рублей выручки и 1, 9 млн рублей прибыли в год.
По словам Рождественской, «Авокадо» — пример конверсионного франчайзинга, когда существующий несетевой бизнес присоединяется к федеральному бренду для увеличения товарооборота и рентабельности. В продуктовом ретейле такое бывает часто: «Дикси» F 26 развивает проект «Первым делом», Metro Cash & Carry — «Фасоль». Однако инвестиции в эти магазины существенно выше, чем в «Авокадо».
За счет огромной базы малых предпринимателей, в магазины которых «Сладкая жизнь» поставляет продукты (более 50 000 клиентов), всего за 2, 5 года компании удалось создать самую крупную продуктовую сеть по франшизе в России. Сейчас магазины «Авокадо» работают в 160 городах России. «Сладкая жизнь» крайне заинтересована в развитии обширной франчайзинговой сети, так как это предохраняет ее дистрибьюторский бизнес от основной угрозы — сокращения рынка сбыта, — объясняет генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. — Крупнейшие ретейлеры неизбежно переходят от сотрудничества с дистрибьюторами к прямым контрактам с производителями, а мелкая несетевая торговля не выдерживает конкуренции». Именно поэтому «Сладкая жизнь» сама инвестирует в обновление бизнеса своих франчайзи. И это приносит плоды: за 2020 год выручка «Сладкой жизни» выросла на 22%, до 160 млрд рублей. Глава группы Альберт Гусев признает, что «большой вклад в этот рост внесла именно партнерская программа «Авокадо».Источник Статья добавлена superbiznes
05.07.2021 09:01