• Главная » 
  • Статьи » 
  • Здоровая еда и поношенная одежда: как меняется поведение потребителей
#1
В 2018 году россияне стали больше экономить на одежде и развлечениях, зафиксировали аналитики Nielsen. Потребителей беспокоит рост цен на продукты, но они готовы платить больше за полезную еду, сокращая потребление жиров и сахара


Более половины россиян в 2018 году сокращали свои расходы в целях экономии, следует из презентации Nielsen о динамике рынка товаров повседневного спроса (FMCG), с которой ознакомился РБК.

По данным Nielsen, индекс потребительского доверия в России в четвертом квартале 2018 года составил 65 пунктов, снизившись к аналогичному периоду предыдущего года на четыре пункта. Для сравнения: в Европе этот индекс составляет 84 пункта, а мировой показатель — 107. Индекс складывается из трех показателей:

- оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев,
- уровня финансового благополучия за тот же период,
- готовности тратить деньги в данный момент.

На конец года 76% жителей России считали, что страна находится в рецессии — столько же, сколько и год назад. Однако если в четвертом квартале 2017 года 67% потребителей сказали, что сократили расходы в целях экономии, то в октябре—декабре 2018 года экономили 62% россиян.

Экономят на одежде и развлечениях

Основными статьями экономии были одежда и развлечения. Расходы на них опрошенные Nielsen потребители сокращали еще больше, чем год назад. В четвертом квартале 2018 года траты на одежду и развлечения уменьшили 64% опрошенных. В прошлом году на одежде и развлечениях экономили 59 и 57% респондентов соответственно. Снижение трат видно и по другим категориям потребительских расходов. Больше половины респондентов (55%) покупают более дешевые марки, 40% экономят на еде вне дома и 38% — на обновлении техники. Единственное исключение — короткие отпуска: на них экономили 45% опрошенных — это на 4 п.п. меньше, чем год назад.

Потребители действительно в первую очередь экономят на одежде, поскольку она не является предметом первой необходимости, говорит президент Baon Илья Ярошенко. В Baon также зафиксировали снижение покупательской активности в 2018 году — конкретные цифры Ярошенко не назвал. На фоне продолжающейся экономической нестабильности поведение покупателей кардинально изменилось, указывает он.

Потребители дольше раздумывают над покупкой, возвращаются в магазин несколько раз. «Ретейлерам приходится придумывать различные акции и маркетинговые решения, что влияет на их маржинальность», — констатирует Ярошенко. Снижение продолжилось и в 2019 году: падение трафика, по его словам, наблюдается во многих торговых центрах. В Baon не ожидают улучшения ситуации в ближайшее время, но рассчитывают на положительную динамику продаж весной.

Аналитики Fashion Consulting Group, напротив, не заметили снижения: по их оценкам, объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2018 году остался на уровне 2017-го и составил 2, 36 трлн руб. Покупатели стали не только более экономными, но и более вдумчивыми и рациональными, научились планировать покупки заранее, говорит коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. Привычка совершать импульсивные покупки, чтобы побаловать себя, по ее словам, уходит в прошлое. «Даже если ​покупатель не готов отказаться от самой покупки, он готов приложить значительные усилия на поиск более дешевых альтернатив — ждать распродаж, покупать более простые модели, рассматривать модели от неизвестных брендов и соглашаться на более низкое качество», — добавляет она.

В сфере развлечений россияне экономят, например, на кино. В 2018 году на киносеансы было продано на 6, 2% меньше билетов, следует из данных ЕАИС Фонда кино. В прошлом году кинотеатры посетили 200, 3 млн зрителей, тогда как годом ранее — 213, 5 млн. Совокупный объем кассовых сборов также упал на 6, 2% и составил 50, 3 млрд руб.

Боятся роста цен, но покупают более здоровую еду


Основной причиной беспокойства в четвертом квартале 2018 года был рост цен на продукты, следует из презентации Nielsen. Год назад приоритеты были другими. Потребителей тревожили в первую очередь вопросы здоровья: ​тогда об этом говорили 25% респондентов, а растущие цены на продовольствие беспокоили только 22% опрошенных.

Тренд на здоровый образ жизни повлиял на поведение потребителей. Больше половины опрошенных выбирают диету, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем, свидетельствуют данные Nielsen. Свои пищевые привычки изменили 84% респондентов. 67% потребляют больше натуральных и свежих продуктов, сократив потребление жиров и сахара (на 53 и 65% соответственно). Состав продуктов волнует 75% потребителей, 76% обеспокоены воздействием искусственных ингредиентов, а 73% готовы больше платить за полезные продукты. Соответственно, 62% опрошенных выбирают ретейлеров с широким ассортиментом здоровой еды.

Опрошенные РБК ретейлеры отмечают большой интерес покупателей к здоровому питанию. За 2018 год ассортимент продуктов категории ЗОЖ в магазинах Metro вырос более чем на 170% по сравнению с предыдущим годом и в семь раз по сравнению с 2016-м, говорит представитель сети, объясняя это, в частности, потребностями профессиональных клиентов, например ресторанов, которые все чаще вводят в меню более экологичные и здоровые продукты. Покупатели, которые ориентируются на здоровый образ жизни, чаще закупают свежие овощи и продукты с ультракоротким сроком годности, отмечает представитель X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), и компания старается отвечать на эту потребность. Так, в «Перекрестках» и «Пятерочках» появилась продукция под маркой «Зеленая линия». У покупателей «Ленты» растет спрос на продукцию с пониженным содержанием жиров и углеводов, в том числе сахара и глютена, отмечает ее представитель. В 2018 году «Лента» расширила ассортимент товаров здорового питания и выделила его в отдельные секции в магазинах.

Продажи напитков и корма для кошек растут

За год, оканчивающийся сентябрем 2018-го, продажи продуктов выросли на 5, 1% в натуральном и денежном выражениях. Наибольший вклад в продажи внесли напитки, говорится в презентации Nielsen: в натуральном выражении они выросли на 10, 5%, рост в денежном выражении еще сильнее — 11, 1%. Больше всего — на 33% — в деньгах выросли продажи энергетиков, рост показали категории кваса и холодного чая. Абсолютные цифры в Nielsen не раскрывают.

Заметный прирост продаж безалкогольных газированных напитков, отдельные бренды которых наряду с пивом ассоциируются с футболом и спортом, в Nielsen связывают с ЧМ-2018 и жарким летом. Производители напитков пока окончательно не подвели итоги года, отмечает президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) Максим Новиков. Но, по предварительным прогнозам, российский рынок безалкогольных напитков вырастет, что особенно заметно на фоне крайне неудачного для отрасли 2017 года. Тогда из-за аномально холодной погоды продажи большинства категорий заметно снизились, добавляет Новиков.

В натуральном выражении самый активный рост продаж показали товары для животных — на 13, 4% в деньгах и на 10, 7% в объемах продаж. Это категория сейчас одна из самых динамичных на рынке и входит в топ-3 самых быстрорастущих категорий FMCG, уточнили в Nielsen. Основной вклад в рост оказывает корм для кошек.

Быстрее всего в денежном выражении росли продажи мороженого — на 16, 3% (в объемах — на 9, 5%). Рост продаж зафиксировала сеть «Лента»: ее представитель объяснил это эффектом низкой базы 2017 года из-за неблагоприятной погоды. По словам вице-президента производителя мороженого «Чистая Линия» Армена Бениаминова, продажи мороженого в 2018 году выросли в рублях на 15%, растут и объемы продаж. Культура потребления мороженого в России развивается вслед за Европой, добавляет он.

За исследуемый Nielsen период падали продажи в натуральном выражении молочных продуктов — на 0, 7%. У производителей другие данные: в Союзмолоке отмечают, что по итогам 2018 года потребление осталось на уровне предыдущего года. В денежном выражении был рост на 2, 1%. Единственным исключением стали соусы и масло — их продажи снизились на 0, 8% в объемах и на 2, 5% в деньгах. В Nielsen уточнили, что не располагают более точными данными по этим категориям.

Продажи частных марок падают

Еще один тренд, который зафиксировала Nielsen, — потеря доли рынка и снижение продаж собственных торговых марок (СТМ). Речь идет о торговых марках, владельцами которых являются сами розничные сети: выпускаемая под собственными брендами продукция, как правило, стоит дешевле аналогов. Товары под СТМ выпускают крупнейшие сети: «Красная цена» («Пятерочка»), «Просто» и «Маркет Перекресток» («Перекресток»), «Каждый день» («Ашан»), «Лента» и «365 дней» («Лента»).

В 2018 году продажи СТМ показали отрицательную динамику — снижение произошло впервые за три года, пояснили в Nielsen. Доля СТМ на рынке продовольственных товаров по итогам 2018 составила 4, 5% в денежном выражении, годом ранее она была на уровне 5%.

Ретейлеры, впрочем, данные аналитиков не подтверждают. В пресс-службе Metro Cash & Carry заявили, что не видят снижения спроса на продукцию СТМ. У «Ленты» объем продаж СТМ показал двузначный прирост, а доля собственных брендов в продажах по итогам 2018 года составила порядка 13%. В X5 Retail Group видят перспективу дальнейшего роста: по итогам года доля СТМ в выручке составила 12%, и компания намерена наращивать этот показатель, уточнил ее представитель.Источник Статья добавлена superbiznes
22.02.2019 07:13
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Здоровая еда и поношенная одежда: как меняется поведение потребителей

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение