#1
В Азии и России этот перспективный формат только начинает развитие, общая доля сетевых с-магазинов пока не превышает 1%.

Формат с-магазинов стремительно развивается в западных странах уже на протяжении 90 лет. Рынок продолжает расти даже в кризисные годы, несмотря на жесткую конкуренцию. Передовые рынки: США, Норвегия, Великобритания, Япония.

Среди основных конкурентных преимуществ с-магазинов западные аналитики отмечают возможность индивидуального подхода к постоянным покупателям, сокращение времени покупки, наличие свежих и уникальных продуктов, широкий спектр дополнительных сервисных услуг. Логистика с-магазинов строится по принципу «чаще и небольшими партиями». Срок годности основных продуктов 3-5 дней.

С-магазины выступают локомотивами развития местного производства и являются идеальным местом для старта новых сильных брендов. Во всем мире отмечается общая тенденция к готовности покупателей платить больше за высокое качество и свежесть, что объясняется все более осознанным желанием вести здоровый образ жизни.

В Азии и России convenience store только начинает развиваться, доля магазинов этого формата среди сетей пока не превышает 1%.

История


Норвежская сеть удобных магазинов Narvesen открыла сотни точек в странах Европы

Наиболее известные сети формата convenience store в мире — норвежская Narvesen и американская 7-Eleven. Первый с-магазин в США был открыт в Далласе, штат Техас, в 1927 году компанией, которая в итоге стала «7-Eleven». Первый в Японии с-магазин появился в 1974 году. Это был магазин по франшизе, учрежденной американской сетью в партнерстве с крупной японской сетью супермаркетов.

Тенденции и рынок с-магазинов в мире

Великобритания


Оборот с-магазинов оценивается в 35, 6 млрд. фунтов стерлингов. По прогнозам, ежегодный рост составит в среднем 5, 3% в течение следующих пяти лет. Таким образом, к 2018 году прирост составит 29, 8%, рынок достигнет фунтов стерлингов 46.2bn.
США

Американская сеть магазинов шаговой доступности 7-Eleven, открывшая 40 тыс. точек в разных странах мира, несмотря на слухи, так и не вышла на московский рынок


В 2013 году США число с-магазинов достигло 150 тыс. с выручкой $40.1bn. Самыми быстрорастущими являются: Нью-Джерси (3.3% роста), Аляска (3.2%), штат Массачусетс (на 2, 7%), Орегон (2, 7%) и Нью-Йорке (2.6%). Рост в Вашингтоне, округ Колумбия, составил 2, 9%.

Взаимосвязь между АЗС и с-магазинами продолжает расти. В целом, 83.7% с-магазинов (126, 658 всего) продают бензин.

C-store операторы переходят от торговли обычными долгохранящимися продуктами к свежим, вкусным и альтернативным продуктам, которые доставляются в магазины чаще. Срок хранения продуктов сокращается от 30 дней до 3-5 дней. Владельцы бизнеса пришли к выводу, что потребители предпочитают заплатить больше, чтобы получить свежие и вкусные продукты. Пластиковые герметичные сэндвичи ушли в прошлое.

Азия

В Японии 50 тыс. с-магазинов, что в два раза больше чем почтовых отделений, и примерно столько же, сколько АЗС. Совокупный годовой объем продаж $56 млрд долларов, что составляет почти половину общего объема продаж супермаркетов. Количество с-магазинов растет ежегодно более чем на 1000.

Южная Корея является одним из динамично растущих рынков в данном сегменте, объем продаж здесь достиг $6.4 млрд.

В таких странах, как Китай, Индонезия, Вьетнам, доля c-магазинов в общей структуре продуктовых точек составляет менее 1%. Таким образом, это практически неосвоенный рынок.

Концепция

С-магазины в какой-то степени заменили старомодные лавки. Они похожи, но не идентичны. Основа концепции с-магазинов — от «легкого перекуса» на обед до «дежурного подарка» (в виде бутылки дорогого алкоголя), от хлеба к семейному ужину до стирального порошка. Время покупки здесь по сравнению с большими супермаркетами сильно сокращается.

Средняя площадь магазинов до 100 кв. м. Количество наименований около 3000. Стеллажи в с-магазинах невысокие для лучшей просматриваемости. При входе в магазин покупатель видит как минимум 4 полки с разными товарами, чтобы уже на входе оценить возможность покупки необходимого.

Как правило, ассортимент с-магазинов стандартен, несмотря на разные бренды: молоко, хлеб, газированные напитки, сигареты, телефонные карты, кофе, конфеты, мороженое, жевательная резинка, бальзам для губ, чипсы, соленые крендельки, попкорн, вяленое мясо говядины, пончики, журналы, газеты, мелкие игрушки, предметы женской гигиены, корм для кошек, корм для собак, и туалетная бумага.

Основные принципы:

- Группа здоровых продуктов вместе;
- Возможность найти все свежее в передней части магазина.

В формате с-магазинов преуспели сети, где есть уникальные свежие продукты, качественная кулинария. Теперь покупателю не нужно обходить весь торговый зал, все, что нужно для полноценного «быстрого» обеда, собрано в одной витрине.

Маркетинг

С-магазины разрабатывают маркетинговые стратегии исходя из демографических данных своих клиентов в течение ряда лет, адаптируя магазины для удовлетворения различных потребностей.

Британский ритейлер Tesco экспериментирует в Южной Корее, устанавливая «виртуальные магазины» в метро и на автобусных остановках

Почти во всех магазинах есть Wi-Fi, представлены банковские услуги, возможность оплатить телефон, внести квартплату. Также здесь можно купить лотерею или билеты на футбольный матч, в кино и даже на горнолыжный подъемник, что является дополнительным поводом к посещению магазина. Спектр дополнительных услуг продолжает расширяться.

В с-магазинах используются цифровые табло с динамичным меню, на котором в зависимости от времени суток и целевой аудитории посетителей меняется информация о товарах дня. Например, в утренние часы появляется информация о завтраках. Поздним утром меню будет сдвигаться в сторону позиций, интересных молодым родителям или пенсионерам; в середине дня – элементы, привлекательные школьникам.

В последнее время стало модно использовать мобильные приложения для навигации по магазину. Открыв мобильное приложение можно навести камеру на продукт и прочитать описание, обзоры, советы.

Одна из самых продаваемых позиций в с-магазинах — это полный обед. Согласно исследованиям, 18 — 24-летние одинокие люди едят в среднем более трех полных обедов из с-магазинов каждую неделю.

Социальная функция


С-магазины зачастую реализуют продукцию местных жителей, увеличивая, таким образом, местное производство. Это позволяет не только привлечь покупателей, но и дифференцировать себя от конкурентов.

С-магазины идеальны для внедрения новых сильных брендов и продуктов.

Особенности логистики с-магазинов

Конкурентоспособность с-магазинов прямо связана с наличием свежих продуктов со сроком годности 3-5 дней. Поставки в такие магазины осуществляются часто и небольшими партиями.

Причины роста с-магазинов

С-магазины актуальны для эпохи с растущим сегментом наемных работников, студентов и других людей, которым необходимы магазины, работающие допоздна и имеющие качественные готовые блюда.

Социальные и экономические изменения в обществе способствуют развитию магазинов с концепцией "часто и понемногу". Ритейлеры все больше отдаляются от принципа "один размер подходит всем" к индивидуальному подходу к местным покупателям.

Потенциал Москвы

По экспертным оценкам, в Москве более 2, 5 миллиона офисных работников и около одного миллиона студентов, которые являются основной потенциальной аудиторией с-магазинов.

При этом проблема питания офисных работников становится все более острой. Организация питания трудящихся не входит ни в какие госпрограммы, отсутствует целенаправленная системная государственная политика в данной области. При этом компании-работодатели снимают с себя обязательства по питанию сотрудников. В кризисное время резко сократились соцпакеты офисных работников, включающие бесплатные обеды. Качество питания людей зависит от месторасположения офиса. Особенно проблематична организация питания в центре города и промзонах, где локализованы крупные предприятия. Помимо плохой физической доступности, сокращается время обеда до фактических 30-40 минут, что создает основу для не полезных перекусов на ходу.

В такой ситуации с-магазины способны предложить альтернативное, а иногда и более здоровое питание, нежели фаст-фуд.

В Москве среди сетевых компаний формат магазинов шаговой доступности развивает сеть супермаркетов «Азбука Вкуса» под брендом «АВ Daily» и X5 Retail Group N.V. под брендом «Перекресток Экспресс». Обе сети развиваются достаточно активно. Под брендом «Перекресток экспресс» работают более 70 магазинов, часть из которых развивается по франчайзингу. «Азбука Вкуса» в ближайшие 5 лет планирует открыть 150 супермаркетов «АВ Daily» в Москве и Подмосковье. Сейчас работают 3 магазина. В среднем инвестиции в каждый магазин оцениваются в 15-40 млн. рублей.

Ассортимент «АВ Daily» составляет 3000 — 6000 наименований, включающий большинство товарных категорий: продукты, напитки, алкоголь и сопутствующие товары. А также около 300 позиций собственной кулинарии: супы, салаты, блюда из мяса, рыбы и птицы, выпечка, каши, гарниры, фруктовые нарезки и многое другое.

Магазины расположены в местах интенсивного «рабочего» трафика целевой аудитории: в крупных бизнес центрах, на пути от метро к офису или около больших «спальных» массивов, где проживает целевая аудитория.

Антон Володькин, директор по маркетингу «АВ Daily»Источник Статья добавлена Pavel_Mal
23.09.2014 04:15

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение