• Главная » 
  • Статьи » 
  • Александр Ракшин: «После появления «Магнита» мы приросли в товарообороте»
#1
«Капиталист» поговорил с основателем сети «Мария-Ра» Александром Ракшиным о санкциях, конкуренции с «Магнитом», конфликте с властями Кемеровской области и о том, почему Александр Карлин не хочет пить с Ракшиным чай.

— «Мария-Ра» сегодня — один из проводников алтайской продукции до потребителя. Какова её доля и удовлетворяет ли она запросам клиента?

— 50% в наших магазинах – это доля алтайских производителей, она самая большая среди сетей, работающих на рынке региона. Даже более 20% ни у кого из присутствующих сетей нет. Думаю, во многом это заслуга губернатора Александра Богдановича, который пиарит алтайский продукт, как никто другой. Нигде в Сибири не видно такого количества рекламных щитов «Произведено на Алтае», «Алтайские продукты». Поэтому наш край опережает соседние регионы по развитию пищевой промышленности.

Хотя многое нужно сделать, чтобы восстановить производства овощных консервов, которые работали в советские времена, а в годы перестройки провалились. Но сейчас они поднимаются с помощью предприятий – таких, как «Бочкари», других наших производителей. Я думаю, мы всё равно будем опережать все регионы, особенно при такой поддержке руководства нашего края. И мы не просто одолжение кому-то делаем, что у нас 50% , это заслуга наших производителей, что они производят лучше, чем в соседних регионах. У нас («Марии-Ра» — прим. «Капиталиста») есть некое преимущество с алтайским продуктом. Любой приходящий будет привозить продукты с собой из Краснодара, Ставрополья, не алтайскую крупу будет продавать.

— А в магазинах «Мария-Ра» в других регионах доля алтайской продукции какова?

— В других регионах в наших магазинах доля алтайской продукции – 25%. Это связано с тем, что не так активно, например, те же «Бочкари» там продвигают свой продукт.

Наиболее успешен в этом плане, по-моему, «Барнаульский майонезный завод». Там даже трамваи расписаны: «Персона». Едешь по Новокузнецку и думаешь: классно ребята работают. И мы там с этим продуктом становимся более успешными.

Следующий шаг будет, наверное, когда наша администрация будет помогать продвигать этот продукт уже за пределами края. Сегодня Александр Богданович это уже делает, в общем.

— Возможно ли довести эти 25% до более высокого показателя?

— Это наша прямая заинтересованность. Это наше конкурентное преимущество, по сравнению с теми операторами, которые там работают, благодаря нашему алтайскому продукту. Но должна быть более агрессивная политика нашего производителя. Есть пять-шесть компаний, которые более настойчиво продвигают в других регионах свой продукт. Другие этому пока, наверное, не научились. Произвести продукт не есть конечная цель. Главное – реализовать. И надо делать это в соседних регионах.

— Сказались ли европейские санкции на вашем бизнесе?

— Санкции всегда всех касаются. Понятно, что кратчайший путь поставки продукта нарушен — то, что поставлялось, например, из Европы, будет поставляться с Южной Америки, автоматически цены будут выше. Сегодня продукция стала на 10% дороже, чем была на 1 январе. Это «автоматы» щёлкают, не я пальцем в небо определил.

Продукция уже подорожала и, я думаю, что к весне она ещё процентов на 5 как минимум подорожает, когда у нас закончатся свои овощи, они у нас ещё в таком объёме не производятся, поэтому повезут издалека.

— Вашей сети это, как кажется, должно коснуться в меньшей мере, импорта у вас не так много.

— Ну почему? Если бананы в России не растут, мы их всю жизнь возили и будем возить издалека. Да, было время, когда мы возили даже капусту, лук и картошку из Голландии. Мы вагонами возили. И я вспоминаю, встречался с нашими производителями и спрашивал: «Ребята, вы как выживать-то хотите, если вы не производите овощи, которые у нас растут не хуже, чем в той же Голландии?». Слава богу, эти времена прошли, сейчас овощи уже производятся у нас. Эти ниши восполнились, но есть много тех продуктов, которые не производятся на Алтае, и тут мы обречены привозить импортную продукцию. Мы её даже там производим: кофе под нашей маркой мы выпускаем в Испании.

Законы экономики всегда превыше политических законов. От санкций никто не выиграл: ни та сторона, ни наша. А когда отменят санкции, тогда и у них, и у нас люди станут жить лучше. Например, сегодня от санкций немецкий потребитель выиграл. У них там яблоки в цене упали, потому что получился переизбыток, на 30% яблоки в Германии подешевеле. Но у нас автоматически подорожают. В России не будет дефицита и голых полок, как в советские времена. Альтернативные поставки всегда будут, но с другого, более длинного, плеча.

— Как вы считаете, ситуация изменится, когда санкции отменят?

— Я не прогнозист, это не моё дело. Я могу только сидя на завалинке своё мнение высказывать. А так… Кто знает, что завтра будет? Какая цена на нефть будет? Какой курс рубля? Никто ничего не может предвидеть. У вас с января зарплата выросла? Нет. Если рубль дешевеет, инфляция растёт и выходит за рамки, которые прогнозировало правительство, если прогнозы не оправдываются, то это первый признак того, что люди стали беднее. Зайдите сейчас в любое кафе, ресторан. У меня был гость с Москвы, зашли в ресторан один, а там нет ни одного посетителя. Нам говорят: присаживайтесь, а гость мой говорит, мол, пойдём отсюда, раз сюда не ходят люди, могут отравить. Пошли в кафе, где люди ещё сидят.

— «Мария-Ра» хотела продавать у себя фермерские продукты, даже шли переговоры с одной из компаний. Удалось ли достичь договорённости?

— Начало было положено, но на какой стадии это сейчас, сказать не могу. Насколько я понял, та компания была сама посредником, которая решила объединить нескольких производителей-фермеров. Может, не так гладко пока это получается. По крайней мере, в своих магазинах я пока не увидел таких отделов.

— А такие ниши — экопродуктовые — «Мария-Ра» готова осваивать?

— Готовность всегда есть осваивать всё, что будет востребовано потребителем. И мы обречены двигаться в таком направлении. Я вот недавно зашёл, посмотрел у коллег — есть сок за 60 рублей, есть за 30. Смотрю, на первой упаковке написано – 100-процентный сок, а на той, которая за 30 рублей – ничего не написано. Пока тренд движется в сторону дешевизны: покупательная способность людей падает. А движение в сторону экологически чистого фермерского продукта, думаю, даже в Москве застопорится. В регионах, где достаток населения гораздо ниже, тренд замрёт на период неопределённости. Но это моё личное мнение. Когда начнёт восстанавливаться покупательский спрос, тогда и будет востребован фермерский продукт.

— Есть мнение, что 2014-2015 годы могут кардинально изменить алтайский ритейл. К нам зашёл «Магнит», заходит «Ашан», зайдёт «О’кей». Как вы оцениваете эти явления для рынка?

— Чем больше будет сетей, тем лучше будет потребителю. Я как потребитель всегда буду ратовать за это. Сам иногда прихожу к коллегам и покупаю что-то, в чём они лучше работают. Нашей компании это тоже на пользу: заставит нас перестраиваться, совершенствоваться. Если мы этого не сделаем, окажемся в число проигравших. Но не все же просто заходят. Тот же «Ашан» мы заводим на рынок. Мы делаем это умышленно и конкуренции не боимся. Сейчас промываем мозги своим сотрудникам, чтобы менять мышление.

— Зачем приводите «Ашан»?

— Если мы его не заведём, то кто-то заведёт. Лучше уж мы на этом заработаем.

Сейчас мы и как девелоперы выступаем на рынке. И в отличие от многих сетей, взять тот же «Магнит» с их 27-28% объектами недвижимости в собственности, мы имеем 82-83% объектов в собственности. Мы являемся сегодня одним из крупнейших арендодателей в крае. У нас тысячи партнёров, излишки площади мы сдаём в аренду. «Ашан» будет таким же партнёром, который будет помогать нам зарабатывать на девелоперском направлении.

— В этом году «Мария-Ра» впервые столкнулась с одним из главных конкурентов в стране — «Магнитом» — на одной «поляне». Как это происходит, какие итоги первых месяцев конкуренции?

— Могу просто привести несколько примеров. В Томске они умудрились, например, купить над нами второй этаж в здании. В Барнауле мы оказались дверь в дверь с ними. В здании на улице Эмилии Алексеевой мы арендуем помещение, а они купили. У них вход в магазин был с краю, а они его перенесли вплотную к нашим дверям. Однако мы на 4% в этой точке приросли в товарообороте после их открытия. Уникальный случай, я даже не думал, что так будет. Да и они, наверное, на это не рассчитывали. Кстати, когда мы узнали, что «Магнит» собирается купить помещение, я общался с собственником, уговаривал его делать ремонт, да и сами вложили немало денег, «прихорошились». Это и есть конкурентная борьба, которая двигает общество вперёд.

Соседство «Магнита» и «Марии-Ра» на улице Эмилии Алексеевой.

— Каковы взаимоотношения у вас с руководством «Магнита»?

— Лет шесть назад я в их тылах ходил, изучал их «кухню». И сейчас постоянно изучаю. Да, они, наверное, сегодня пока лучшие в России, работают лучше всех, результат у них лучше. Но в спорте же есть поговорка «Трус не играет в хоккей», и если будешь бояться, то уже проиграл. Непобедимых не бывает. На конференциях различных мы встречались с Галицким. В роли почемучки я Галицкому по 30 вопросов успевал задать в перерывах между выступлениями: а как это делать, а как то? У нас много общих знакомых с Галицким, много партнёров, с которыми и мы работаем, и они. Поэтому процесс общения есть.

У нас есть несколько сотрудников, которых мы переманили из «Магнита». Мы нанимали их топ-менеджеров, которые нас консультировали.

Это раньше конкурент был чуть ли не враг, а сейчас осознание меняется. Конкурент – это коллега. Слово на ту же букву, но мягче звучит. Мы обречены помогать друг другу, чтобы выжить и быть успешными.

— Александр Фёдорович, часто приходится слышать о ситуациях, в которые попадает «Мария-Ра» в Кемеровской области. То власти Новокузнецка приходят с проверками и критикуют, то сам губернатор Аман Тулеев в федеральном эфире высказывается. Почему так происходит?

— Конкурентная борьба везде была и есть, и где-то она проявляется в такой форме, как в Кузбассе. Кто-то заинтересован продвигать там «Ленту», я не буду называть имена. Потому что дочерние компании этих чиновников строят объекты «Ленты». Вот они всеми путями и пытаются. Это политика и ничего более. Доходит до того, что в заблуждение вводят губернатора. Он тоже в моих глазах не совсем достойно себя повёл. К нам не приходило никаких проверок и комиссий , и мы всегда за ценами следим и держим их одними из самых низких в регионе. А озвучили, что мы такие-сякие. Окружение формирует короля, как говорится, и там такой же случай произошёл. Мы на это не реагируем никак. Сейчас время такое, что на действия властей реагировать себе дороже. Зато у нас наград много от губернатора Кемеровской области – «За вклад в развитие Кузбасса», это идёт параллельно. Но похвалы мы там заслуживали больше, чем даже у себя на родине.

Александр Богданович не такой, лишний раз не похвалит. Я ему как-то сказал: Александр Богданович, когда же чашку чая нальёте лучшему налогоплательщику края? А он мне: слушай, мы с тобой уже полчаса проговорили, считай, что два раза чаю я тебе налил. А я: ну хорошо, видите, на заварке сэкономили.

Но самое главное, мы работаем ведь не чтобы руководителю угодить, а клиенту. Если клиент рублём голосует, то получаешь удовлетворение и вознаграждение. Впрочем, часто бывает, что чиновники хотят, чтобы к ним ходили на поклон. Например, один из руководителей Новокузнецка (Сергей Мартин – прим. «Капиталист»). Вызывает меня: как так, пришли в наш город, не доложили, почему? А я ему говорю: почему мы к вам должны приходить и докладывать? Таких хотельщиков вы тогда притомитесь слушать. Не совсем это правильно, приходить и просить. Вот откроем в Новокузнецке полсотни магазинов, придём, скажем: давайте сотрудничать в социальных проектах, вместе что-то делать. Он мне тогда говорит: и то верно. И все обиды прошли. Мы сильно по кабинетам не ходим, стараемся быть вне политики. Не участвуем в выборных делах, мы обслуживаем всех – левых и правых, коммунистов и демократов, мы их кормим. И вкладываем в укрепление их здоровья даже — трассы здоровья строим.

— Фитнес-центр в Новокузнецке-то правда строить хотите?

— Знаете, жизнь заставляет изворачиваться. Честно скажу, чтобы заполучить земельный участок, если место стоящее, приходится брать с разными назначениями земельные участки, потом их переоформлять, перепрофилировать. Это путь, по которому идут все. Такие процедурные вопросы тормозят бизнес даже больше, чем отсутствие дешёвых денег, ещё чего-то. Чтобы что-то решить, оформить, уходят годы. В Европе тратят на это недели, а у нас годы.

— Александр Фёдорович, спасибо за беседу.

— А что «спасибо»? Сходи, 25 километров на лыжне пробеги, вот будет самое лучшее «спасибо»! Источник Статья добавлена alex2009
27.10.2014 06:57
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Александр Ракшин: «После появления «Магнита» мы приросли в товарообороте»

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение