#1
Уходящий год был не просто богатым на события, а беспрецедентным по количеству проблем и вызовов разного масштаба – от глобального до личного. Доминирующими темами новостей розничного рынка стали пандемия, локдаун, взрывной рост онлайн, маркировка, новые форматы и коллаборации. Не претендуя на глубокое обобщение, напомним лишь некоторые ключевые события ритейла 2020

В январе правительство России ушло в отставку. Премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о решении правительства подать в отставку на фоне предложений об изменении Конституции, которые огласил Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному собранию. Тогда на фоне новости было зафиксировано резкое снижение рубля, доллар стал стоить 61, 58 рубля, евро – 68, 65 рубля.

Сеть «Светофор» вырвалась в лидеры: по итогам 2019 года впервые вошла в топ-10 и по темпам роста торговых площадей уступила только X5 Retail Group и «Магниту».

«Магнит» первым среди ритейлеров внедрил цифровую форму договора с поставщиками, и сверка документов стала занимать всего 2 минуты вместо 40.

«Л’Этуаль» приобрела 90% уставного капитала «Табер Трейд», развивающей сеть «Подружка».

А сеть премиальных гастрономов «Глобус Гурмэ» купили рестораторы Аркадий Новиков и Антон Пинский.

В феврале вдруг выяснилось, что розничные цены на медицинские маски в некоторых регионах, в том числе и на Дальнем Востоке, выросли в 2–2, 5 раза, в некоторых регионах цены увеличились в десятки раз. Тем не менее о COVID говорилось в основном только в разрезе Китая, например, о том, что российские ритейлеры отказываются от китайских продуктов, или что Китай потерял статус стабильного и надежного поставщика и из мировой фабрики стал мировой проблемой, или что российские производители одежды ищут замену поставщикам сырья и фурнитуры из Китая.

Потом в Москве стали дезинфицировать места массового скопления людей, включая общественный транспорт и такси, чтобы предотвратить эпидемию. В частности, началась усиленная дезинфекция торговых центров. «Пятерочка», «ВкусВилл», «М.Видео» и другие ритейлеры получили инструкции Роспотребнадзора и Федерального медико-биологического агентства по борьбе с эпидемией коронавируса. А онлайн-ритейлеры «Утконос», Wildberries и goods.ru зафиксировали резкое увеличение спроса на продукты с длительным сроком хранения – бытовую химию, мыло и средства гигиены.

DNS открыл сеть магазинов продуктов под брендом «Квартет вкусов».

Правительство решило сократить перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, до 11 товарных групп: табачная продукция, обувь, духи и туалетная вода, шины и покрышки, предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, молочная продукция, а также фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.

В марте стала обязательной маркировка обуви, которая через два дня работы системы была перенесена на 1 июля.

«Лента» установила в гипермаркетах и супермаркетах защитные экраны на рабочих кассах и информационных стойках.

Онлайн-ритейлеры начали увеличивать штат сотрудников в связи с ростом спроса на онлайн-покупки: iGooods высказал намерение увеличить штат линейного персонала в 2, 6 раза, Wildberries заявил, что наймет 3, 5 тысячи работников, «СберМаркет» решил расширить команду сборщиков и курьеров до 10 тысяч человек.

Lamoda внедрила бесконтактную доставку и начала продавать макаронные изделия, крупы, чай и товары первой необходимости, KupiVip тоже расширил ассортимент товарами повседневного спроса и стал полноценным FMCG-маркетплейсом.

«Связной» застраховал всех сотрудников розничной сети от заболевания коронавирусной инфекцией.

Президент России подписал указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств и объявил нерабочую неделю с 28 марта по 5 апреля.

В апреле обязательную маркировку молочной продукции отложили до 2021 года.

В Москве ввели обязательный пропускной режим и ограничили работу предприятий.

Президент России отметил снижение объема розничной торговли более чем на 35%.

«Лента» запустила онлайн-магазины, сеть Metro ускорила подключение магазинов у дома и ресторанов к системе доставки. Сети Cofix и «Ашан» начали доставку продуктов.

Онлайн-магазин товаров для ремонта и дома «Всеинструменты.ру» стал маркетплейсом, сеть Hoff открыла «Домашний маркетплейс». «Эльдорадо» и «Яндекс.Такси» запустили бесконтактную доставку техники.

«Дикси» запустила собственную экспресс-доставку на платформе «1С». X5 Retail Group начала быструю доставку из московских супермаркетов сети «Перекресток».

«СберМаркет» за I квартал 2020 года увеличил оборот в пять раз – до 1, 5 млрд рублей.

Создана новая ассоциация технологических компаний в ритейле (АТКР).

В мае завершился период «нерабочих дней», который в итоге продлился шесть недель. Президент РФ пообещал, что все семьи с детьми получат прямые дополнительные выплаты из бюджета, а ИП, малые и средние предприятия, работающие в отраслях, наиболее пострадавших из-за коронавируса, будут освобождены от налоговых платежей за II квартал 2020 года.

«Пятерочка» запустила первые семь дарксторов для сервиса экспресс-доставки на юге и юго-востоке Москвы.

Компании продолжали активно выходить в онлайн, причем свою доставку запускали не только федералы, но и региональные компании, например «Красный Яр».

Wildberries вошла в число крупнейших онлайн-ритейлеров еды.

СП Сбербанка и Mail.ru Group купило сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат».

«ВкусВилл» открыл первый магазин за границей – в Амстердаме.

Оборот розничной торговли в России за апрель 2020 года снизился на 23, 4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

В июне открылись московские торговые центры. Мэр Москвы разрешил работать ресторанам, кафе и фитнес-клубам.

В центре Москвы из-за локдауна закрылось более 100 магазинов и кафе.

Многие заведения общепита во время карантина поддерживали себя доставкой готовых блюд, количество подключенных к Delivery Club ресторанов в июне уже превышало 20 тысяч.

«Яндекс. Еда» начал оказывать FMCG-ритейлерам услуги доставки и сборки товаров.

В июле вступили в силу требования об обязательной маркировке лекарств, сигарет и обуви.

Выяснилось, что за полгода изменился список лидеров онлайн-рынка FMCG, топ-10 online food retail стал выглядеть так: «Утконос», X5 Retail Group, «СберМаркет», Ozon, Wildberries, iGooods, «Яндекс. Лавка», «ВкусВилл», «Самокат», «Азбука Вкуса». Причем все росли очень высокими темпами: «СберМаркет» – в 10 раз, X5 Retail Group (онлайн- супермаркет «Перекресток» и сервис экспресс-доставки «Пятерочка») – на 370%, «Утконос» – на 85%. Аудитория интернет-торговли в России увеличилась на 40%.

«Магнит» запустил новую сеть дискаунтеров «Моя цена».

5Post объявила о запуске сети собственных пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

В августе подсчитали, что карантин не пережили более 400 арендаторов петербургского стрит-ритейла. Но люди не перестали ходить в офлайн-магазины, и покупательский трафик в регионах приблизился к «доковидному» уровню.

Онлайн-супермаркет «Перекресток» изменил название на «Перекресток Впрок» и расширил клиентское предложение.

«Ашан» продолжил закрывать гипермаркеты в России, а «Лента», наоборот, зафиксировала рост выручки в формате гипермаркет на 9, 3% за I полугодие.

В сентябре Минпромторг заявил, что несмотря на кризис сроки обязательной маркировки в России переноситься не будут.

«Магнит» открыл онлайн-аптеку.

Cеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды» объявила о закрытии магазинов.

За время пандемии сеть «Связной» закрыла 1000 магазинов, а «Ашан» решил закрыть флагманский магазин на Тверской.

Правительство РФ приняло решение о повышении акцизов на табак и табачные изделия выше уровня инфляции.

В октябре введена маркировка фототоваров и туалетной воды.

«Магнит» заявил, что сеть дискаунтеров «Моя цена» вырастет до 100 магазинов, и начал открывать концептуальные суперсторы – в стиле шоколадной фабрики, космический, автомобильный.

X5 Retail Group запустила сеть жестких дискаунтеров «Чижик».

Alibaba Group открыла в России сеть постаматов.

Начал работать собственный маркетплейс «Детский мир».

Omni-продажи «Ашан» выросли в шесть раз.

«Максидом» купил Castorama.

X5 Retail Group открыла первый магазин без персонала «Пятерочка #налету» и начала внедрять речевых роботов в «Пятерочку» и «Перекресток».

В ноябре стало ясно, что X5 Retail Group вышла на первое место рейтинга крупнейших онлайн-продавцов продуктов питания, сместив «Утконос» на второе. Следующие места распределились так: «СберМаркет», Ozon, «ВкусВилл» и «Яндекс. Лавка».

Ozon вышел на IPO и разместил акции на Московской бирже и Nasdaq. В первый же день торгов стоимость ценных бумаг выросла на 40%, капитализация превысила $7 млрд. Ozon выпустил 42, 45 млн новых акций и привлек в общей сложности $1, 27 млрд.

«ВкусВилл» открыл дарксторы на базе собственных распределительных центров.

Владельцы розничных сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное и Белое» запустили розничную сеть из 52 независимых магазинов в Нижегородской области под брендом «КООП Маркет».

Сеть книжных магазинов «Республика» подала заявление о банкротстве.

В декабре Россия официально продлила продовольственное эмбарго до конца 2021 года, а также увеличила список стран, на которые оно распространяется: в списке появились Великобритания и Северная Ирландия.

На совещании по экономическим вопросам Президент РФ Владимир Путин выразил удивление ростом цен в России на сахар, подсолнечное масло, хлеб и муку. И тут же ведущие ритейлеры объявили о минимизации наценки на базовые продукты, около 60 торговых сетей заявили, что готовы подписать соглашение о стабилизации цен на товары. Тем не менее правительство обещает не вводить госрегулирование цен на продукты питания.

«Магнит» запустил собственный платежный сервис Magnit Pay, разработанный совместно с группой ВТБ.

Wildberries решил купить банк «Стандарт-кредит», чтобы на базе его лицензии создавать программы лояльности, подарочные карты и рассчитываться с поставщиками.

«Яндекс. Еда» начал осуществлять доставку с помощью роботов-курьеров.

Премиальная сеть «Алые паруса» ушла с рынка.

Оборот ресторанного рынка по итогам 2020 года упал на 21, 3%. Прогнозируется, что восстановление общепита может начаться не раньше середины 2021 года.

Торговые центры оценили свои потери из-за коронавирусных ограничений в 250 млрд рублей выручки.

Принят закон о единой минимальной цене на табак. Законопроект ужесточает ценовую политику в отношении продажи сигарет и уточняет положения о запрете применения к ним скидок.

СДЭК заявил, что в следующем году построит сеть самообслуживания OmniCDEK, а до 2025 года обеспечит каждого жителя страны постаматами пешей доступности.

«Яндекс. Маркет» подсчитал, что в этом году спрос на новогодние товары вырос на 150% по сравнению с декабрем 2019-го. По мнению экспертов, из-за эпидемиологической ситуации в этом году многие будут отмечать Новый год дома, поэтому уделяют больше внимания созданию праздничной атмосферы.Источник Статья добавлена superbiznes
30.12.2020 15:21

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение