• Главная » 
  • Статьи » 
  • Тьерри Жоффруа, «Ашан»: «Поставщики должны брать на себя дополнительную ответственность»
#1
Сеть «Ашан» планирует обязать всех своих поставщиков нести ответственность за соблюдение международных норм качества продукции. Стандарты качества подобны приборной доске автомобиля, позволяющей иметь четкую картину ситуации, считает директор по качеству «Ашан ритейл Россия» Тьерри Жоффруа, рассказавший о том, как в сети обеспечивается поэтапный контроль товара.

— Вы уже рассказывали, что сеть «Ашан» использует международный стандарт IFS? Почему выбран именно этот стандарт?

— «Ашан ритейл Россия» — российское подразделение Auchan Retail, объединяющей пятнадцать стран. Сеть предлагает товары, отвечающие всем необходимым нормам продовольственной продукции и даже более высоким стандартам. Так как эти нормы отличаются в разных странах присутствия, нам необходима система, учитывающая санитарную безопасность, качество и нормы на внутреннем рынке.

IFS — это единый международный стандарт производства пищевых продуктов и система проведения аудитов (в основе — норма ISO 9001 и система ХАССП). IFS применяется на производстве при сертификации процессов, чтобы гарантировать безопасность товаров, качество и реализацию продукции.

Включает в себя 325 пунктов: производство и контроль продукции, менеджмент качества, ХАССП, прослеживаемость продукции. IFS — это восемь нормативных сборников, применяемых в продовольственном и непродовольственном секторах. «Ашан ритейл Россия» использует IFS FoodStore — чек-лист, основанный на IFS для поставщиков и на IFS Логистика для складов.

Мы несколько лет работали по системе IFS FoodStore, но сегодня двигаемся в направлении еще более продвинутой версии IFS FoodStore — AFQS, конечная цель и требования этих стандартов похожи, различие только в требованиях, связанных с органами сертификации и аккредитации.

— Какие возможности дает и какие гарантии обеспечивает вам выполнение IFS FoodStore? Есть ли у вас информация, работают ли по этому стандарту другие сетевые игроки российского рынка?

— Представьте себе, что вы за рулем автомобиля, но без приборной доски! Единственное, что вы знаете, — это то, что двигаетесь вперед. Соблюдаете ли вы скорость? Исправен ли двигатель? Достаточно ли бензина, чтобы доехать до пункта назначения? — Вы не можете понять без приборов. Через эту метафору яснее осознать, что главной целью соблюдения стандартов должно быть понимание, куда мы идем, какие риски имеем и что нужно улучшить. Нужно иметь четкую картину ситуации, рентген магазина в данный момент.

А сейчас представьте, что у вас не одна машина, а десяток, сотни машин. И здесь смысл нашего подхода становится особенно очевидным: стандарт позволяет определить план корректирующих мер, проверить сам магазин и пилотировать качество внутри каждого магазина. Насколько я знаю, на сегодняшний день «Ашан ритейл Россия» — единственная компания, работающая по IFS FoodStore. Но, как я уже пояснил, сейчас мы используем версию АFQS.

— Как обеспечивается выполнение стандартов во всех регионах присутствия?

— Инструмент одинаков для всех наших магазинов. Мы пользуемся услугами компании SGS, которая ежегодно проводит более 430 аудитов для Auchan Retail, управляет всеми аудитами и позволяет нам видеть результаты всех магазинов, от Москвы до Новосибирска, в реальном времени.

— Как международные стандарты ложатся на реалии страны и местное законодательство?

— Вопрос о нормах действительно важен. Думаю, несколько примеров придадут ясности. Первый пример связан с продовольственными товарами: содержание КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов или общая бактериальная обсемененность) в птице. В России точно определена «допустимая» норма содержания, в Европе эта норма не определена. То есть европейская птица непригодна для употребления? Нет, просто в этих странах разный подход, в Европе другие требования к продукции, которые регулируют нормы содержания или отсутствия микроорганизмов. Второй пример, более забавный: европейские нормы предписывают продавцам указывать название рыбы на латинском языке. За невыполнение требования предусмотрен штраф от 400 до 1500 евро. Когда я смотрю на европейские нормы, то вижу, насколько тяжело прийти к согласию 28 странам ЕС, а на мировом уровне эта задача вообще кажется невыполнимой.

Международный стандарт должен быть шире внутренних, чтобы учитывать все возможные нормы конкретной страны. Что касается IFS, я не знаю примеров того, чтобы этот стандарт противоречил нормам российского законодательства.

— Может быть, были примеры неоднозначных или противоречащих друг другу норм?

— Да, такое бывает. Подобные примеры ежедневно рассматриваются в нашем отделе импорта. Знаете ли вы какие-то нормы, например, для одежды? Думаете, требования к одежде одинаковы во всех странах мира? Здравый смысл говорит, что нормы должны быть одинаковые, но рискую вас разочаровать — требования различаются, например, в плане влагопоглощения или в воздухопроницаемости ткани. И таких параметров — десятки.

В любом случае, реализуемый продукт должен отвечать российским нормам, так как соответствия только европейским нормам недостаточно.

— Пищевой продукт должен иметь три этапа контроля — производство, склад и магазин. Давайте расскажем, как сеть обеспечивает контроль на всех этих этапах. И начнем с поставщиков. Как вы отбираете поставщиков и каковы ваши основные требования?

— У сети «Ашан» требования к мелким и крупным поставщикам одинаковые. Важно гарантировать качество товаров, представленных на полках магазинов.

Перед тем как начать работу с поставщиком, проводим аудит по чек-листу.

Первое — оценка входного контроля сырья: проверяем документы и лично приезжаем на завод, чтобы удостовериться в качестве сырья, используемого для производства продукции.

Второе — пищевая безопасность. Важно удостовериться, что поставщик соблюдает нормы гигиены, температурные режимы, процессы производства соответствуют стандартам, риски оцениваются.

Третье — пест-контроль, или контроль вредителей. У поставщика обязательно должны быть подписаны контракты на услуги дератизации, дезинсекции и клининга.

Четвертое — прослеживаемость. Наши специалисты точно должны знать, где поставщик закупает каждый из ингредиентов, иметь доступ ко всем сопроводительным документам и другой информации о сырье.

Пятое — контроль соблюдения требований к системе менеджмента качества. Мы всегда знаем, как работает система менеджмента качества у наших поставщиков. К примеру, прописана ли в документации процедура приостановки производства при возникновении кризисной ситуации.

А также проверяем наших поставщиков еще по двум направлениям: экологическому и социальному. Оцениваем, насколько экономично и бережливо используются электроэнергия, вода и другие ресурсы, насколько рационально управляют отходами.


Чек-лист составлен последовательно, и его можно сравнить со «сборником лучших практик».

Основные требования предъявляются по следующим направлениям деятельности:

— контроль используемого сырья;
— процесс производства;
— маркировка;
— гигиена;
— процесс отзыва или снятия партии с производства;
— корпоративная и экологическая ответственность.

Хотим, чтобы наши партнеры брали на себя дополнительную ответственность, постоянно росли и развивались вместе с нами.

— По каким стандартам должны работать поставщики «Ашан»?

— «Ашан ритейл Россия» не навязывает придуманные стандарты! Прежде всего поставщик обязан соблюдать действующее российское законодательство, а именно систему ХАССП. Мы прекрасно понимаем, что поставщик продуктов питания может работать и с другими сетями, которые предъявляют похожие или такие же требования к качеству товара. Поэтому определили, что если у поставщика есть сертификат, признаваемый GFSI, то дополнительных аудитов с нашей стороны не требуется. В противном случае пользуемся услугами проверенных аудиторских компаний (как Bureau Veritas, SGS, SOEX), которые проверяют наличие системы менеджмента качества у поставщика. Эта проверка проходит на основе требований чек-листа IFS.

Сейчас думаем о том, чтобы обязать наших поставщиков взять на себя ответственность за соблюдение международных норм. Например, для изготовителей древесины это требования FSC (Лесной попечительский совет). Стандарт гарантирует, что при производстве соблюдены экологические нормы, природе нанесен минимальный вред, учтены интересы местных жителей.

— Остается ли актуальной проблема нестабильного качества локальных производителей?

— Эта проблема остается актуальной. Аудиты локальных поставщиков, которые мы проводим, показывают не очень хорошие результаты.

Перед рассмотрением возможного партнерства с локальным поставщиком проводим первый аудит: сравниваем статистику аудитов федеральных и локальных поставщиков, и разница оказывается существенной (примерно 16 пунктов). В моем понимании локальным считается производитель, поставляющий свою продукцию в радиусе 50–100 км. Очень часто в конкретном городе таких производителей считают «историческими», традиционно любимыми, но, к сожалению, они нередко имеют устаревшее оборудование, не всегда отвечающее актуальным санитарным нормам.

— Бывали ли прецеденты, чтобы сеть разрывала договор с поставщиками из-за самовольного изменения рецептур, состава продукта? Насколько вообще часты такие случаи?

— Да, было немало подобных случаев и в 2018 и в 2019 году. Но в целом они составляют 0, 1% от общего количества наших поставщиков. Перед заключением сотрудничества мы оцениваем уровень риска поставщика, а первый аудит помогает нам понять, внедрена ли у поставщика система менеджмента качества, позволяющая избежать подобных инцидентов. Случаи самовольного изменения рецептур и состава происходят с поставщиками, уже работающими с нами, но все-таки входной контроль помогает максимально снизить риск несоответствия.

— Как часто проводятся аудиты поставщиков?

— В 2018 году для поставщиков всех групп товаров компания запустила проект «Социальный аудит». На основании отчета по результатам проверки потенциального партнера выдается заключение о возможности сотрудничества. Последующие оценки проводятся, согласно графику или зависят от уровня риска поставщика и вида товара. В 2018 году было проведено более 1500 аудитов поставщиков, 117 тысяч лабораторных испытаний, 500 внутренних аудитов. Для этого сеть приглашает экспертов независимых аудиторских компаний.

— Может ли сеть вашего масштаба эффективно работать с небольшими фермерскими хозяйствами, ведь маленьким практически невозможно обеспечить стабильное качество и объем?

— Я с вами не согласен. С точки зрения качества как раз наоборот, маленький производитель очень ответственно относится к качеству своей продукции. Чем меньше посредников, тем более продукция сосредоточена географически и тем короче список ингредиентов в составе конечного продукта, и, конечно, минимальные риски!

Я встречался с маленьким производителем, где в команде было четыре человека, все они были увлечены своим делом, гордились своей продукцией и даже внедрили свою систему качества до того, как мы вышли на них. И этой небольшой компании не потребовалось ни дополнительных инвестиций, ни времени, чтобы соответствовать нашим требованиям. И, честно говоря, они делают даже больше, чем наши требования.

— По вашим оценкам, изменит ли что-то для российских производителей закон об органическом земледелии, принятый летом 2018 года?

— Что касается аспектов качества, я не вижу значительных изменений. Этот вопрос, я думаю, больше относится к властям и регуляторным органам, которые проводят проверки. Также нужно отметить, что органические продукты не настолько развиты в качестве ингредиента. Более того, нужно всегда опасаться маркетинговых уловок. Выращивание фруктов или другого биологического продукта для 500 магазинов еще представляется возможным, но поверьте мне, это очень сложно, если мы не говорим о промышленном производстве.

— Переходим ко второму этапу цепочки поставок — складу. Как выстроена система контроля в распределительном центре и платформах свежести «Ашан»?

— IFS предлагает стандарт IFS Logistics, включающий в себя контроль всей цепочки снабжения, чтобы каждая единица товара соответствовала требованиям каждого участника цепочки. Таким образом, этот контроль ставит на первое место качество совокупности процессов от транспортировки до хранения товаров. Мы не изобретаем велосипед и используем эти нормативы для проверки складов. Документ лежит в свободном доступе и может использоваться всеми.

— Как работает проверка сроков годности товаров в торговом зале?

— В рамках AFQS, сроки годности — это один из контрольных пунктов. Это зона ответственности магазинов и сотрудников, заполняющих полки в отделах.

В год мы проводим около 430 внутренних аудитов магазинов.

— На что чаще жалуются ваши покупатели?


— Жалобы на продукцию внимательно изучаются, и, если необходимо, проводится аудит поставщика. В большинстве случаев речь идет о жалобах на конкретную единицу товара, и после проверки других единиц из данной партии, как правило, мы понимаем, что речь идет о единичном случае несоответствия. В целом отзывы или снятие продукции с полок случаются редко.

— Каковы основные трудности утилизации пищевых продуктов?

— Основная трудность утилизации — это отсутствие достаточного количества компаний, занятых именно в сфере переработки пищевых продуктов, а не захоронения их на полигоне. Малочисленность компаний такого профиля делает стоимость услуг неконкурентной на рынке предприятий, занимающихся обращением с отходами. Теоретически существует возможность передачи части пищевых продуктов, снятых по гарантии свежести до истечения сроков годности, в различные благотворительные фонды на их нужды. Но на данный момент в РФ любая благотворительность облагается налогами, которые делают такой вид передачи пищевых отходов нерентабельным для ритейла.

— Во Франции Auchan внедрила TE-FOOD — решение на базе блокчейна для отслеживания пищевых продуктов. Планируется ли подобное внедрение в России?

— Для российских команд это не новая тема, у нас был такой проект — в картоне, но мы решили по-другому распределить наши ресурсы и приоритеты.

— Какие затраты несет сеть на поддержание системы контроля качества?

— Сложно дать точную цифру, так как в бюджете по качеству заложены такие расходы, как расход на юридическую документацию (СТО, ТУ, декларации соответствия). Качество — это общее дело всех 39 тысяч сотрудников, а не только отдела качества! Если хотите немного цифр, то представьте себе 129 человек — это санитарные эксперты, ветеринары, инженеры по качеству, 1, 5 тысячи аудитов, 110 тысяч анализов ежегодно, план по контролю продукции на 286 магазинов, добавьте сюда все перемещения для организации работы — и тогда будет примерное понимание суммы.Источник Статья добавлена superbiznes
10.10.2019 22:46
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Тьерри Жоффруа, «Ашан»: «Поставщики должны брать на себя дополнительную ответственность»

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение