#1
Реальные цены на продукты и товары опровергают бодрые рапорты российских чиновников Мой старый друг, живущий уже семь лет в Новой Зеландии, написал по электронной почте: "В НЗ началась весна. Кризис набрал силу, и цены на некоторые фрукты упали так, что я даже не могу тебе их достоверно передать. Например, килограмм киви стоит в некоторых магазинах 9 здешних центов (меньше 2 рублей). Килограмм яблок продают иногда за 7 центов. Какие-то другие фрукты и овощи (капусту, картошку, шпинат, салат и т. п.) отдают просто за бесценок". Официальная европейская статистика также утверждает, что в странах Евросоюза – дефляция: придавленные кризисом производители и продавцы стараются сбыть свой товар с минимальной прибылью, лишь бы не залежался. И только в России инфляция с января по август составила 8,2 %, лишь в последние августовские дни упав до нуля. При этом, как отмечают эксперты, цены стоят на распутье: на них все сильнее давит падение спроса, но и производители, и продавцы отчаянно борются за свои прибыли. Граждане же опустили планку потребления до исторического минимума, копят валюту и гасят кредиты. Известный своими регулярными пессимистическими прогнозами главный экономист банка "Траст" Евгений Надоршин утверждает при этом, что во второй половине августа инфляция всегда замедляется из-за сезонного удешевления плодоовощной продукции. Поэтому он не стал бы делать оптимистичных выводов: осенью плодоовощная продукция начнет дорожать, ограничения на импорт ряда продуктов провоцируют местных производителей поднимать цены, с начала лета ускоренно дорожает бензин. В итоге замедлившийся рост цен может снова ускориться, оказавшись по итогам года не намного ниже, чем в 2008 г. – 13 %. Антипод Надоршина – первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев, известный оптимистичными прогнозами-обещаниями, высказался по итогам августа с его почти нулевой инфляцией неожиданно осторожно: "Даже уточненный прогноз Минэкономразвития является достаточно консервативным. Инфляция может быть и меньше". Вспомним, что все прогнозы МЭРа отталкивались от годового роста инфляции в 13 %, а все уточнения сводятся к надеждам на то, что эта цифра все же не будет достигнута (в самом начале сентября Минэкономразвития заговорило о 11,6-12 % годовой инфляции – верх оптимизма этого ведомства). Так почему же Улюкаев, еще в прошлом году обещавший нам скорую дефляцию, сегодня столь осторожен? Ответ можно найти в данных Росстата. Что произошло в августе месяце, когда потребительские цены не изменились по отношению к июлю? Заметим, что именно август – наиболее удачный месяц для нулевой инфляции: она была зафиксирована, например, в августе 2001 г., в августе 2003 и 2005 гг. цены и вовсе снижались, хотя по итогам года получались не такие уж малые проценты инфляции. Итак, в августе подешевела плодоовощная продукция – на 11 %. Подешевели макароны, подсолнечное масло, молоко и молочная продукция, сливочное масло (на 0,1-1,7 %). То есть более-менее снизились цены, ежегодно падающие именно в августе, а также слегка подешевели те продукты, которые до этого подорожали до неприличия, резко уронив оборот. Зато выросли цены на сахар (6,2 %), яйца (2,7 %), мясо (0,5 %), рыбу и морепродукты (0,2%). За август продовольствие без учета дешевеющих фруктов и овощей подорожало на 0,4 %. Чему радоваться? А, если учесть рост цен на бензин, который не может никакими усилиями остановить Федеральная антимонопольная служба (бензин марки Аи-76 в августе подорожал на 4,6 %, Аи-92 – на 3,2 %, Аи-95 и выше – на 3,1 %), то понятно: никакая дефляция нам не светит. А теперь еще одна цифра, приведенная Росстатом: рост цен на продовольственные товары без учета алкоголя в августе этого года, по сравнению с предкризисным августом 2008 года, составил 11,7 %. Учитывая мировую дефляцию, можно смело утверждать: на территории России и за ее пределами действуют разные экономические законы. Как едко замечают некоторые комментаторы, своими данными Росстат обрадовал только чиновников, которые держат ответ перед государственным руководством. Граждане, ориентирующиеся не на официальные данные, а на ценники в магазинах и на состояние собственных кошельков, никакой особой радости не испытали. Между прочим, говоря о замедлении инфляции, мы еще не обращались к такой крайне болезненной теме, как цены на лекарства. По данным того же Росстата, в августе они снизились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,7 %. Зато по сравнению с прошлогодним августом медикаменты подорожали на 25,5 % – и это только по официальным данным. В реальности дело, судя по всему, обстоит еще хуже. В преддверии нового учебного года ускоренными темпами – на 2-5 % – росли цены на одежду и обувь для детей и школьные принадлежности. Эксперты ожидают дальнейшего подорожания непродовольственных товаров: оживающие производства, ориентированные на импортозамещение, вполне могут позволить себе повышать не только объемы, но и цены. Вспомним, что после непопулярных мер правительства по поддержке отечественных автопроизводителей дышащий на ладан АвтоВАЗ почти сразу заявил о повышении цен на свои автомобили. Те самые, которые правительство отчаянно пыталось продать потребителю за счет господдержки. Сравнивая ситуацию в России и ЕС, эксперты дружно отмечают причины существующего разрыва в инфляционных показателях: в Европе экономика с развитой конкуренцией, в связи с кризисом она столкнулась с резким падением спроса, из-за чего началось снижение цен. В России же инфляция носит структурный характер. Она определяется монополизмом в экономике и санкционируемым государством повышением тарифов, которые дают толчок к инфляции. При этом сейчас в России ряд тарифов повышается ежеквартально, другие – раз в полугодие, тогда как раньше они повышались раз в год. Если бы не было этих двух факторов, российская инфляция была бы гораздо ниже. Разумеется, есть и факторы, играющие на замедление роста цен. Прежде всего, это продолжающееся падение спроса. Возможно, к концу года продавцы, удерживающие сегодня цены, несмотря на забитые склады, будут вынуждены пойти на массовые "рождественские распродажи". И тогда, может быть, частично сбудутся мечты Алексея Улюкаева. Однако пока наши торговцы предпочитают разовые акции, делая краткосрочные скидки на конкретные, особенно плохо продающиеся товары. А поскольку бал на российском рынке правят не те, кто эффективнее работает, а те, кто имеет большие возможности для лоббирования своих интересов, овощи и фрукты в обозримом будущем не будут продаваться у нас по той цене, что в Новой Зеландии. И инфляция у нас будет в разы выше, чем в мало-мальски развитых странах. Автор Олег Конюхов Источник novopol
Источник Статья добавлена С.А.
18.09.2009 09:03

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение