Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Цены пахнут керосином: бизнес заявил о рисках подорожания бензина на 14%
#1
Цены на бензин в рознице до конца года могут вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии — на 14%, предупредили в Независимом топливном союзе (НТС). Мер по стабилизации ситуации, что сегодня обсуждают в правительстве, недостаточно, считают в НТС. Чтобы не допустить топливного кризиса, представители отрасли призвали кабмин принять дополнительные решения по стабилизации рынка. Об этом говорится в письме председателю правительства Михаилу Мишустину, с которым ознакомились «Известия». Бизнес предложил снизить акцизы на бензин и дизель, отменить демпфер и увеличить нормативы на бирже.
Беспокойная динамика
НТС 18 марта направил письмо Михаилу Мишустину с просьбой принять меры по стабилизации ситуации на рынке топлива. С документом ознакомились «Известия».
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цены на бензин на АИ-92 и АИ-95 с 1 декабря 2020 года по 17 марта 2021 года выросли более чем на 18, 5%, достигнув 53, 6 тыс. и 55, 3 тыс. рублей за тонну соответственно, указано в документе. Обычно в этот период биржевая стоимость топлива падала, что позволяло закупать достаточные объемы в преддверии высокого весенне-летнего сезона независимым АЗС, транспортным и сельхозкомпаниям, чем обеспечивались относительно низкие темпы роста цен. Такой значительный рост наблюдается впервые, сказано в письме НТС.
Ключевым драйвером увеличения биржевых, а следом и розничных цен стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков), отметили «Известиям» в союзе.
«Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего — это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года (… ) Также с 1 января 2021 года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки», — сказано в письме НТС.
Учитывая, что с конца марта рынок входит в сезон повышенного спроса, всё выше вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2018 года, отметили в союзе. При худшем сценарии есть угроза роста розничных цен на бензин и дизель до 13, 77% за год, сказали там.
Риски повторения ситуации 2018-го недавно в своем докладе обозначила и Счетная палата.
В письме главе правительства НТС выдвинул несколько предложений, которые, по мнению авторов, помогут избежать топливного кризиса в стране. Союз считает, что нужны дополнительные фискальные стимулы для роста производства нефтепродуктов, что повысит привлекательность поставок на внутренний рынок.
«Подобной мерой может служить снижение акцизов на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. В 2018 году уже был прецедент такого снижения», — сказано в письме.
Также в союзе считают необходимым отменить демпфер. Вместо сглаживания влияния колебаний внешней конъюнктуры на внутренний рынок он выступает дестабилизирующим фактором, указали в НТС.
— В 2020 году, когда цены и в оптовом, и в розничном сегменте могли падать, они продолжали рост именно по причине высоких демпферных выплат в бюджет РФ, — согласен зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
Также в НТС предложили увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% по дизелю. При этом налоговые льготы можно будет сохранить лишь для тех компаний, которые выполняют норматив, считают в союзе.
— Данные меры балансируют друг друга: с одной стороны, создается фискальный стимул для роста объемов производства, с другой — объемы не уходят на экспорт, а идут на внутренний рынок, — заявил «Известиям» президент НТС Павел Баженов.
Суть ранее объявленных кабмином мер которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них, уверен эксперт.
Необходимость решений
Как писали «Известия», кабмин 10 марта принял решение скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора. В частности, рассматривается индексация индикативной цены, что может немного увеличить размер субсидии для НПЗ. Скорректированный демпфирующий механизм по планам должен заработать с 1 мая, Минфин уже готовит для этого законопроект, сообщал вице-премьер Александр Новак. Также в феврале Минэнерго и ФАС увеличили норматив по продаже топлива на бирже до 11% от производства бензина (ранее было 10%), и до не менее 7, 5% от дизеля (ранее — 6%).
— Понятно, что демпфер будет скорректирован. Для нефтяных компаний это улучшит эффективность нефтепереработки. Однако, к сожалению, пока мы не видим каких-то действительно решительных шагов для того, чтобы убрать диспаритет оптовых и розничных цен, который сейчас сложился, — сказал «Известиям» глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
По его мнению, для решения проблемы необходимо увеличить объемы продажи на бирже до 15%, ранее РТС направил в Минэнерго такое предложение. Евгений Аркуша раскритиковал инициативы НТС: снижение акцизов будет означать для государства сокращение поступлений в бюджет, а в случае отмены механизма демпфера возможен скачок розничных цен к европейскому уровню.
Розничные цены на бензин и светлые нефтепродукты в январе и феврале росли быстрее, чем инфляция потребительских цен, обратила внимание замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Производители нефтепродуктов и розничные продавцы стремятся наверстать упущенное и привести розничные цены в соответствие с сильно подскочившей уже в конце 2020 года инфляцией, чтобы не выйти в убыток, сказала она.
— То есть этой весной «локомотивом» роста инфляции может стать уже бензин, а это серьезно, так как несколько позже начнется перенос роста цен на бензин в потребительские цены, — заявила Наталья Мильчакова.
По данным Росстата, на начало января литр бензина в среднем по РФ стоил 46, 12 рублей, к 15 марта цена выросла на 2, 3% до 47, 19 рублей. Средние розничные цены на бензин Аи-92 с 15 по 19 марта увеличились на 14 копеек по сравнению с предыдущей неделей и составили 44, 83 рублей за литр, стоимость бензина Аи-95 выросла на 11 копеек до 48, 21 рублей за литр, свидетельствуют данные Thomson Reuters Kortes.
Наталья Мильчакова считает, что реальной мерой по сдерживанию роста цен на бензин могло бы стать льготное налогообложение, отмена акцизов на светлые нефтепродукты и осуществление на практике предложения НТС об обязательной реализации на бирже не менее 15–25% произведенных нефтепродуктов.
В Минэнерго сказали «Известиям», что проработают предложение НТС при получении соответствующего поручения из правительства. В Минфин предложения НТС не поступали, отметили в ведомстве.
В пресс-службе правительства и крупнейших нефтекомпаниях на момент публикации не ответили.Источник
Статья добавлена superbiznes 23.03.2021 07:51
Беспокойная динамика
НТС 18 марта направил письмо Михаилу Мишустину с просьбой принять меры по стабилизации ситуации на рынке топлива. С документом ознакомились «Известия».
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цены на бензин на АИ-92 и АИ-95 с 1 декабря 2020 года по 17 марта 2021 года выросли более чем на 18, 5%, достигнув 53, 6 тыс. и 55, 3 тыс. рублей за тонну соответственно, указано в документе. Обычно в этот период биржевая стоимость топлива падала, что позволяло закупать достаточные объемы в преддверии высокого весенне-летнего сезона независимым АЗС, транспортным и сельхозкомпаниям, чем обеспечивались относительно низкие темпы роста цен. Такой значительный рост наблюдается впервые, сказано в письме НТС.
Ключевым драйвером увеличения биржевых, а следом и розничных цен стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков), отметили «Известиям» в союзе.
«Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего — это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года (… ) Также с 1 января 2021 года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки», — сказано в письме НТС.
Учитывая, что с конца марта рынок входит в сезон повышенного спроса, всё выше вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2018 года, отметили в союзе. При худшем сценарии есть угроза роста розничных цен на бензин и дизель до 13, 77% за год, сказали там.
Риски повторения ситуации 2018-го недавно в своем докладе обозначила и Счетная палата.
В письме главе правительства НТС выдвинул несколько предложений, которые, по мнению авторов, помогут избежать топливного кризиса в стране. Союз считает, что нужны дополнительные фискальные стимулы для роста производства нефтепродуктов, что повысит привлекательность поставок на внутренний рынок.
«Подобной мерой может служить снижение акцизов на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. В 2018 году уже был прецедент такого снижения», — сказано в письме.
Также в союзе считают необходимым отменить демпфер. Вместо сглаживания влияния колебаний внешней конъюнктуры на внутренний рынок он выступает дестабилизирующим фактором, указали в НТС.
— В 2020 году, когда цены и в оптовом, и в розничном сегменте могли падать, они продолжали рост именно по причине высоких демпферных выплат в бюджет РФ, — согласен зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
Также в НТС предложили увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% по дизелю. При этом налоговые льготы можно будет сохранить лишь для тех компаний, которые выполняют норматив, считают в союзе.
— Данные меры балансируют друг друга: с одной стороны, создается фискальный стимул для роста объемов производства, с другой — объемы не уходят на экспорт, а идут на внутренний рынок, — заявил «Известиям» президент НТС Павел Баженов.
Суть ранее объявленных кабмином мер которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них, уверен эксперт.
Необходимость решений
Как писали «Известия», кабмин 10 марта принял решение скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора. В частности, рассматривается индексация индикативной цены, что может немного увеличить размер субсидии для НПЗ. Скорректированный демпфирующий механизм по планам должен заработать с 1 мая, Минфин уже готовит для этого законопроект, сообщал вице-премьер Александр Новак. Также в феврале Минэнерго и ФАС увеличили норматив по продаже топлива на бирже до 11% от производства бензина (ранее было 10%), и до не менее 7, 5% от дизеля (ранее — 6%).
— Понятно, что демпфер будет скорректирован. Для нефтяных компаний это улучшит эффективность нефтепереработки. Однако, к сожалению, пока мы не видим каких-то действительно решительных шагов для того, чтобы убрать диспаритет оптовых и розничных цен, который сейчас сложился, — сказал «Известиям» глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
По его мнению, для решения проблемы необходимо увеличить объемы продажи на бирже до 15%, ранее РТС направил в Минэнерго такое предложение. Евгений Аркуша раскритиковал инициативы НТС: снижение акцизов будет означать для государства сокращение поступлений в бюджет, а в случае отмены механизма демпфера возможен скачок розничных цен к европейскому уровню.
Розничные цены на бензин и светлые нефтепродукты в январе и феврале росли быстрее, чем инфляция потребительских цен, обратила внимание замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Производители нефтепродуктов и розничные продавцы стремятся наверстать упущенное и привести розничные цены в соответствие с сильно подскочившей уже в конце 2020 года инфляцией, чтобы не выйти в убыток, сказала она.
— То есть этой весной «локомотивом» роста инфляции может стать уже бензин, а это серьезно, так как несколько позже начнется перенос роста цен на бензин в потребительские цены, — заявила Наталья Мильчакова.
По данным Росстата, на начало января литр бензина в среднем по РФ стоил 46, 12 рублей, к 15 марта цена выросла на 2, 3% до 47, 19 рублей. Средние розничные цены на бензин Аи-92 с 15 по 19 марта увеличились на 14 копеек по сравнению с предыдущей неделей и составили 44, 83 рублей за литр, стоимость бензина Аи-95 выросла на 11 копеек до 48, 21 рублей за литр, свидетельствуют данные Thomson Reuters Kortes.
Наталья Мильчакова считает, что реальной мерой по сдерживанию роста цен на бензин могло бы стать льготное налогообложение, отмена акцизов на светлые нефтепродукты и осуществление на практике предложения НТС об обязательной реализации на бирже не менее 15–25% произведенных нефтепродуктов.
В Минэнерго сказали «Известиям», что проработают предложение НТС при получении соответствующего поручения из правительства. В Минфин предложения НТС не поступали, отметили в ведомстве.
В пресс-службе правительства и крупнейших нефтекомпаниях на момент публикации не ответили.Источник Статья добавлена superbiznes
23.03.2021 07:51