• Главная » 
  • Статьи » 
  • Фердинанд Пих: принципы самого жесткого управленца Германии
#1
Его дедом был сам Фердинанд Порше, создатель автомобильных компаний Volkswagen и Porsche, конструктор танков и самоходных орудий, гениальный инженер и не менее гениальный СЕО. Фердинанд-дед умер, когда Фердинанду-внуку было всего 14.

Добрую половину состояния унаследовала дочь Фердинанда-старшего Луиза Пих (урожденная Порше), мать Фердинанда Пиэха, возглавившая после смерти отца австрийское подразделение Porsche Holding. Спустя всего год умер отец Фердинанда, преуспевающий венский адвокат Антон Пих, так что мальчика продолжил воспитывать дядя по матери и руководитель компании Porsche Фердинанд Порше-сын, или просто Ферри Порше. Именно дядя распознал в мальчике склонность к технике и бизнесу и ввел его в управление компанией.

А ведь все могло сложиться иначе. Пятнадцатилетний Фердинанд казался семье совершенно бесперспективным. Слабый и замкнутый, страдающий дислексией и не способный излагать свои мысли на бумаге, в школе он отнюдь не блистал. Да и с карьерными перспективами все было далеко не ясно. Фердинанд хотел пойти в гостиничный бизнес, но для этого нужно хорошо знать хотя бы один иностранный язык, а с этим у юноши было плохо. На принесшем ему впоследствии успех инженерном поприще поначалу тоже не заладилось.

Фердинанд хотел посвятить себя самолетостроению, но хилый послевоенный авиапром Германии не знал, куда деть уже готовых инженеров, и не нуждался в юных аутистах. Так что приглашение дяди пойти поработать в автопромышленности оказалось как нельзя кстати и определило судьбу не только Фердинанда, но и всей автомобильной индустрии Германии.

Школа Audi


Начав работу в конструкторском бюро Porsche, уже через несколько лет Пиэх возглавил конструкторское бюро дочернего предприятия Porsche – Audi, а вскоре занял место председателя совета директоров этой компании. Тогда-то он впервые и проявил главные черты своего характера – умение ломать стереотипы и заставлять других принимать предлагаемые им технические решения.

http://foodmarkets.ru/upload/gallery/1840/9Zu47x2T.jpg


Именно он протолкнул не пользовавшуюся особой популярностью концепцию выпуска полноприводного легкового автомобиля (Quattro), именно он понял перспективность установки дизельных двигателей даже на дорогие полуспортивные автомобили, что принесло Audi решающий успех. Но главное, чему Пиэх научился в Audi, – это искусству расставлять на ключевые посты верных себе людей. Впоследствии в разных сложных ситуациях он не раз использует Audi как источник проверенных кадров, которыми можно заменить колеблющихся менеджеров.

В 1993 году Пих покинул Audi и занял пост председателя совета директоров Volkswagen. Формально частный, концерн Volkswagen фактически представлял собой государственную богадельню. Правительство земли Нижняя Саксония владело 20% акций, и для того, чтобы ни один акционер не мог получить больше влияния, чем акционеры-чиновники, по специальному закону о распределении голосов акционеров Volkswagen ни один держатель долей Volkswagen, сколько бы процентов акций ему ни принадлежало, не имел права располагать на собрании акционеров более чем 20% голосов.

Структуру управления Volkswagen осложнял также производственный совет, выбиравшийся из рабочих завода. Ни одно важное решение относительно судьбы предприятия – будь то перенос производства в другие страны, увольнение рабочих или повышение нормы выработки – не могло быть принято без согласия членов производственного совета.

Фактически на предприятии царил форменный социализм. По самым скромным подсчетам, концерн платил зарплату 30 тысячам лишних рабочих – ненужные производству, они работали вполсилы, однако уволить их было невозможно.

Кличка: Ротвейлер


Расчистка авгиевых конюшен Volkswagen стала первым по-настоящему серьезным вызовом для Пиха. «Когда я пришел на предприятие, Volkswagen был смертельно больным, смирившимся со своей участью», – вспоминает Пиэх в своей книге «Авто. Биография». За лечение безнадежного пациента Пих принялся с большой энергией и тут же заработал прозвище Ротвейлер, а также негласный титул самого жесткого управленца страны. В качестве своего ближайшего помощника Пих выбрал менеджера General Motors Хосе Игнасио Лопез де Арриортуа, которого переманил из Нью-Йорка в Вольфсбург. Де Арриортуа и разработал стратегию сокращения расходов на Volkswagen.

Поскольку рабочих нельзя было увольнять, им просто сократили рабочий день, введя четырехдневную рабочую неделю и соответственно понизив зарплаты. Компания начала проводить совершенно новую, крайне агрессивную маркетинговую политику, предлагая свои автомобили порой по заниженным ценам, и, хотя это и стало причиной санкций со стороны европейских контролирующих органов, наложивших на концерн несколько сотен миллионов марок штрафа, продажи увеличились на гораздо большую сумму.

Пиэху удалось невозможное: с 1993 по 2000 год оборот Volkswagen взлетел с 76 до 167 млрд немецких марок; линейка выпускаемых концерном автомобилей расширилась с 28 до 65 моделей; вместо убытков в 2 млрд марок в год – рекордные прибыли в 4 млрд марок. Единственной неудачей Пиха на посту председателя совета директоров Volkswagen можно считать скандал, разразившийся спустя несколько лет вокруг де Арриортуа, которого обвинили в промышленном шпионаже в пользу General Motors. Хотя обвинения так и не были доказаны, скандал негативно повлиял на капитализацию Volkswagen и на имидж самого Пиха.

Между тем Пих продолжал выстраивать вокруг Volkswagen подлинную автомобильную империю. Истинный внук Порше, Пих с детства любил дорогие и мощные машины и видел будущее компании в сегменте класса «люкс». Эту идею он успешно продвигал в Audi, ее же реализовал в Volkswagen. Скупка люксовых автопроизводителей – любимое хобби Пиха. В 1998 году произошло сразу три поглощения: сначала Volkswagen приобрел итальянского автопроизводителя Bugatti, затем, опередив BMW, купил британскую марку Bentley. (При этом между Пихом и председателем совета директоров BMW Берндом Пишетсридером было заключено джентльменское соглашение, по которому BMW мог вплоть до 2002 года производить машины под маркой Rolls-Royce на заводе в городе Кру, принадлежащем Bentley. Соглашение было выполнено, а Пишетсридер стал подчиненным Пиха, перейдя на работу в Volkswagen.) В том же 1998 году по настоянию Пиха принадлежащая Volkswagen на 99, 1% Audi приобрела итальянского люксового производителя Lamborghini.

За стеклом


Массовая скупка автопроизводителей люкс-сегмента навлекла на Пиха жесткую критику. Его обвиняли в том, что, сокращая зарплаты рабочим, он бездарно тратит деньги концерна на дорогие и убыточные игрушки. Далеко не всегда критика была справедлива. В упрек Пиэху ставилось, например, строительство представительской «Стеклянной мануфактуры» – суперфутуристического завода по производству Bentley и Volkswagen Phaeton. Однако эта фабрика, не имеющая практически ни одной непрозрачной стены и расположенная в самом центре Дрездена, – настоящая вершина и технической, и дизайнерской мысли.

Сегодня в банкетном зале «Стеклянной мануфактуры», окруженном действующим конвейером, на котором круглосуточно собирают автомобили, проводятся самые торжественные политические и экономические мероприятия Германии. Посещение завода стало одним из обязательных пунктов программы приезжающих в Дрезден туристов – наряду с походом в Дрезденскую галерею. Технологические же прорывы, совершенные входящими в концерн компаниями, например создание самой мощной в мире серийной машины, 1001-сильной Bugatti Veyron, при любом экономическом раскладе останутся вехами в истории развития мирового автопрома.

Однако в чем-то критики были правы: некоторые планы Пиха по захвату люксовой ниши не оправдались. Например, полной неудачей окончился настойчиво продвигавшийся Пихом проект создания дорогой модификации Passat W8 – модели с W-образным трехрядным восьмицилиндровым двигателем. Собственно, единственной целью создания такой машины – настоящего монстра для своего ценового класса – было желание Пиха заткнуть конкурентов за пояс, предложив даже в Passat-классе модель с восьмицилиндровым двигателем (все остальные производители ограничивались максимум шестью цилиндрами). Однако размеры имевшихся в линейке концерна двигателей были слишком велики для Passat, и инженерам пришлось срочно разрабатывать новый мотор, а также полностью менять всю компоновку автомобиля, заменяя поперечное расположение двигателя продольным. Итог длительной работы, стоившей концерну более сотни миллионов евро, – двигатель, не применимый более ни в одной из выпускаемых моделей, и – экономическое фиаско. Мощный Passat W8 не нашел своего покупателя, проект пришлось закрыть.

Желание Пиха придать линейке Volkswagen настоящую люксовую модель, сравнимую по комфорту с лучшими представительскими автомобилями, также не привело к успеху. Volkswagen Phaeton с платформой, идентичной Bentley, да и собирающийся на том же конвейере из практически тех же узлов, так и остался дорогой, но экономически убыточной визитной карточкой концерна, стремящегося закрепиться в премиум-сегменте.

Железный канцлер


http://foodmarkets.ru/upload/gallery/1840/ipz_jYvZ.jpg


Патриарх одной из самых влиятельных семей Германии уверенно возвращает Volkswagen в собственность клана Порше-Пихов. Именно под руководством Пиха компания Porsche скупила более 30% акций Volkswagen, став крупнейшим акционером концерна. Помимо этого, как многолетний председатель совета директоров Volkswagen и действующий председатель наблюдательного совета, Пих получил ряд крайне выгодных опционов на покупку акций концерна.

Пих последовательно устанавливал контроль над концерном, расставляя на все ключевые позиции своих людей. Один за другим теряли посты менеджеры, позволившие себе проявить хотя бы малейшее сомнение в курсе Пиха. Так, в конце 2006 года председатель совета директоров Volkswagen Бернд Пишетс­ридер был заменен стопроцентным ставленником Пиха, выходцем из Audi Мартином Винтеркорном. Вслед за Винтеркорном на ключевых постах в Volkswagen сразу же появилась целая когорта людей из Audi, безоговорочно преданных Пиху. Спустя несколько месяцев своего поста лишился и независимый от Пиха член совета директоров Volkswagen Вольфганг Бернхард. К своим противникам Пих по-настоящему безжалостен. Влиятельная газета Frankfurter Allgemeine Zeitung написала о Пихе: «Если бы взгляды могли убивать, путь Пиха был бы выстлан трупами».

Закончив с расстановкой на ведущих позициях верных людей, Пих приступил к юридической атаке на Volkswagen. В октябре 2007 года успехом увенчался его иск в Европейский суд: высшая судебная инстанция Евросоюза отменила действовавший почти полвека закон о распределении голосов акционеров Volkswagen, гарантировав компании Porsche, владеющей более чем 30% акций концерна, что каждая ее акция получит на собрании акционеров право голоса.

Однако в апреле 2015 года СМИ разнесли новость об отставке бессменного рулевого корпорации на протяжении почти четверти века Фердинанда Пиха. Вместе с ним покинула комапнию и его супруга, Урсула, занимавшая пост члена наблюдательного совета. Аналитики отмечают, что с уходом Пиха для Volkswagen закончится важнейшая эра.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
29.06.2015 05:29
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Фердинанд Пих: принципы самого жесткого управленца Германии

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение