#1
23 сентября три крупнейших компании-производителя газированных напитков — Coca-Cola, PepsiCo и Dr Pepper — подписали совместное соглашение, обязавшись к 2025 году снизить количество калорий и сахара в своих продуктах на 20 процентов.

Корпорации признали, что несут ответственность за здоровье людей и решили попытаться изменить сложившееся положение вещей. Правда ли газированные напитки так вредны, и что заставляет людей пить их снова и снова?


http://foodmarkets.ru/upload/articles2/k-bigpic.jpg


Кофеиновый процесс

В марте 1911 года в небольшом городке Чаттануга в штате Теннесси начался громкий судебный процесс. Глава одного из отделов Департамента сельского хозяйства США Харви Вашингтон Уили (Harvey Washington Wiley) подал в суд на компанию Coca-Cola, потребовав признать производимый ей газированный напиток опасным для здоровья.

Главной претензией Уили был содержащийся в газировке кофеин. Чиновник, одновременно обладавший учёной степенью по химии, считал вещество вызывающим зависимость наркотиком и даже ядом, при употреблении в больших количествах.

В начале ХХ века, на момент начала досудебных слушаний в Чаттануге, Coca-Cola рекламировалась в Америке как «идеальный стимулятор для мозга» и «прекрасный способ взбодрить уставшее тело». Такой эффект напитка действительно достигался за счёт присутствия в нём кофеина, что компания-производитель и не скрывала.

Однако отношение к кофеину в обществе того времени было неоднозначным. Многие ошибочно путали кофеин с кокаином, думая, что, запугивая людей последствиями употребления колы, врачи и учёные и вправду говорят о тяжёлом наркотике. Другие, понимая о чём идёт речь на самом деле, были убеждены, что напиток не опаснее, чем привычные всем чай или кофе.

Когда стало очевидно, что суда избежать не удастся, представители Coca-Cola поняли — они могут проиграть этот иск не только из-за неосведомлённости общества, но и из-за собственной неподготовленности. Выяснилось, что до сих пор в компании никто не проводил исследований того, как производимый напиток влияет на организм покупателя. Такие тесты делались на животных (на крысах), но проверок безопасности колы и её ингредиентов для людей не проводилось.

Чтобы успеть до завершения срока, отведённого судом на дачу показаний, тесты решено было начать немедленно. Найдя учёного и лабораторию, согласившуюся провести такой эксперимент, сотрудники Coca-Cola смогли протестировать на нескольких десятках человек «сироп, аналогичный газированному напитку по количеству кофеина» и установить, что в целом их продукт безопасен для здоровья.

Результаты были весьма положительными для компании, хотя и несколько запутанными в изложении с научной точки зрения (за что тот эксперимент критикуется учёными до сих пор). Руководитель тестов подтвердил, что Coca-Cola способна оказывать стимулирующее воздействие на отдельные участки головного мозга и нервную систему, однако среднестатистический потребитель напитка не может выпить достаточного его количества, чтобы нанести ущерб своему здоровью.

Спустя ещё неделю, иск завершился победой Coca-Cola. Ключевую роль, как ни удивительно, сыграли не лабораторные исследования. Претензии Харви Вашингтон Уили были отклонены судом из-за формального юридического нарушения. В поданных им документах чиновник утверждал, что кофеин является «добавленным ингредиентом» напитка, и кола на самом деле может производиться без него, однако в реальности, как установил суд, «Coca-Cola без кофеина уже не будет тем же напитком, который известен потребителю на рынке». Следовательно, требовать удаления вещества из рецепта на том или ином основании можно только при абсолютно точно доказанном вреде для здоровья, «свидетельств чему истец предоставить не смог».

Через пять лет, в 1916-м, благодаря одной из успешных апелляционных жалоб по своему первоначальному иску, Харви Вашингтон Уили добился того, что все расходы по процессу суд обязал взять на себя компанию-производителя газировки. Кроме того, Coca-Cola должна была снизить количество кофеина, содержащегося в одной бутылке.

http://foodmarkets.ru/upload/articles2/54246967316c2.jpg


45 минут счастья

В настоящее время в Coca-Cola содержится от 34 до 85 миллиграмм кофеина в зависимости от размера банки или бутылки. Примерно такое же количество этого вещества можно обнаружить в Pepsi и любом другом похожем напитке.

Кроме того, в одной банке, бутылке или бумажном стакане газировки может содержатся от 40 до 220 грамм сахара, играющего ключевую роль в том, как продукт влияет на организм человека.

Действие любой газировки, насыщенной этими двумя веществами, примерно одинаково. Первая точка отсчёта — 20 минут. Чуть больше чем через четверть часа после выпитой банки газировки в крови человека резко повышается уровень сахара. Скачок провоцирует выброс большой дозы гормона инсулина, на который затем отвечает печень, начиная немедленные попытки превратить как можно большее количество излишнего сахара (глюкозы) в жир. Основная часть всасывания кофеина в кровь завершается уже через 40 минут после выпитой колы или пепси.

Здесь тело «накрывает» вторая волна: у человека поднимается давление, печень продолжает активно перерабатывать сахар в крови, а так называемые аденозиновые рецепторы в головном мозге блокируются, давая то самое, известное всем любителям колы и кофе, ощущение бодрости. Сонливость пропадает, усталость исчезает, и человек некоторое время чувствует себя активным и свежим.

Спустя ещё пять минут тело запускает механизм производства дофамина — нейромедиатора, биохимического предшественника адреналина. Дофамин является одним из основных химических факторов того, что учёными называется «системой вознаграждения мозга». Выделение вещества вызывает у человека чувство удовольствия, превращаемого психикой в мотивацию и активность, готовность работать, учиться и так далее.

В естественных условиях, без накачки организма сахаром и кофеином, такие же процессы происходят в теле во время любого субъективно-позитивного опыта — приёма вкусной пищи, наркотиков или во время занятия сексом. Как выяснили исследователи, выработку дофамина способны вызвать даже воспоминания о чём-то очень приятном.

На этом этапе открывается один из положительных эффектов газировки — у выпившего её человека улучшается мозговая деятельность, способность переключать внимание с одного предмета на другой, переходить от одного этапа когнитивной деятельности к другому. В целом такое состояние может длиться от одного до нескольких часов.

С другой стороны, такая цепочка биохимических реакций в целом практически идентична тому, как работают все наркотики. Эффект от одной банки колы, выпитой в 12 часов дня и второй, выпитой через несколько часов, больше, чем от двух банок, выпитых в разные дни. Чем больше газировки употребляет человек, тем больше его «система вознаграждения» привыкает к повышенным дозам дофамина.

Постепенно мозг адаптируется к привычке его владельца пить газировку, начинает производить меньше нужных гормонов, так как теперь их можно получить и искусственным путём, просто выпив колы. Работа рецепторов в «системе поощрения» ухудшается, заставляя для достижения одинакового эффекта выпивать всё больше и больше газировки.

Конечно, кола и тяжёлые наркотики находятся в разных «весовых категориях». По данным учёных из Университета Южной Калифорнии, для взрослых особей крыс количество сахара и кофеина, обычно содержащееся в газировках, практически не несёт в себе никаких вредных последствий. С другой стороны, у растущей молодой крысы те же дозы тех же веществ могут приводить к нарушениям памяти и расстройству когнитивных функций. Считается, что эти выводы справедливо экстраполировать и на людей.

Мозг всему голова

Газировку обвиняют во множестве современных проблем со здоровьем. Злоупотребление колой и пепси связывают с ожирением, развитием болезней сердца, печени и почек, с возникновением диабета, разрушением зубной эмали, проблемами с желудком. В некоторых работах учёные даже перечисляют пристрастие к газированным напиткам в числе канцерогенных факторов.

Но куда интереснее другое. В 2004 году в научном журнале Neuron вышло исследование, посвящённое психологическим, а не биохимическим аспектам того, как у людей появляется любовь к газированным напиткам.

Авторы работы предположили: что если зависимость от колы или пепси, сам выбор какого-то конкретного напитка, обусловлены не только сахаром, кофеином и их воздействием на гормональную систему, но и каким-то другими, не связанными с физиологией напрямую, факторами?

Для проверки гипотезы решено было провести эксперимент, давая людям с завязанными глазами попробовать две разных газировки (Coca-Cola и Pepsi). Пробуя напитки вслепую, вся группа разделилась примерно поровну — около 50 процентов участвовавших в исследовании заявили, что им больше понравился напиток А (Coca-Cola), вторые 50 процентов отдали предпочтение напитку B (Pepsi).

Затем эксперимент решено было повторить, уже говоря людям, что именно они только что попробовали. Три четверти группы выбрали Coca-Cola, отметив, что её вкус им нравится больше.

Дело здесь вовсе не только в простой лояльности к бренду. Вне зависимости от производителя, любая газировка активирует примерно одну и ту же биохимическую цепочку, воздействуя в результате на одни и те же зоны головного мозга. Однако, когда участники опытов сразу узнают, что им только что предложили выпить, после употребления напитка наиболее активными становились совершенно другие участки мозга.

Ученые пришли к выводу: выбор человека, решение о том, нравится ли ему какой-то напиток или нет, во втором случае уже практически не был связан с вкусом продукта, а основывался на воспоминаниях, хранящихся в сознании участника эксперимента.

Сформировавшиеся в памяти образы (из рекламы, из прошлого опыта) заставляли человека думать, что вкус Coca-Cola ему действительно нравится больше вкуса Pepsi. Зоной, отвечавшей за принятие таких решений, оказалась префронтальная кора головного мозга — совокупность из нескольких лобных долей, тесно связанных с отделами лимбической системы человека.

Эта область отвечает у человека за сложные когнитивные и поведенческие функции — эмоции и множество вещей, свойственных только людям. Чувство такта, контроль за собственными импульсивными желаниям и даже абстрактное мышление — всё это во многом определяется тем, как работает префронтальная кора.

Окончательное формирование этой области головного мозга у детей происходит сравнительно поздно. У пожилых людей область с возрастом перестаёт функционировать так же хорошо, как прежде. Многие исследователи склонны считать, что именно этим объясняется то, что реклама газировки (и любых других похожих продуктов) в особенности хорошо запоминается и воспринимается детьми и стариками.

http://foodmarkets.ru/upload/articles2/woman-drinking-coca-cola.jpg
Источник Статья добавлена Кедoff
26.09.2014 13:07

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение