Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Несмотря на рост популярности экологически чистых продуктов питания в мире, российский рынок пока развивается стихийно. Значительная его часть по-прежнему приходится на долю импортных товаров. О последних изменениях и о том, как будет развиваться ситуация дальше, мы решили поговорить с Юлией Грачевой, директором Экологического союза Санкт-Петербурга.
Что можно сказать о состоянии рынка экопродуктов в России? Каковы основные тенденции его развития?
– Рынок экопродуктов в России, на наш взгляд, находится еще в стадии формирования: разрабатывается федеральная и региональная законодательная база, образуются организации, продвигающие производство и потребление такой продукции, и системы сертификации, постепенно растет число экофермеров. Основная тенденция – рост потребительского спроса.
Учитывая, что экопроизводство более рискованно и менее рентабельно по сравнению с традиционным сельским хозяйством, его развитие тормозит отсутствие системы государственной поддержки – субсидий, льгот, контроля и гринвошинг –недобросовестное использование приставок «эко», «био», «органик». Также развитие сдерживает и отсутствие признанной на федеральном уровне национальной системы сертификации экопродукции.
Есть еще одна особенность российского рынка – это производители, которые выбрали разные способы ведения сельского хозяйства. Органический, который широко распространен в мире, и экологический, рамки которому задают отечественные системы экосертификации, в частности, оценивающие весь жизненный цикл. И те, и другие производители являются участниками экорынка и нуждаются в поддержке.
Если говорить о рынке органической продукции (сертифицированной на соответствие органик-стандартам), то, по оценкам Euromonitor International, в 2012 году объем ее продаж в России составил 148 млн долларов США. При этом, по данным экспертов, порядка 90% такой продукции – импортного производства. Сегодня отечественная продукция сертифицируется преимущественно на соответствие зарубежным органик-стандартам. Только Экологическим союзом совместно с Итальянским институтом этической и экологической сертификации (ICEA) процедуру на соответствие европейскому биостандарту EU 834/07 прошли предприятия ритейла и хозяйства Ленинградской и Тульской областей, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Краснодарского края, Абхазии, Республики Хакасия.
Оценить уровень развития рынка продукции, сертифицированной по российским добровольным экологическим стандартам, сложно, потому что такая статистика попросту не ведется. Ее можно отслеживать только с помощью самих органов по сертификации. Но число таких производителей тоже растет – мы это видим по развитию направления сертификации пищевой продукции в системе международного уровня «Листок жизни». Оцените уровень спроса и предложения на российском рынке экопродуктов. Какие категории экопродуктов пользуются сегодня наибольшим спросом, и с чем это связано?
– Спрос постоянно растет. Однако потребители ощущают нехватку достоверно экологически безопасных продуктов питания по приемлемым ценам. Цены на импортные аналоги зачастую завышены. Сертифицированный импорт – это в основном бакалея, товары с долгим сроком хранения. Интереснее для потребителя так называемый fresh-сегмент, и нехватка такой продукции все время ощущается. Здесь открывается большое поле деятельности для российского экопроизводителя. Активно развиваются небольшие фермы, производящие продукцию по экостандартам, которые торгуют через интернет и имеют постоянных покупателей и заказчиков. Увидеть экопродукцию fresh-сегмента в сетях практически нереально именно из-за особенностей логистики. По этой же причине возникают сложности у ресторанов и кафе – не хватает объема, ассортимента, существуют проблемы с логистикой. Поэтому систему сотрудничества ритейла, HoReCa и экопроизводителей нужно выстраивать.
По вашим прогнозам, какое влияние на экорынок окажет введение Россией запрета на импорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья из стран Евросоюза, США, Канады, Норвегии и Австралии? Как выглядят перспективы российской органической продукции на фоне введения РФ продовольственных санкций?
– Потребители импортной органической продукции могут столкнуться с запретом на некоторые категории товаров. Но по сравнению с общей массой это небольшие объемы, в большей степени премиальная ниша.
Повторюсь: отечественный рынок органической продукции еще только формируется. Говорить о положительном и отрицательном влиянии санкций на него менее актуально, поскольку большей проблемой на данный момент является как раз отсутствие базовых условия для эффективного развития экобизнеса, который в основном представлен малыми и средними хозяйствами. Также, если учесть, что санкции установлены на год, важно понимать: для того чтобы наладить органическое производство, этого времени мало. В августе Минсельхоз подготовил для общественного обсуждения четвертую версию законопроекта «О производстве органической продукции». Когда он может быть принят и какие изменения за этим последуют?
– Сроки прогнозировать сложно, ведь работа ведется с 2010 года. Надо отметить, что четвертая версия проекта уже вполне соответствует европейскому законодательству: в нем запланирована возможность добровольной экологической сертификации производителей вместо регистрации в специально созданной госструктуре. Такая добровольная сертификация будет осуществляться аккредитованными в уполномоченной госструктуре органами по сертификации.
При этом важно учитывать, что в Евросоюзе существует специальная директива об органической продукции, признающая форматы сертификации и продукцию тех или иных стран, а также разрешающая ее импорт в качестве органической. Поэтому, чтобы российские производители смогли экспортировать продукцию на европейский рынок, нужно, чтобы ЕС в рамках своего действующего законодательства признали органическую продукцию из России.
Каковы перспективы развития рынка? Как может измениться доля экопродукции в общем объеме продуктового рынка страны?
– С точки зрения природных условий и ресурсов в России для развития органического сельского хозяйства есть большой потенциал. Например, у нас много земель, которые давно не обрабатывались, что помогает сокращать конверсионный период. Поэтому при условии обозначения вектора развития экопроизводства на государственном уровне и создания инфраструктуры поддержки, как это практикуется в других станах, доля экопродукции может заметно вырасти. По оптимистичным оценкам, этого можно достичь уже в течение пяти-десяти лет.Источник
Статья добавлена Pavel_Mal 30.10.2014 12:16
Что можно сказать о состоянии рынка экопродуктов в России? Каковы основные тенденции его развития?
– Рынок экопродуктов в России, на наш взгляд, находится еще в стадии формирования: разрабатывается федеральная и региональная законодательная база, образуются организации, продвигающие производство и потребление такой продукции, и системы сертификации, постепенно растет число экофермеров. Основная тенденция – рост потребительского спроса.
Учитывая, что экопроизводство более рискованно и менее рентабельно по сравнению с традиционным сельским хозяйством, его развитие тормозит отсутствие системы государственной поддержки – субсидий, льгот, контроля и гринвошинг –недобросовестное использование приставок «эко», «био», «органик». Также развитие сдерживает и отсутствие признанной на федеральном уровне национальной системы сертификации экопродукции.
Есть еще одна особенность российского рынка – это производители, которые выбрали разные способы ведения сельского хозяйства. Органический, который широко распространен в мире, и экологический, рамки которому задают отечественные системы экосертификации, в частности, оценивающие весь жизненный цикл. И те, и другие производители являются участниками экорынка и нуждаются в поддержке.
Если говорить о рынке органической продукции (сертифицированной на соответствие органик-стандартам), то, по оценкам Euromonitor International, в 2012 году объем ее продаж в России составил 148 млн долларов США. При этом, по данным экспертов, порядка 90% такой продукции – импортного производства. Сегодня отечественная продукция сертифицируется преимущественно на соответствие зарубежным органик-стандартам. Только Экологическим союзом совместно с Итальянским институтом этической и экологической сертификации (ICEA) процедуру на соответствие европейскому биостандарту EU 834/07 прошли предприятия ритейла и хозяйства Ленинградской и Тульской областей, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Краснодарского края, Абхазии, Республики Хакасия.
Оценить уровень развития рынка продукции, сертифицированной по российским добровольным экологическим стандартам, сложно, потому что такая статистика попросту не ведется. Ее можно отслеживать только с помощью самих органов по сертификации. Но число таких производителей тоже растет – мы это видим по развитию направления сертификации пищевой продукции в системе международного уровня «Листок жизни».
Оцените уровень спроса и предложения на российском рынке экопродуктов. Какие категории экопродуктов пользуются сегодня наибольшим спросом, и с чем это связано?
– Спрос постоянно растет. Однако потребители ощущают нехватку достоверно экологически безопасных продуктов питания по приемлемым ценам. Цены на импортные аналоги зачастую завышены. Сертифицированный импорт – это в основном бакалея, товары с долгим сроком хранения. Интереснее для потребителя так называемый fresh-сегмент, и нехватка такой продукции все время ощущается. Здесь открывается большое поле деятельности для российского экопроизводителя. Активно развиваются небольшие фермы, производящие продукцию по экостандартам, которые торгуют через интернет и имеют постоянных покупателей и заказчиков. Увидеть экопродукцию fresh-сегмента в сетях практически нереально именно из-за особенностей логистики. По этой же причине возникают сложности у ресторанов и кафе – не хватает объема, ассортимента, существуют проблемы с логистикой. Поэтому систему сотрудничества ритейла, HoReCa и экопроизводителей нужно выстраивать.
По вашим прогнозам, какое влияние на экорынок окажет введение Россией запрета на импорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья из стран Евросоюза, США, Канады, Норвегии и Австралии? Как выглядят перспективы российской органической продукции на фоне введения РФ продовольственных санкций?
– Потребители импортной органической продукции могут столкнуться с запретом на некоторые категории товаров. Но по сравнению с общей массой это небольшие объемы, в большей степени премиальная ниша.
Повторюсь: отечественный рынок органической продукции еще только формируется. Говорить о положительном и отрицательном влиянии санкций на него менее актуально, поскольку большей проблемой на данный момент является как раз отсутствие базовых условия для эффективного развития экобизнеса, который в основном представлен малыми и средними хозяйствами. Также, если учесть, что санкции установлены на год, важно понимать: для того чтобы наладить органическое производство, этого времени мало.
В августе Минсельхоз подготовил для общественного обсуждения четвертую версию законопроекта «О производстве органической продукции». Когда он может быть принят и какие изменения за этим последуют?
– Сроки прогнозировать сложно, ведь работа ведется с 2010 года. Надо отметить, что четвертая версия проекта уже вполне соответствует европейскому законодательству: в нем запланирована возможность добровольной экологической сертификации производителей вместо регистрации в специально созданной госструктуре. Такая добровольная сертификация будет осуществляться аккредитованными в уполномоченной госструктуре органами по сертификации.
При этом важно учитывать, что в Евросоюзе существует специальная директива об органической продукции, признающая форматы сертификации и продукцию тех или иных стран, а также разрешающая ее импорт в качестве органической. Поэтому, чтобы российские производители смогли экспортировать продукцию на европейский рынок, нужно, чтобы ЕС в рамках своего действующего законодательства признали органическую продукцию из России.
Каковы перспективы развития рынка? Как может измениться доля экопродукции в общем объеме продуктового рынка страны?
– С точки зрения природных условий и ресурсов в России для развития органического сельского хозяйства есть большой потенциал. Например, у нас много земель, которые давно не обрабатывались, что помогает сокращать конверсионный период. Поэтому при условии обозначения вектора развития экопроизводства на государственном уровне и создания инфраструктуры поддержки, как это практикуется в других станах, доля экопродукции может заметно вырасти. По оптимистичным оценкам, этого можно достичь уже в течение пяти-десяти лет.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
30.10.2014 12:16