• Главная » 
  • Статьи » 
  • Почему магазины нанимают все меньше кассиров Количество вакансий за год упало почти на 18%
#1
Торговые сети, рестораны и метрополитен активно внедряют кассы самообслуживания, а рекрутеры фиксируют почти двукратное падение числа вакансий кассиров. Но к сокращению персонала это пока не ведет — работодатели подбирают сотрудникам новые функции

В отдельные дни на станции метро «Калужская», рядом с которой расположена редакция РБК, не найти ни одного кассира. Вместо них возле автомата по продаже билетов стоит специалист, готовый в случае необходимости научить пассажира им пользоваться.

Крупнейшие продуктовые ретейлеры и сети быстрого питания уже несколько лет устанавливают кассы самообслуживания. Как правило, возле них также приходится дежурить сотруднику магазина: не все покупатели умеют оплачивать покупки самостоятельно. Но дежурный — один, а касс — несколько. Аналитики закономерно прогнозируют, что роботизация в итоге приведет к массовым сокращениям персонала. Однако представители крупнейших ретейлеров (как и представитель метрополитена) утверждают, что внедрение автоматов и касс самообслуживания пока никак не отразилось на количестве сотрудников в торговых точках.

Почему ретейлу больше не нужно так много кассиров

По данным HeadHunter, в первом полугодии 2019 года количество вакансий кассиров в России снизилось на 17, 7% по сравнению с тем же периодом 2018 года — до 77, 95 тыс. Падение подтверждают и данные SuperJob: так, в июле 2019 года на сайте было размещено почти 3 тыс. вакансий в городах-миллионниках и малых городах, что почти в два раза меньше, чем в июле 2018-го. По мнению представителя SuperJob Сергея Светоченко, сокращение может быть связано с двумя факторами. «Во-первых, в начале 2018-го ретейлеры активно развивали сети и набирали сотрудников, а сейчас они закрыли большинство позиций», — отметил Светоченко. С другой стороны, падение спроса на труд кассиров в сегментах ретейла и фастфуда связано именно с развитием касс самообслуживания. «Это общемировой тренд. Например, в американском Walmart покупатели просто набирают товар в корзину и выходят из магазина, а сумма покупки списывается со счета автоматически с помощью специальных датчиков. Скорее всего, мы увидим дальнейшее падение спроса на кассиров, однако это падение будет умеренным», — считает представитель SuperJob.

В начале 2018 года американская компания Amazon открыла магазин без касс. Для совершения покупок посетителю надо быть клиентом онлайн-магазина Amazon, а перед входом в офлайновый магазин просканировать код из приложения на смартфоне. Счет за купленные товары будет выставлен через аккаунт покупателя на Amazon. Идентификация покупателей осуществляется с помощью установленных на потолке камер и электронных сенсоров, которые позволяют компьютеру распознавать людей и определять товары, которые они берут с полок. Аналогичный сервис летом этого года запустил «Яндекс.Маркет». Пока приложение работает в ограниченном функционале, но в перспективе оно позволит покупателям сканировать штрих-коды товаров и оплачивать их в приложении, минуя кассу. Первым партнером «Яндекс.Маркет» стала «Азбука вкуса».

Как в рознице внедряются кассы самообслуживания

По данным J’son & Partners Consulting, первые кассы самообслуживания в России начали внедрять в 2009 году X5 Retail Group, «Магнит» и «Ашан». «Кассы самообслуживания — это реальность, в которой живут около 60% наших покупателей в больших форматах по стране (в основном в супермаркетах «Магнит Семейный»). Компания устанавливает их для улучшения обслуживания покупателей», — сообщил представитель «Магнита».

Представитель «Ленты» рассказал, что с 2017 года все новые гипермаркеты сети оборудуются кассами самообслуживания. Он добавил, что это позволяет сократить время на оплату покупок.

X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») тестирует кассы самообслуживания в нескольких десятках магазинов, рассказал представитель ретейлера. Решение об их более масштабном внедрении будет приниматься по итогам этих тестов.

Автоматы по продаже билетов уже десять лет использует Московский метрополитен, а с прошлого года в них можно приобретать все типы проездных и пополнять транспортную карту «Тройка», пояснили в пресс-службе предприятия. «В кассы метрополитена обращаются порядка 60% пассажиров. На автоматы приходится треть продаж. Остальное — пополнение проездных онлайн, проходы через турникеты с помощью бесконтактной оплаты и другие каналы. В последние месяцы мы наблюдаем некоторый рост продаж , но речь идет буквально об 1–2%», — сказал представитель пресс-службы.

В 2013 году McDonald's принял четырехлетний план внедрения новых систем обслуживания и производства с использованием современных ИT-технологий. В феврале 2017-го новые системы обслуживания работали уже на 95% точек сети, говорилось в сообщении McDonald's. В 2015 году первые киоски для самообслуживания появились в московских ресторанах Burger King.

Чем теперь заняты те, кто работал кассиром

Опрошенные РБК работодатели уверяют, что не рассматривают переход на систему самообслуживания как способ оптимизации персонала. Как пояснил представитель «Магнита», кассиров перераспределяют в торговом зале: часть персонала переходит на выкладку товара, часть обслуживает покупателей в секторе собственного производства. «Установка касс самообслуживания не влечет сокращение персонала, а позволяет перераспределить обязанности и повысить операционную эффективность магазина», — сказал представитель «Ленты».

Представитель X5 Retail Group заявил, что в некоторых случаях система самообслуживания позволяет минимизировать недобор персонала.

У Московского метрополитена нет задачи отказаться от кассиров, а есть цель расширить количество способов оплаты проезда. «В часы минимальной загрузки мы просим кассиров помогать пассажирам знакомиться с функционалом новых автоматов по продаже билетов. При этом как минимум одна касса остается открытой», — сказал представитель метрополитена.

На пике распространения терминалов самообслуживания в начале 2017 года в некоторых московских ресторанах McDonald's начали появляться сотрудники, которые могут принести сделанный посетителем заказ к его столику. Представители сетей Burger King, McDonalds и KFC не ответили на вопросы РБК. Так же поступил и представитель «Ашана».

Как роботизация влияет на безработицу

По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, около 14% рабочих мест в мире находится под угрозой ликвидации из-за повсеместного внедрения роботов. В России этот показатель составляет около 12%. По оценке экспертов, наиболее сильное влияние роботизация окажет на промышленность и сельское хозяйство, а также на некоторые сегменты сферы обслуживания. В группе самого высокого риска находятся низкоквалифицированные специальности, а также молодежь.

В ближайшее десятилетие 15 млн россиян могут лишиться работы из-за автоматизации процессов, особенно в сфере услуг, заявил на днях «Коммерсанту» член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин. По его мнению, в зоне риска находятся, например, продавцы, охранники и водители. В июле директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов сказал, что развитие роботизации может привести к тому, что примерно 90% работы людей будет автоматизировано, в ближайшие десять лет будет сокращено до 6 млн рабочих мест в России. «Исчезнуть частично или полностью могут профессии с низкоквалифицированной интеллектуальной деятельностью — такие сегменты рабочих процессов есть у юристов, бухгалтеров, у кадрового персонала. В этих сферах многое будет сокращаться, это уже происходит», — уверен Варламов.Источник Статья добавлена superbiznes
08.08.2019 09:29
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Почему магазины нанимают все меньше кассиров Количество вакансий за год упало почти на 18%

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение