#1
В России насчитывается около 6 тысяч сельскохозяйственных кооперативов, в которых заняты около 400 тысяч человек. Ими отгружается товаров, выполняется услуг и работ на сумму около 23 миллиардов рублей, что составляет менее 10 процентов от всего «сельскохозяйственного ВВП» страны. Это меньше, чем производят самостоятельные фермеры. Что и понятно — до сих пор, в отличие от западноевропейских стран, инициатива создания сельхозкооперативов исходит от региональных властей. Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Загорское» из Калининградской области — одно из хозяйств, которое переломило этот тренд. О плюсах коллективного труда на селе в современных экономических условиях — в материале «Ленты.ру».

Начало большого пути

Оживление сельского хозяйства в России в последние годы справедливо связывают в том числе и с введением в августе 2014 года эмбарго на импорт продовольственных товаров из ряда государств. Однако ситуация на продовольственном рынке до сих пор не стабилизировалась. Только одна цифра: 70 процентов так называемых зимних овощей, а это прежде всего огурцы, помидоры, салаты, Россия завозит из-за рубежа. Дефицит овощей в стране в 2017-м, по данным Минсельхоза, оценивался в 1, 3 миллиона тонн.

При этом за последние 15 лет потребление овощей в нашей стране увеличилось на четверть — сказалась, по мнению многих специалисты, как это ни странно, пропаганда здорового питания. Владимир Минич вспоминает, что когда в 2014 году фермеров собирали в областной администрации, то чиновники убеждали индивидуальных предпринимателей выдать любой продукции «побольше». Владимир Минич и убедил 10 калининградских фермеров и собственников личных подсобных хозяйств объединиться в кооператив. В 2016 году по его инициативе родился сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Загорское».

Старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Александр Куракин считает, что до поры до времени «частники» не хотели решать проблемы сообща, зачастую из опасения прогадать, получить меньший доход. Отчасти, сказывался низкий уровень межличностного доверия. Владимир Минич смог убедить земляков в том, чтобы «общим фронтом» выйти на региональные прилавки, потому что когда каждый производит по чуть-чуть, то это неэффективно, а когда вместе, и объем больше, и отсюда, конечно, продавать легче.

«Когда у тебя сто килограммов картошки, ты пошел хоть на рынок, хоть куда угодно и сам все продал. Когда у тебя сто тонн, ты физически уже не в состоянии этого сделать, ну а если у тебя 500 тонн, то тебе надо выращивать уже только под конкретного продавца, иначе ничего не выйдет», — такую логику предложил своим нынешним партнерам Владимир Минич.

Новый инструмент

Именно кооперативы служат защитой мелких производителей от конкуренции с другими игроками рынка. «Организация становится крупнее, живучее, может эффективнее отстаивать свои интересы на рынке», — уверен Александр Куракин. «Загорское» находится в 150 километрах от областного центра Калининграда. С запада кооператив подпирает Литва, с юга — Польша. Страны со своим сформированным сельхозрынком.

«Раньше мы торговали на маленьких рынках, в маленьких же магазинчиках и небольших городах области, — вспоминает Владимир Минич. — Чтобы выйти на госконтракты и на крупные сети, нужно было железно обеспечить две вещи — определенное качество и определенный объем. Но вначале надо было найти того, кто это все гарантированно купит».

Предстояло решить главную задачу — найти рынки сбыта. «Еще не так давно такого инструмента, как Бизнес-Навигатор МСП не было, но теперь то он есть, — говорит Владимир Минич. — И каждый может им бесплатно воспользоваться. И я тут подчеркиваю ключевое слово — бесплатно! Ну ладно сети, муниципальные и госзакупки, которые мы нашли на этом ресурсе — это более или менее понятно. Но кто бы мог подумать еще некоторое время назад, что мы найдем через Бизнес-Навигатор МСП покупателя нашей продукции, который ее распространяет через интернет. Это же вот и есть та самая цифровая экономика в чистом виде, о которой все говорят сейчас. Нам и в голову не могло прийти искать подобного покупателя».

«Или самый последний случай. Только вчера на нас через Бизнес-Навигатор вышли производители рыбной продукции, — с воодушевлением говорит Владимир. — Вот такого клиента вообще никто бы из нас даже не искал бы. А ребята хотят делать консервы, и им нужно, чтобы мы давали продукцию — морковь, но не простую, а в глубокой обработке. Мы должны будем ее почистить, помыть и превратить в кубик. Размером 10 на 10 миллиметров. Под этот заказ будем приобретать соответствующее оборудование».

Кооператив «Загорское» производит в год 3 тысячи с небольшим тонн овощной продукции. Задача на нынешний год — пять тысяч. Причем, вся продукция в том виде, в котором она востребована современным рынком: мытая, чистая, упакованная и что самое главное — одного сорта. «Это раньше можно было вначале года продать картофель одного сорта, а в конце года — другого. Нынешний покупатель должен быть уверен: в любое время года картофель под нашей маркой остается неизменным. Для всего этого и создавался кооператив, потому что никто приобрести оборудование, которое у нас есть сегодня, не смог бы в одиночку», — уверен Владимир Минич.

«Прошло два года, как мы начали работать вместе, и если мы раньше выращивали продукцию «вдикую» — кто-нибудь да купит, — то в этом году мы еще ничего не посадили, но все уже продали или договорились, что весь выращенный в этом году урожай у нас заберут, — говорит Владимир. — Но это при условии, что мы обеспечим оговоренное качество. Таким образом, у нас не дикий рынок, а планируемый. Какая цена будет — это второй вопрос. Все будет зависеть от урожайности в стране. Наша же задача при любом раскладе получить максимум хорошего урожая с одного квадратного метра и более ни о чем у наших фермеров голова не болит».

Новые возможности

Одна из главных проблем сельского хозяйства — низкая доходность отрасли. Рентабельность производства овощей с учетом господдержки в среднем составляет около 9 процентов, поэтому без субсидий отрасль убыточна. Окупаемость проектов при таких показателях — не менее 11 лет, а субсидируемый кредит выдают максимум на восемь. В таких условиях остро встает проблема грантов.

«Я занимаюсь растениеводством с 1997 года. И знаю твердо одно — никакой господдержки частник получить не может. Совсем другое дело, когда ты объединишься в кооператив, — продолжает рассказывать Владимир Минич. – Когда мы в 2017 году стали работать с Бизнес-Навигатором МСП, то мы там нашли всю необходимую помощь для начинающего кооператива».

По словам Владимира Минича, на этом ресурсе сразу видно куда надо обратиться, какой пакет документов собрать и как их правильно их оформить. «Говорю всем: ребята, чтобы не делать ошибок, которые делали мы — а мы их сделали немало, — пользуйтесь этим ресурсом, и тогда вы избежите многих неприятностей», — рассказывает Владимир.

«Воспользоваться Бизнес-Навигатором может любой, кто более или менее знает компьютер. Более того, даже человек, который умеет просто правильно читать и понимать написанное. Там же все расписано, и это удобно», — убеждает Владимир Минич. К тому же, кто сомневается в чем-либо может воспользоваться службой поддержки — можно просто позвонить по телефону и поговорить со специалистами вживую. Именно таким образом кооператив «Загорское» получил помощь в создании собственного сайта. «Они многое подкорректировали. Ну и бесподобно, что все это бесплатно. В общем очень приятно получать такую помощь. Приятно по-человечески», — заключает глава кооператива.

Перспективы

Через Бизнес-Навигатор МСП членам кооператива «Загоское» пришла стратегическая идея создать свое собственное плодохранилище. Ведь чтобы снизить потери, нужно иметь современное хранилище непосредственно в хозяйстве: по сравнению с хранением на городских торговых базах это дает большие преимущества — уменьшается разрыв во времени между съемом овощей и плодов и охлаждением их в плодохранилище, лучше сохраняется товарное качество продукции. Также в перспективе и приобретение установки для капельного орошения, что даст значительную экономию воды, удобрений, трудовых затрат и энергии. И главное — обеспечит более ранний урожай в этих широтах.

Еще одна цифра, которую должны знать все фермеры-индивидуалы. В России, например, на переработку используют всего 2–3 процента валового сбора картофеля, в то время как в США на эти цели направляется более 60 процентов, и из него вырабатывается свыше 50 видов готовых изделий и полуфабрикатов. То есть емкость рынка в этом смысле практически безграничная. Сделать это можно только в кооперации — в одиночку такое дело не потянуть. Тем более что для того, чтобы воспользоваться многими современными инструментами, такими как Бизнес-Навигатор МСП надо просто протянуть руку. Ну и объединиться с коллегами по отрасли.Источник Статья добавлена superbiznes
26.02.2019 14:27

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение