Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
В России банан входит в тройку самых популярных фруктов. Если в течение теплого времени года конкуренцию ему могут составить сезонные плоды, то с началом декабря банан становится одним из немногих свежих фруктов, доступных массовому потребителю.
Впрочем, колебания спроса на этот продукт в связи со сменой времени года не отменяют того факта, что российские потребители давно и охотно вносят разнообразие в свое меню бананами.
Интересно, что в Советский Союз бананы начали поставлять в середине 50-х. Дефицитный продукт пользовался высоким спросом. Правда, в то время ни о каких камерах газации не шла речь, бананы в лучшем случае зрели несколько недель на складе, а чаще — выбрасывались на прилавки зелеными. Подобный "полуфабрикат" покупателю необходимо было на немалый срок поместить в теплое сухое место — их держали на антресолях, в духовках, под кроватями и даже в валенках.
Тем не менее, подобные сложности не помешали бананам завоевать популярность среди советского потребителя. На рынке периодически появлялись фрукты от эквадорских, кубинских, вьетнамских, китайских поставщиков, как свежие, так и вяленые.
На сегодняшний день конкуренцию бананам среди импортируемых в страну фруктов составляют в первую очередь яблоки и цитрусовые. По данным Федеральной Таможенной службы России, на первом месте по объему импорта стоят цитрусы, суммарно по мандаринам, апельсинам, лимонам, грейпфрутам и прочим фруктам этой категории. Яблоки и бананы близки к ним по статистике ввоза за 2011-2012 годы. Массовые поставки недорогих польских яблок в сезоне 2012-2013 гг. привели к увеличению объема импорта в этой категории и перераспределению долей в объемах импорта тройки фруктовых лидеров. Но новый сезон покажет — сохранится эта тенденция или нет.
Как и у многих других импортируемых фруктов на российском рынке бананов присутствует сезонность поставок. По итогам 2011 и 2012 гг. сезонный спад, обычно связанный с присутствием на рынке местной продукции, наблюдался только в третьем квартале, в то время как в весенние месяцы объем импорта был сравним с пиковыми объемами поставок в конце года.
Экспортеры
Бананы выращивают практически во всех странах мира с влажным тропическим климатом. Около 90% импорта этих фруктов в Россию приходится на Эквадор, кроме того, их привозят из Коста-Рики, Филиппин, Колумбии и Китая. Существует достаточно устойчивая система связей между этими странами-экспортерами и фруктовыми рынками стран-потребителей. Так, самый большой в мире рынок потребления бананов в США традиционно снабжают Колумбия и Коста-Рика, а Филиппины связаны поставками преимущественно с Японией.
Россия, вошедшая в эту систему относительно недавно, уже приобрела устойчивые связи именно с эквадорскими поставщиками. Это одно из крупнейших в мире государств-экспортеров бананов, со своей спецификой подхода к данному вопросу. Производство бананов в Эквадоре считается одним из стратегических направлений экономики и тщательно регулируется государством, что накладывает определенные рамки на особенности работы и ценообразования. Например, Али Арджоманди (Ali Arjomandi), менеджер по закупкам компании Marhaba MTA General Trading, которая закупает фрукты во всем мире, но только начинает прямые поставки из Эквадора, признался в беседе с FruitNews: «Одна вещь стала для меня неожиданностью — то, как эквадорцы в общем и правительство Эквадора, в частности, регулируют торговлю бананами: то, как они все контролируют, постоянно проверяют, стремясь сделать так, чтобы все было по правилам, и чтобы фермерам хорошо заплатили. Для меня это является признаком профессиональной работы, позволяющей налаживать долгосрочные деловые связи».
Другие страны — поставщики бананов на мировой рынок, такие как Мексика, Коста-Рика, Панама не контролируют цены на государственном уровне, и ряду импортеров такой подход кажется более подходящим для развития рыночных отношений. Подобную точку зрения в беседе с FruitNews поддержали Андриус Керулис (Andrius Kerulis) и Артурас Спициус (Arturas Spycius) из литовской компании Augma. И все же сложность работы с Эквадором не отпугивает поставщиков, скорее, просто накладывает отпечаток на их работу.
Немаловажным фактором, определяющим лидирующую позицию Эквадора в поставках бананов на российский рынок, является более плотная структура фруктов и более длительный срок хранения у бананов из этой страны. Представители банановой отрасли Эквадора связывают данный факт с ровным и относительно мягким климатом без существенных перепадов температуры, характерным именно для этого региона. Для российского рынка с его удаленностью и большими территориями возможность длительного хранения и транспортировки имеет ключевое значение.
Тенденции
С другой стороны, с недавним уходом трех крупнейших игроков российского бананового рынка, которые во многом определяли структуру поставок и консолидировали рынок, растет не только количество российских импортеров бананов, но и разнообразие стран, из которых завозятся эти фрукты. Дополнительное влияние на эту тенденцию оказал рост доли контейнерных поставок на рынке бананов. Отсутствие необходимости в единовременной загрузке целого судна приводит к значительному снижению минимального входного «ценза» на банановом рынке. Возможность организации поставок небольшими партиями позволила некрупным импортерам принимать участие в формировании рынка, экспериментировать с видами продукции и источниками поставок, а также дала возможность прямого выхода на экспортный рынок отдельным фермерам из стран — поставщиков. А зависимость от транспортных, погодных, общественно-политических условий в странах, где сосредоточено производство бананов, порождает дополнительные риски и нестабильность бананового рынка.
В последние годы российский рынок бананов стабильно прирастал на 3%-5%. По оценкам специалистов, в последнее время российский потребитель переходит на более дорогие фрукты, и доля бананов в рационе наиболее обеспеченной части потребителей падает. Но общий рост потребления фруктов в России поддерживает рост объемов импорта бананов, хотя и меняет географию потребления. Смещение основных объемов потребления бананов в российские регионы ведет к дальнейшему дроблению рынка, поддерживая тенденцию разнообразия поставок.
Внимание к региональному потребителю совмещается с другой тенденцией – увеличению ассортимента внутри категории. Все чаще на прилавках России стали появляться красные бананы, более капризные в плане транспортировки, но привлекающие потребителя своей новизной. Сахарные карликовые бананы, или бэби-бананы, также можно найти в российских магазинах, а иногда – даже яблочные бананы. Российские импортеры и иностранные экспортеры продукции ищут неординарные способы привлечь внимание потребителя и вызвать интерес к своему продукту. Они экспериментируют с новыми сортами, ищут дополнительные рынки сбыта, прежде всего, в регионах, внедряют маркетинговые кампании. Например, популяризация нестандартных вариантов потребления бананов в десертах и коктейлях призвана и летом поддержать внимание российского покупателя к фрукту, который до этого считался атрибутом холодного времени года.
На банановом рынке настало время интересных маркетинговых кампаний и некрупных игроков, но при этом традиционные налаженные контакты с поставщиками и отстроенные логистические цепочки не теряют своей значимости.Источник
Статья добавлена Pavel_Mal 10.07.2013 11:37
Впрочем, колебания спроса на этот продукт в связи со сменой времени года не отменяют того факта, что российские потребители давно и охотно вносят разнообразие в свое меню бананами.
Интересно, что в Советский Союз бананы начали поставлять в середине 50-х. Дефицитный продукт пользовался высоким спросом. Правда, в то время ни о каких камерах газации не шла речь, бананы в лучшем случае зрели несколько недель на складе, а чаще — выбрасывались на прилавки зелеными. Подобный "полуфабрикат" покупателю необходимо было на немалый срок поместить в теплое сухое место — их держали на антресолях, в духовках, под кроватями и даже в валенках.
Тем не менее, подобные сложности не помешали бананам завоевать популярность среди советского потребителя. На рынке периодически появлялись фрукты от эквадорских, кубинских, вьетнамских, китайских поставщиков, как свежие, так и вяленые.
На сегодняшний день конкуренцию бананам среди импортируемых в страну фруктов составляют в первую очередь яблоки и цитрусовые. По данным Федеральной Таможенной службы России, на первом месте по объему импорта стоят цитрусы, суммарно по мандаринам, апельсинам, лимонам, грейпфрутам и прочим фруктам этой категории. Яблоки и бананы близки к ним по статистике ввоза за 2011-2012 годы. Массовые поставки недорогих польских яблок в сезоне 2012-2013 гг. привели к увеличению объема импорта в этой категории и перераспределению долей в объемах импорта тройки фруктовых лидеров. Но новый сезон покажет — сохранится эта тенденция или нет.
Как и у многих других импортируемых фруктов на российском рынке бананов присутствует сезонность поставок. По итогам 2011 и 2012 гг. сезонный спад, обычно связанный с присутствием на рынке местной продукции, наблюдался только в третьем квартале, в то время как в весенние месяцы объем импорта был сравним с пиковыми объемами поставок в конце года.
Экспортеры
Бананы выращивают практически во всех странах мира с влажным тропическим климатом. Около 90% импорта этих фруктов в Россию приходится на Эквадор, кроме того, их привозят из Коста-Рики, Филиппин, Колумбии и Китая. Существует достаточно устойчивая система связей между этими странами-экспортерами и фруктовыми рынками стран-потребителей. Так, самый большой в мире рынок потребления бананов в США традиционно снабжают Колумбия и Коста-Рика, а Филиппины связаны поставками преимущественно с Японией.
Россия, вошедшая в эту систему относительно недавно, уже приобрела устойчивые связи именно с эквадорскими поставщиками. Это одно из крупнейших в мире государств-экспортеров бананов, со своей спецификой подхода к данному вопросу. Производство бананов в Эквадоре считается одним из стратегических направлений экономики и тщательно регулируется государством, что накладывает определенные рамки на особенности работы и ценообразования. Например, Али Арджоманди (Ali Arjomandi), менеджер по закупкам компании Marhaba MTA General Trading, которая закупает фрукты во всем мире, но только начинает прямые поставки из Эквадора, признался в беседе с FruitNews: «Одна вещь стала для меня неожиданностью — то, как эквадорцы в общем и правительство Эквадора, в частности, регулируют торговлю бананами: то, как они все контролируют, постоянно проверяют, стремясь сделать так, чтобы все было по правилам, и чтобы фермерам хорошо заплатили. Для меня это является признаком профессиональной работы, позволяющей налаживать долгосрочные деловые связи».
Другие страны — поставщики бананов на мировой рынок, такие как Мексика, Коста-Рика, Панама не контролируют цены на государственном уровне, и ряду импортеров такой подход кажется более подходящим для развития рыночных отношений. Подобную точку зрения в беседе с FruitNews поддержали Андриус Керулис (Andrius Kerulis) и Артурас Спициус (Arturas Spycius) из литовской компании Augma. И все же сложность работы с Эквадором не отпугивает поставщиков, скорее, просто накладывает отпечаток на их работу.
Немаловажным фактором, определяющим лидирующую позицию Эквадора в поставках бананов на российский рынок, является более плотная структура фруктов и более длительный срок хранения у бананов из этой страны. Представители банановой отрасли Эквадора связывают данный факт с ровным и относительно мягким климатом без существенных перепадов температуры, характерным именно для этого региона. Для российского рынка с его удаленностью и большими территориями возможность длительного хранения и транспортировки имеет ключевое значение.
Тенденции
С другой стороны, с недавним уходом трех крупнейших игроков российского бананового рынка, которые во многом определяли структуру поставок и консолидировали рынок, растет не только количество российских импортеров бананов, но и разнообразие стран, из которых завозятся эти фрукты. Дополнительное влияние на эту тенденцию оказал рост доли контейнерных поставок на рынке бананов. Отсутствие необходимости в единовременной загрузке целого судна приводит к значительному снижению минимального входного «ценза» на банановом рынке. Возможность организации поставок небольшими партиями позволила некрупным импортерам принимать участие в формировании рынка, экспериментировать с видами продукции и источниками поставок, а также дала возможность прямого выхода на экспортный рынок отдельным фермерам из стран — поставщиков. А зависимость от транспортных, погодных, общественно-политических условий в странах, где сосредоточено производство бананов, порождает дополнительные риски и нестабильность бананового рынка.
В последние годы российский рынок бананов стабильно прирастал на 3%-5%. По оценкам специалистов, в последнее время российский потребитель переходит на более дорогие фрукты, и доля бананов в рационе наиболее обеспеченной части потребителей падает. Но общий рост потребления фруктов в России поддерживает рост объемов импорта бананов, хотя и меняет географию потребления. Смещение основных объемов потребления бананов в российские регионы ведет к дальнейшему дроблению рынка, поддерживая тенденцию разнообразия поставок.
Внимание к региональному потребителю совмещается с другой тенденцией – увеличению ассортимента внутри категории. Все чаще на прилавках России стали появляться красные бананы, более капризные в плане транспортировки, но привлекающие потребителя своей новизной. Сахарные карликовые бананы, или бэби-бананы, также можно найти в российских магазинах, а иногда – даже яблочные бананы. Российские импортеры и иностранные экспортеры продукции ищут неординарные способы привлечь внимание потребителя и вызвать интерес к своему продукту. Они экспериментируют с новыми сортами, ищут дополнительные рынки сбыта, прежде всего, в регионах, внедряют маркетинговые кампании. Например, популяризация нестандартных вариантов потребления бананов в десертах и коктейлях призвана и летом поддержать внимание российского покупателя к фрукту, который до этого считался атрибутом холодного времени года.
На банановом рынке настало время интересных маркетинговых кампаний и некрупных игроков, но при этом традиционные налаженные контакты с поставщиками и отстроенные логистические цепочки не теряют своей значимости.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
10.07.2013 11:37