• Главная » 
  • Статьи » 
  • Звездные войны: как два предпринимателя делят рынок космической еды.
#1
Бывший ресторатор Андрей Ведерников начал продавать питание для космонавтов через вендинговые аппараты в музеях и на выставках. Но вскоре у него появился конкурент, сделавший ставку на АЗС и интернет-торговлю

Космонавты уже давно практически не едят продукты из туб, а питаются обычной пищей, но многие люди об этом не знают. Стереотип и ностальгия по космическим свершениям СССР помогли Андрею Ведерникову вывести на рынок необычный сувенир в упаковке, напоминающей большой тюбик зубной пасты: пюреобразные супы, второе и десерты. Одна порция космической еды стоит 300 руб, а продается в основном через вендинговые автоматы. Предприниматель сохранил аутентичность космической еды: рецептура разработана в специализированном институте, а продукция производится на заводе, который официально является поставщиком космонавтов.

В прошлом году выручка компании «Лаборатория космического питания» составила 5, 4 млн руб. (прибыль — 1, 3 млн руб.), по данным СПАРК. В 2016 году, по словам Ведерникова, обороты выросли в шесть раз. По его расчетам, выручка по итогам года составит не менее 30 млн руб, прибыль — около 6 млн руб.

Как питаются космонавты

Продукты из туб космонавты практически перестали есть еще в начале 2000-х. Эта упаковка сейчас используется только для соусов, горчицы и меда. От туб отказались из-за большого веса и сложностей с утилизацией. Сейчас пища доставляется на орбиту в небольшом контейнере, на крышке которого прикреплена опись находящихся в нем продуктов. Каждый продуктовый набор содержит в себе трехдневный рацион питания одного космонавта. Во время еды консервные банки устанавливаются на «кухонный стол» в специальные гнезда, где их сначала разогревают. Важно, чтобы еда не крошилась и долго хранилась, часто используются сублимированные продукты. Крошки засасывает специальный пылесос, встроенный в стол. Главная проблема — это жидкости. Пакет с концентратом присоединяют к специальному агрегату, который добавляет необходимое количество воды нужной температуры. В итоге получается суп, пюре или сок. Их космонавты пьют из пакетов.
Спустились с небес

Андрей Ведерников — бывший ресторатор. Управлял екатеринбургскими заведениями «Градара», «Мистер N», «Иван», входящими в холдинг «Малахит», затем перебрался в Москву и основал клуб «Запасник». В столице друзья познакомили Ведерникова с Геннадием Малаховым. Предприниматель и телеведущий попробовали запустить в начале 2010-х производство косметики, но дело не пошло. По словам предпринимателя, косметика и сейчас изготавливается, только на заказ.

Продавать космическую еду Ведерников задумал еще в 2011 году. Но подготовительный этап затянулся на четыре года: все это время предприниматель договаривался о сотрудничестве с НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии (НИИ ПП и СПТ) — главным разработчиком космического питания, и ФГУП «Бирюлевский экспериментальный завод» — производителем и поставщиком питания для космонавтов. Оригинальная рецептура и технология производства охраняются государством. Убедить госструктуры пойти на сотрудничество помог президент Владимир Путин, который неоднократно публично призывал популяризировать космические достижения.

Ведерников зарегистрировал компанию «Лаборатория космического питания» и бренд Spaсe Food. Пришлось согласовать множество документов. Ведерников признает, что был не первым предпринимателем, который пытался договориться с поставщиками космонавтов, но оказался самым настойчивым. На организацию производства, закупку оборудования и вендинговых автоматов он потратил около 30 млн руб.

Для Ведерникова было принципиальным моментом воспроизвести не только упаковку, но и вкус космического питания, сделать его аутентичным. Единственное отличие — упаковка 115 г (на 45 г меньше оригинальной). Дело в том, что розничная цена тубы, по расчетам Ведерникова, должна была не превышать 300 руб, а настоящая космическая туба выходила бы дороже. Сейчас он подумывает еще уменьшить упаковку: все-таки в первую очередь это сувенир, а не продукт питания.
Тем не менее к разработке меню подошли всерьез. Сейчас ассортимент состоит из 12 блюд: это борщ, харчо, рассольник, щи, маринованная баранина, свинина с овощами, мясное пюре и творог с разными начинками. Самый популярный продукт у покупателей — борщ. Срок годности еды в тубе — 12 месяцев, она может храниться без холодильника.
Сырье Ведерников закупает у отечественных фермеров (на него уходит около 20% себестоимости). Упаковку приходилось заказывать в Финляндии, но недавно нашли отечественного производителя — «Тубекс» из Санкт-Петербурга (доля упаковки в затратах еще выше, чем ингредиентов).

Выпускает еду Бирюлевский экспериментальный завод, до сих пор обслуживающий нужды космонавтов. Это самый затратный пункт себестоимости: используется много ручного труда. За сутки завод может выпустить 1–2 тыс. туб. Но «гражданские» заказы не в приоритете — первую партию из 5 тыс. туб делали, например, два месяца.

Виктор Добровольский, генеральный директор НИИ ПП и СПТ, главный конструктор космического питания, отмечает, что Spaсe Food — это не обычный продукт массового производства. Дороговизна обусловлена высокими требованиями к продуктам. Он подтверждает, что еда в тубах изготавливается по космическим технологиям без синтетических добавок. Каждое блюдо сбалансировано и безопасно для регулярного употребления. По сути, это та самая еда, которой питались космонавты в XX веке.

Маленькая ниша на больших рынках

Вендинговые автоматы — ключевой канал сбыта Spaсe Food. По данным J’son & Partners Consulting, в России работает около 240 тыс. вендинговых автоматов. Их оборот в 2015 году составил около $550 млн (около 33, 5 млрд руб. по средневзвешенному курсу за год). Чаще всего Spaсe Food покупают как сувенир или подарок. По оценке АКАР, объем российского рынка рекламно-сувенирной продукции — 20, 5 млрд руб.

Заоблачный спрос

Продукты под маркой Space Food появились в продаже в феврале 2015 года. Первый вендинговый автомат установили на ВДНХ в павильоне «Космос». Ведерников был знаком с руководством ВДНХ, и представители парка посчитали, что такое сотрудничество будет логичным.

Предприниматель ожидал, что покупать тюбики будет молодежь, привыкшая использовать вендинговые автоматы, но в основном, по его наблюдениям, покупало космическую еду старшее поколение. Ведерников считает, что на него работает ностальгия по достижениям СССР в космосе.

Предприниматель не рассчитал со спросом: первую партию из 5 тыс. туб распродали всего за десять дней, она принесла предпринимателю 1, 5 млн руб. выручки. Бирюлевский экспериментальный завод не был готов так быстро наладить производство.

В результате вторая партия была готова только к лету 2015-го — предприниматель стал расставлять автоматы в Московском планетарии, космических музеях, на тематических выставках. Ведерников начал активно участвовать в мероприятиях, организованных правительством Москвы и «Роскосмосом». «Это хороший элемент в мозаике популяризации космической деятельности», — объяснил РБК пресс-секретарь ГК «Роскосмос» Михаил Фадеев.

Аппараты появились уже в музеях Санкт-Петербурга, Кирова, Екатеринбурга, Геленджика, Самары, Сочи и других городов. В Москве список торговых точек пополнили ТЦ «Весна» и «Мега Белая Дача», автоматы стоят на Белорусском и Ленинградском вокзалах, в гостинице «Космос», инновационном центре «Сколково» и Государственной думе. В общей сложности работает 30 аппаратов по всей России. Ведерников собирается поставлять продукцию в университеты, но пока не удалось договориться c вузами об аренде.

Главное в вендинговом бизнесе — угадать с местом расположения, рассказывает Ведерников. Один автомат продает от 100 до 300 туб в месяц. Аренда одной точки обходится от 3 тыс. до 28 тыс. руб. в месяц, в общей сложности уходит около 400 тыс. руб. Самая дорогая аренда в популярных музеях, но здесь же и самые высокие продажи.

Помимо аппаратов Space Food продается в специализированных онлайн-магазинах, которые открывают торговые партнеры Ведерникова. Можно приобрести, например, «космический чемоданчик» с 2 кг еды за 4, 8 тыс. руб.

Через все каналы в месяц продается больше 10 тыс. туб. Розничная цена одной тубы — 300 руб, оптовая — 250 руб. Себестоимость производства — около 200 руб. Примерно 5% продаж приходится на корпоративный сегмент. Пик спроса — в школьные каникулы.

«На мой взгляд, это отличный маркетинговый ход от Space Food. Если ассортимент блюд будет расширяться и по цене будет сопоставим с традиционным фастфудом, то компания вполне может развиться и выйти на массовый рынок», — считает Сергей Шавкунов, исполнительный директор J’son & Partners Consulting. Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров сувенирной компании «Проект 111», считает по-другому: «Перспектива широкого масштабирования проекта сомнительна, продукт все-таки нишевый».

Впрочем, сейчас нарастить продажи Space Food мешает не столько отсутствие спроса, сколько возможности Бирюлевского экспериментального завода: все-таки основной его клиент — настоящие космонавты. Российской космической едой уже интересуются иностранцы. Ведерников говорит, что получает запросы о поставках пробных партий из Канады, Великобритании, Японии и других стран, но быстро масштабировать производство невозможно. «Мы приняли решение: пока не накормим Россию, не пойдем за границу», — говорит предприниматель.

Не сувенир, а фастфуд

Узкая ниша на стыке фастфуда и сувенирной продукции привлекла не одного Ведерникова. Через полгода после установки первого вендингового аппарата у предпринимателя появился первый конкурент. В июле 2015 года выпускник МАДИ Александр Поклад вместе с партнерами зарегистрировал компанию «Космическое питание».

Он тоже обратился к официальному разработчику космической еды НИИ ПП и СПТ. Но Виктор Добровольский объяснил предпринимателю, что институт и завод уже сотрудничают с другой компанией, и посоветовал связаться с Андреем Ведерниковым. «Я ему объяснил, что это не какая-то уличная еда. Если пищу просто затарить в тубы, это будет не космическая еда, а консервы», — комментирует Добровольский.

Поклад академика не послушал и решил организовать свое производство. Он нашел партнеров-инвесторов и потратил, по его словам, «несколько десятков миллионов рублей» на покупку в Орле полуразрушенного здания, его ремонт и оборудование. В Подмосковье недвижимость обошлась бы дороже, а поставщиков доступной фермерской продукции меньше. Разработкой рецептур занялся институт ВНИИТеК, который, по словам предпринимателя, тоже когда-то занимался созданием космического питания. Меню немного отличается от продукции Space Food: например, в нем есть грибной суп, который, по словам Добровольского, никогда не входил в рацион космонавтов.

От регистрации компании до первых продаж еды под маркой «Космопит» прошло около года. Предприниматель выбрал другие каналы сбыта: он решил не связываться с тематическими музеями, а продает тубы через интернет-магазины и сети АЗС «Трасса».

Поначалу тубы Поклада были на 10–40% дешевле и на 45 г тяжелее, чем у Space Food, но потом цены сравнялись. По словам Александра, «Космопит» сейчас продают 40 дилеров в разных регионах страны, маржинальность бизнеса — 10–30%. Выручку своего предприятия предприниматель не раскрывает, но признает, что пока компания приносит убытки, выйти в ноль он планирует весной 2017 года.

Один из его дилеров Алексей Белов, менеджер интернет-магазина оригинальных продуктов питания «Мастер Джинн», говорит, что «Космопит» продает «ностальгическое решение времен начала покорения космоса». «Цель проекта — дать обычному человеку прикоснуться к космосу. Космонавтом стать сложно, а попробовать еду легко», — вторит ему Поклад.

Виктор Добровольский энтузиазма молодого предпринимателя не разделяет: «Все, что производится без моего участия как главного конструктора, без нашего института и Бирюлевского завода, — это плагиат, подделка. Такая продукция дискредитирует космическое питание». Ведерников считает, что «Космопит» своим названием вводит людей в заблуждение: «Заказали консервы в тубах и назвали их космическим питанием».

Алексей Федоряка, руководитель практики разрешения споров патентного бюро «Гардиум», говорит, что Андрей Ведерников и государственный институт питания могут добиться признания регистрации товарного знака «Космопит» недействительной, если докажут, ​ что использование слов «космо» и «пит» вызывает у потребителей ложные ассоциации с питанием в космическом пространстве. «Регистрация данного товарного знака и его последующее использование правообладателем вводят потребителей в заблуждение относительно самого товара, его качеств и изготовителя, который никакого отношения не имеет к специализированному питанию космонавтов», — считает Федоряка.

Впрочем, далеко не факт, что это удастся доказать в суде. Виталий Ветров, управляющий партнер юридической компании «Ветров и партнеры», напротив, считает, что «Космопит» просто дает свое толкование термина «космическое питание». «Я бы на месте Александра Поклада даже перешел бы в нападение. Де-факто государственный институт не стремится к развитию конкуренции. Этим может заинтересоваться ФАС», — говорит Ветров.

Впрочем, Поклад считает, что еда в тубах — это не только сувенир, но и возможность быстро перекусить. Именно этим объясняется выбор АЗС как канала продаж. Рынок проголодавшихся автомобилистов гораздо больше, чем любителей космических сувениров.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
14.12.2016 04:48
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Звездные войны: как два предпринимателя делят рынок космической еды.

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение