#1
Вы когда-нибудь искали причины, почему стабильно работающий отдел продаж вдруг перестал выполнять план? Почему начала снижаться прибыль, а расходы стали возрастать? Почему оказалось, что годами отлаженная система начала давать сбой? В чем причины такого спада в продажах? На самом деле их существует несколько, и мы перечислим основные:

- нежелание менеджеров активно заниматься поиском новых клиентов;
- частичный уход клиентов. Или, как говорят, «ушли» клиентов — что еще хуже;
- снижение управления и контроля над продажами.
- система мотивации перестала стимулировать сотрудников;

А теперь более подробно рассмотрим каждую из причин.

Нежелание менеджеров активно заниматься поиском новых клиентов

Рассмотрим несколько организационных структур отдела продаж в компаниях:

- смешанный отдел продаж (территориальный и региональный)
- отдел продаж состоит из двух структурных подразделений: отдела продаж (территориального) и отдела продаж (регионального);
- отдел продаж состоит из трех структурных подразделений: отдела продаж (территориальный), отдела продаж (региональный) и клиентского отдела.

Мы специально не включили в этот список сопутствующие этим отделам другие структурные подразделения: служба маркетинга, рекламы и PR, отдел мерчендайзинга, отделы по работе с дилерами и дистрибьюторами, проектно-сметные и т.д.

Если рассматривать по функционалу, то отделы продаж отвечают за привлечение новых клиентов в компанию, и увеличение клиентской базы. Т.е. их задача — как можно больше привлечь клиентов или вновь организованных компаний. Но, мы уже убедились, они не растут, как грибы после дождя. Часто единственный путь добыть «новых» клиентов — отобрать клиентов у конкурентов. Представим, что у менеджера уже сформировалась приличная (по его меркам) клиентская база. Из года в год, она ему приносит хороший доход. И вдруг клиенты начинают от него «уходить». Объем продаж резко падает, начальство недовольно. На повестке дня извечный вопрос: «Кто виноват?» Ответы у менеджеров различные, на первое место выходит пресловутая цена, или якобы производство не справляется. Затем условия договора и потом логистика. Т.е. он с себя ответственность полностью снимает, виноваты все кроме него. А на самом деле произошло то, что рано или поздно должно было случиться. Клиенту перестали уделять должное внимание, и он перешел к тому, кто готов ему это восполнить. Никогда не задумывались о том, что на самом деле происходит, отчего страдают люди, от каких проблем в отношениях? Некоторые считают, что их на самом деле всего две. Женщины страдают от невнимания (« … у тебя вечно не хватает на меня времени! »), мужчины от непонимания ( «… если бы ты меня понимала! »). Что остается делать клиенту, когда он лишается и внимания и понимания, как не уйти к тому, кто готов ему это предоставить!

Уход клиентов


Почему компания теряет клиентов? Работает менеджер, как он считает — хорошо. Правда, новых клиентов не привлекает, ему и этих хватает. И что к нему руководитель цепляется: «План, план, план! » Нужен он ему, как прошлогодний снег, денег и так хватает. В результате конфликт интересов — и пошел менеджер искать себе новую работу. А заодно, чтобы уйти не с пустыми руками прихватывает клиентскую базу. Логика у него «железобетонная» — это МОИ КЛИЕНТЫ! Я с ними работал! Только, во-первых, он забыл, что эта компания не его личная. Во-вторых, что ему за это деньги платили. Вывод: теряется не только специалист, но и клиентская база. А отсюда недалеко и до развала всего отдела продаж. Кто в этом виноват? А тот, кто контролирует работу и отвечает за менеджеров по продажам. Задумайтесь, как Вы выстраиваете свои отношения с сотрудниками? В первую очередь, кто они для Вас? Коллеги, товарищи, друзья или единомышленники? Как только определитесь, начинайте действовать. В некоторых зарубежных компаниях трудовые контракты составляются с учетом интересов и работодателя и работника, что помогает избежать многих возникающих конфликтных ситуаций. Или, например, может дать положительный эффект разработанная Вами программа лояльности сотрудника к компании.

Если Вам нужен нормально функционирующий отдел продаж, обратите внимание, что специалисты, занимающиеся продажами, делятся на две категории: « человек действия» и «человек процесса». «Человек действия» хорошо может провести ключевые переговоры или тренинг для команды. Но разрабатывать и внедрять документы, технологии, стандарты или день за днем отлаживать работу сотрудников — это будет тяжело для него. Для решения таких задач хорошо подходит «человек процесса». Для выстраивания системы продаж и дальнейшего управления ею необходимы и те, и другие. Проводя конкурсы, мы отслеживаем таких сотрудников в самом начале формирования отдела продаж, благо наша технология это позволяет сделать.

Пример

Компания N в г. Санкт-Петербург работает с 2002 года, занимается производством кухонной мебели. Руководство устанавливает План на месяц по привлечению новых клиентов в компанию. Большинство сотрудников взялись за дело, засучив рукава. Начали активно звонить и назначать встречи. И только один менеджер старательно не назначал встречи, а только общался по телефону. Нам стало интересно — почему? Сначала мы подумали, что у него просто не получается выстроить диалог с клиентом и назначить встречу. Какого же было наше изумление, когда он пояснил, что его звонки, а их может быть и два и три — только для того, чтобы познакомиться. Если он приходит на встречу, результат тот же — познакомиться. В то время когда его коллеги заключают договора в течение трех — пяти дней, у него процесс растягивался на месяцы. Как следствие, из десяти клиентов он заключал только один договор. Вывод: работа менеджера или специалиста по продажам не для него, помните, как в анекдоте: « … … У меня шесть детей, правда они мне не нужны — мне сам процесс нравится! » Так и ему нравится сам процесс общения с клиентом. У него идет тусовка с клиентами вместо продажи. А в продажах действия без результата мало чего стоят! Кто не идет вперед, тот движется назад или стоит на месте. Тогда вопрос — о каком развитии бизнеса может идти речь?

Снижение управления и контроля над продажами

Еще одна распространенная беда руководителей — неумение выстраивать управление продажами. И программы новые покупают, в том числе и СRM (хочется вспомнить «… что немцу хорошо, то для русского плохо», программа не будет за Вас управлять! ) и версии переписывают в надежде на то, что за них вся эта электроника продажи делать будет. Ошибка! У нас еще не настолько цивильный рынок, как на западе. И главный фактор — человеческий. Ни одни сформированные отчеты не продадут за менеджера по продажам.
Пример
В одной компании руководитель, начитавшись зарубежных авторов, решил изменить работу менеджеров (как он посчитал — оптимизировать их труд). И то, что велось на бумажном носителе, стали вести в электронном виде. В результате количество «Холодных» звонков резко сократилось, когда стали выяснять причину, то отговорка была у всех одна: « А я заполнял все в электронном виде, как Вы приказали». Когда стали проверять результаты работы с клиентами, то обнаружилось, что кое — кто приукрасил диалог с клиентом (естественно в свою пользу), а кто-то откровенно «додумал» за клиента. И клиенту, как оказалось, не нужно того, что менеджер написал.

По факту для менеджеров все оказалось не оптимизацией работы, а хорошим прикрытием для того, чтобы законно «зависать» в социальных сетях.

Если Вы устанавливаете какой-либо программный продукт — проконтролируйте, как это используется на самом деле. И обязательно проанализируйте, а стоило ли «заморачиваться». Выполнение Плана нужно контролировать каждый день. А то ведь как получается? В начале месяца у менеджеров «расслабуха», отдых после прошедшего месяца. К середине начинается раскачка, а в последнюю неделю пытаются наверстать упущенное. День необходимо начинать с утренней оперативки. И обязательно контролировать цифры: План — Факт. Не только по результатам продаж, но и по количеству звонков и встреч с клиентами. Если невыполнение, то выяснить причину такой работы менеджера: «может, но не хочет или хочет, но не знает как». Проводите внутрикорпоративные тренинги, учите их. А хотите воспитать единомышленников — устраивайте «мозговые штурмы». И привлекайте их к стратегической разработке дальнейшего развития компании. Не нужно менеджеров оправдывать в своих глазах, что цикл продажи товара длительный. Вспомните волновую теорию продаж: незачем ждать большую волну. Будет отлично, если волны идут одна за другой. Волна еще не завершила свой бег, как уже следующая накатывает, а там еще и еще. Поставили задачу менеджерам — требуйте положительного результата. И поверьте, лучше их «долбить» будете Вы сами, чем Вашу компанию будут «долбить» Ваши конкуренты.

Некоторые руководители порой сами не знают, как управлять продажами (и не только). Они с гордостью говорят, что знают, как работает система продаж: «Деньги-Товар-Деньги (Прибыль)» Интересно, но все это напоминает политэкономию совдеповских времен: «Д-Т-Д». И забывают, что тогда все хозяйство было плановое и взаимосвязано между отраслями. А сейчас каждый сам за себя, поэтому и подход другой нужен. Начинаем им вкладывать в головы: «Звонок — Встреча — Договор — Деньги (Прибыль)». Может быть: «Звонок — Договор — Деньги (Прибыль)» — это зависит от специфики бизнеса. Не будет «холодных» звонков по поиску новых клиентов — не будет встреч. Не будет встреч — не будет Договоров. Нет их — нет ДЕНЕГ, и ПРИБЫЛИ НЕ БУДЕТ!

Система мотивации перестала стимулировать сотрудников

Что касается мотивации, то хочется напомнить, что «продажника», как волка — ноги кормят. Если человек идет на работу не зарабатывать, а ради работы (нужно же где-то работать! ), то результат будет плачевный. Он постоянно будет всем недоволен. Сколько человеку ни дай — ему всегда мало будет.

Пример


На одном из наших проектов в Краснодарском крае коммерческий директор был недоволен своей мотивацией. Высказывал генеральному директору, что, мол, он на работе с утра и до вечера, а получает по его потребностям мало. «Я продаю свое время и хочу, чтобы Вы за это мне платили больше». Директор ему на это ответил, что по его отдаче это хорошие деньги, но тот ушел сердитый и недовольный.

Затем мы дали директору свой комментарий по этой ситуации: « … .в нашей компании, во-первых, платят за результат и за мозги, а не за время. А во-вторых, если менеджер — тем более руководитель продаж — будет делать вид, что он работает, то руководство компании не будет делать вид, что оно ему платит! » Директору понравилось. И вопрос с мотивацией вскоре был решен. Причем не изменением мотивации, а конкурсом на руководителей продаж, который мы организовали и провели для этого заказчика.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
23.01.2014 06:11
    #2
    24.01.2014 09:59
    Откуда: Барнаул
    Сообщений: 106
    Карма: 0.95
    всегда задавался вопросом -почему руководители консалтинговых агенств и других организаций организующих тренинги и прочею байду , не работают в отделах продаж на руководящих должностях , ведь они все знают и все умеют — да потому что пистить это не мешки ворочать !
        #3
        24.01.2014 10:01
        Откуда: Москва
        Сообщений: 756
        Карма: 5.64
        Дык патанатомы тоже себя не вскрываю и окулисты все в очках. Видимо профессиональная этика… :)
            #4
            24.01.2014 10:12
            Откуда: Москва
            Сообщений: 25369
            Карма: 26.82
            GoogleMoogle написал(а):

            Дык патанатомы тоже себя не вскрываю и окулисты все в очках.


            в цитатник ! ))))))))))))
                #5
                24.01.2014 20:23
                Откуда: Москва
                Сообщений: 4193
                Карма: 2.7
                Viziton написал(а):

                Дык

                Автор технологии К.А. Бакшт http://salesystem.ru/ru/article/sendvalues/journal/208/ он всё прошёл

                 изображение 
                    #6
                    28.01.2014 10:09
                    Откуда: Ковров
                    Сообщений: 33
                    Карма: 0.5
                    Интересная статья, а я думаю почему продажи падают…
                    оказывается человеческий фактор.
                    Что же осталось только себя убедить в правдивости данной версии — и вперед, к новым победам.
                        #7
                        03.02.2014 12:55
                        Откуда: Москва
                        Сообщений: 2912
                        Карма: 22.6
                        Как показывает мой опыт в продажах, во многих компаниях все "знают" как продавать, и при этом считают, что продажникам платят бешеные деньги. И практически всегда производство все делает правильно, а продажники не умеют подавать. Только обычно это заканчивается банкроством…
                            #8
                            03.02.2014 13:05
                            Откуда: не указан
                            Сообщений: 2292
                            Карма: 1.88
                            Pavel_Mal написал(а):

                            не изменением мотивации, а конкурсом на руководителей продаж, который мы организовали и провели для этого заказчика.


                            ну египетская сила, а то до этого директор производства этого не знал и не делал и РП набирал с улицы, бу-га-га. Вы посмотрите на фотку этого Бакшта, это же чистый шлим и прощелыга, развел каких-то краснодарских лохов на бабло))))

                                Информация

                                Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

                                Прямой эфир



                                FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение