• Главная » 
  • Статьи » 
  • Как росли цены с 2016 по 2021 год. Мы сравнили чеки из «Магнита»
#1
Журналист Юга.ру обнаружила у себя, можно сказать, исторический документ — большую пачку чеков на покупки в краснодарских магазинах сети «Магнит» за 2016 год. Располагая такой находкой, мы решили провести собственные подсчеты того, насколько выросла инфляция за эти 4, 5 года.

Цифра, которую мы в итоге вычислили, получилась не очень-то похожей на ту, что озвучивает правительство, — и это при том, что нашлись товары, которые с 2016-го не то что не подорожали, но даже упали в цене! Впрочем, обо всем по порядку.

Как мы вели подсчет

Имеющиеся в распоряжении редакции чеки от 2016 года датируются августом, октябрем и декабрем.

Цены в 2021 году мы смотрели в трех магазинах: двух придомовых «Магнитах» по адресам: Бульварное кольцо, 7/1, Линейная, 19, а также в гипермаркете на Артюшкова, 2. Стоимость некоторых товаров пришлось проверять в сетевом онлайн-приложении для покупок.

Из чеков 2016 года мы прежде всего брали в сравнительную таблицу продукты первой необходимости: молоко, вермишель, подсолнечное и сливочное масло, чай, куриное мясо.

http://foodmarkets.ru/upload/gallery/2659/kDJ6Lir1.jpg


Потом мы дополнили таблицу товарами, которыми многие из нас пользуются ежедневно или практически каждый день: кефир, овсяные хлопья, творог, стиральный порошок, зубная паста и т.п.

Товары, проданные по акции, мы из наших расчетов исключили.

В каждом случае мы обращали внимание на количество граммов в единице товара. Упаковка некоторых продуктов (в основном молочных) за 4, 5 года уменьшилась в объеме, хотя нашлись и такие, у которых увеличилась. В этих случаях мы пересчитывали стоимость товара так, чтобы сравнивать цены за одну и ту же массу.

Хотя граммовка в чеке указывается не всегда — например, нам не известно, менялось ли количество чая в пирамидках от Lipton, который занял в нашей таблице весьма примечательное место.

Цены на фрукты и овощи мы приводим отдельно, поскольку это сильно зависит от сезона. Например, некорректно сравнивать стоимость картофеля в августе с мартовской, когда после зимы еще ничего толком не успело вырасти.

Наша сводная таблица , ( лучше её смотреть по ссылке https://www.yuga.ru/articles/economy/9397.html )

Продукты 2016 2021

Творог обезжиренный «Простоквашино», 0, 21 кг 89, 90 78, 00
Моющее средство детское «Ушастый нянь», 2, 4 кг 279, 90 268, 00
Молоко стерилизованное «Простоквашино» 1, 5%, 0, 95 л 62, 00 60, 00
Чай зеленый Lipton с мандарином, 20 пирамидок 99, 90 99, 99
Спрей невидимый Dove, 150 мл 169, 90 174, 00
Шампунь Dove «Легкость и увлажнение», 250 мл 189, 90 200, 00
Подсолнечное масло «Кубанское любимое», раф. и дез. 99, 90 110, 00
Сыр «Львиное сердце», 0, 274 кг 153, 41 175, 00
Молоко пастеризованное «Кубанская буренка» 2, 5%, 0, 93 л 42, 90 49, 90
Кефир легкий «Биомакс» 1%, 0, 45 кг, в бутылке 27, 00 31, 99
Макароны-рожки «Макфа», 0, 45 кг 46, 20 55, 00
Йогурт «Коровка из Кореновки» с клубникой 2, 5%, 0, 45 кг 49, 90 59, 99
Бедро цыпленка-бройлера «Птицы Кубани» охл, 1 кг 131, 10 160, 00
Ватные диски «Я самая», 120 штук 56, 00 69, 99
Мука пшеничная «Макфа», высший сорт, 2 кг 79, 90 99, 99
Хлопья овсяные «Ясно солнышко» № 2, 0, 5 кг 49, 90 63, 00
Ветчина столичная «Вязанка», 0, 5 кг 172, 90 219, 99
Зубная щетка Colgate «Зиг-заг» 55, 00 72, 00
Торт вафельный с фундуком «Шоколадница», 0, 27 кг 159, 90 209, 99
Яйцо шоколадное Kinder для девочек, 0, 02 кг 60, 80 79, 99
Шампунь Clear от перхоти 2 в 1 «Активспорт», 400 мл 259, 90 349, 99
Туалетная бумага Zewa Deluxe трехслойная белая, 4 рулона 82, 90 119, 99
Вода негазированная «Кубай», 1, 5 л 22, 00 32, 99
Стружка кальмара солено-сушеная «Донской», 0, 04 кг 32, 20 50, 00
Стиральный порошок Losk color automat, 3 кг 262, 10 411, 11
Кофе Nescafé 3 в 1 «Карамель и тростниковый сахар», 1 пакетик 10, 47 16, 54
Питьевая вода «Кубай» негазированная, 0, 5 л 16, 00 26, 99
Спагетти Barilla, 0, 5 кг 59, 00 99, 99
Продукт творожный «Простоквашино» зерновой в сливках 7% 43, 60 73, 99
Хлопья гречневые «Ясно солнышко», 0, 375 кг 67, 00 115, 99
Чистящее средство «Пемолюкс» ослепительно-белое 37, 90 65, 99
Шампунь «Чистая линия» «Объем и сила ростки пшеницы для тонких и ослаб. волос» 89, 90 159, 99
Творог зерновой «Домик в деревне» 5% 37, 00 67, 99
Сливочное масло «Кубанский молочник» 72, 5%, 0, 17 кг 75, 00 139, 90
Средство «Ласка деликатная» «Шерсть и шелк», 1 л 179, 30 339, 99
Кондиционер для белого Vernel «Cвежесть летнего утра» 119, 50 239, 99
Кетчуп-лечо «Махеев», 0, 26 кг 34, 04 71, 99
Жидкое средство для черного «Ласка деликатная», 179, 30 379, 99
Йогурт питьевой со злаками «Биобаланс» 1, 5%, 0, 33 кг 24, 90 53, 78
Соус сырный Calve «Цезарь», 0, 23 кг 38, 90 84, 99
Горошек зеленый Bonduelle, 0, 4 кг 54, 90 122, 99
Напиток Coca-Cola, 1, 5 л 54, 00 129, 99


Как можно заметить, в 2021-м существует возможность тратить на продукты даже меньше, чем в 2016-м. Но только если вы способны питаться исключительно 1, 5‑процентным молоком и обезжиренным творогом. Ну, еще иногда можно пить не изменившийся в цене зеленый чай с ароматом мандарина. Зато пить можно из чисто вымытой посуды — спасибо «Ушастому няню».

Сильнее всего выросли расходы у тех, чья диета состоит из «Кока-колы» с горошком под сырным соусом и кто при этом одевается строго в черное. Такая потребительская корзина за 4, 5 года подорожала примерно в 2, 2 раза.

http://foodmarkets.ru/upload/gallery/2659/JeIcgJZA.jpg


Если же брать среднее арифметическое по всем пунктам нашей таблицы, то рост цен на продукты с 2016 по 2021 год составил 47%.

Что по этому поводу говорит «Магнит»

В пресс-службе «Магнита» поясняют, что стоимость товаров на полках складывается из цены поставки от производителей, сложности логистики, покупательной способности в регионе и востребованности определенной категории товаров. Также на конечную цену могут влиять конкурентная среда в заданном месте и сезонные колебания для некоторых групп — например, овощей и фруктов.

«Мы обеспечиваем приемлемые цены в том числе за счет собственной логистики и активного сотрудничества с локальными производителями. Это дает нам возможность меньше тратить на логистику, а значит, предлагать покупателям интересные цены», — заявили в пресс-службе.

http://foodmarkets.ru/upload/gallery/2659/lNiJMc3g.jpg


По словам представителей ретейлера, компания не заинтересована в росте цен и «держит наценки на социально значимые товары на минимальных или нулевых уровнях».

Что по этому поводу говорит экономист

Александр Полиди, профессор, доктор экономических наук, партнер консалтинговой компании «Арка-групп» объясняет, что любая динамика цен — это взаимодействие спроса и предложения:

— Если цены растут, здесь может быть фундаментально два фактора: или увеличившийся спрос, или ограничение предложения — неурожай, скажем, либо какие-то санкционные вещи, с которыми мы были хорошо знакомы в 2014–2015 году, когда инфляция разогналась до двухзначных чисел.

При этом сейчас, по словам эксперта, наблюдается несколько парадоксальная ситуация.

— С одной стороны, идет сокращение спроса, потому что реальные располагаемые доходы населения не растут уже семь лет. Поскольку они не растут, то и не должны расти цены на продукты питания, так же?

Однако в связи с тем, что люди оказались в изоляции из-за коронавируса, очень много денег не потратилось. Люди не развлекались, никуда не выезжали, не ходили в кинотеатры и театры и меньше занимались спортом. То есть в структуре расходов доля непищевых расходов снизилась. Соответственно, доля пищевых расходов увеличилась.

Другими словами, хотя количество денег у людей и снизилось, возможность их потратить сократилась. Образовавшаяся из-за этого денежная масса стала условно избыточной и начала давить на потребительский рынок. Также сказались затруднения в логистике из-за пандемии и удаленка. Из-за того, что многие работники стали питаться дома, они начали покупать полуфабрикаты для готовки, тем самым увеличивая спрос на эти продукты.

Реальные располагаемые доходы жителей России — это так называемые деньги «на руках», оставшиеся после обязательных платежей в виде налогов, сборов и процентов по кредитам, с учетом инфляции. По данным Росстата, в 2016 году они упали на 4, 5% (по сравнению с предыдущим годом), в 2017 году упали на 0, 5% по сравнению с 2016-м, в 2018-м повысились на 0, 1%, в 2019-м выросли на 1%, а в 2020-м упали на 3, 5%.

При этом, как писал РБК, по итогам 2020 года реальные располагаемые доходы отстали на 10, 6% от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов. А число россиян, находящихся за гранью бедности и живущих на доходы меньше прожиточного минимума, с 2016 года увеличилась на 200 тыс. человек и достигло 19, 6 млн.


— Нет никакого злого умысла у торговых сетей, они просто так реагируют на обстоятельства, вот и всё. То есть в этом виноваты пандемия и болезнь, хроническая структурная болезнь российской экономики, — резюмирует Полиди.

Что по этому поводу говорит правительство

В 2016 году президент России Владимир Путин назвал рост цен на продовольствие временным явлением. Во время прямой линии глава объяснял, что повышение стоимости во многом является «рукотворным результатом»:

«Потому что мы в качестве ответных мер на санкции запада ввели ограничения на ввоз продуктов питания из-за границы».

Президент добавил, что «постепенно, по мере насыщения рынка российским, отечественным продовольствием, будут снижаться и цены». И отметил, что уже замечает, как цены стабилизируются.

Официальная инфляция в России с 2016 по 2020 год колебалась следующим образом:

2016 год — 5, 4%,
2017 — 2, 5%,
2018 — 4, 3%,
2019 — 3%,
2020 — 4, 9%.

Чтобы узнать общую инфляцию за период с 2016 по начало 2021 года, нужно не складывать эти цифры, а высчитывать процент от процента (ведь, скажем, за 2018 год цены выросли на 4, 3% относительно цен 2017 года, а не 2016-го).

Таким образом, за пять лет официальный рост инфляции составил 21, 74%.

В разговоре с журналистом Юга.ру Александр Полиди также напомнил о ситуации осенью 2020 года, когда в стране резко поднялись цены на сахар (72, 5%), подсолнечное масло (23, 8%) и муку (12, 9%). Тогда президент России Владимир Путин возмутился повышением стоимости и потребовал экстренно решить ситуацию. После этого Минсельхоз и Минпромторг вмешались в рынок и договорились о заключении соглашений по сдерживанию цен между производителями и розничными сетями. Полиди отмечает, что такая регуляция рынка тоже имеет свои последствия:

— Продавцы вынуждены компенсировать эти выпадающие доходы тем, что делают наценку в других местах. Допустим, рост цен на подсолнечное масло они охладили, вместо этого выросла цена на оливковое масло или животное. Это все механизм саморегуляции. И чем больше государство вмешивается, тем больше дисбаланса здесь возникает.

При этом, даже несмотря на меры властей, в марте цены на сахар и масло все равно выросли. После этого в стране решили продлить заморозку стоимости сахара еще на два месяца, а подсолнечного масла — до октября.Источник Статья добавлена superbiznes
14.04.2021 08:51
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Как росли цены с 2016 по 2021 год. Мы сравнили чеки из «Магнита»

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение