Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Соучредитель Союза квасоваров России, рассказал о ситуации на рынке кваса
#1
С началом лета на рынке прохладительных напитков наметилось оживление. Для производителей кваса, который остается любимым летним напитком россиян, наступает высокий сезон. О подготовке компаний к наступающему квасному сезону, об особенностях этого сезона рассказывает соучредитель Союза квасоваров России Андрей Манский.
Какова сейчас ситуация на рынке кваса?
Андрей Манский: В 2012 году рынок кваса практически не изменился и даже немного сократился, если говорить о Петербурге и Москве, чему причиной довольно прохладное лето. Однако весьма прилично вырос спрос на Урале и в Сибири, где лето, напротив, выдалось жаркое. До сих пор мы находимся в процессе коррекции после аномально знойного лета 2010 года, когда объемы продаж кваса по стране выросли сразу почти на 60%. Случившееся затем падение понемногу отыгрывается. В целом к 2009 году рост рынка составил уже 12, 4%. И по итогам этого года, я думаю, мы также увидим небольшое увеличение — на уровне 4-5%.
Сейчас все участники рынка готовятся к приближению квасного сезона. Не секрет, что квас — наиболее сезонная категория из всех прохладительных напитков, известных в нашей стране. Это означает, что продажи в пиковые летние месяцы превышают продажи зимой больше чем в 10 раз. Как правило, спрос возрастает мгновенно, и угадать, когда именно это случится, невозможно. Поэтому производители готовятся заранее. Уже в январе крупные компании закупают сырье и начинают производство. А в марте производятся первые отгрузки свежего кваса, который развозится по распределительным центрам и дистрибьюторам по всей стране, а также ставится на склады в крупных городах.
Для потребителей же начало сезона может варьироваться в диапазоне с середины мая до середины июня, когда может случиться резкий скачок спроса. И именно в этот момент торговые точки должны быть готовы его удовлетворить. Характерной особенностью последних лет стало расширение квасного ассортимента в сетях. Но сети, в отличие от обычных каналов сбыта через дистрибьюторов, не согласны содержать большие товарные запасы. Так что производителям приходится держать наготове нужный ассортимент кваса, с тем чтобы обеспечить вырастающий в разы спрос буквально в течение недели.
Что меняется с приходом на рынок крупных транснациональных компаний?
Андрей Манский: На рынке кваса продолжают доминировать российские производители. Но присутствие транснациональных компаний тоже заметно. Правда, свое производство кваса есть только у Carlsberg, на мощностях пивоваренного завода "Балтика". А два основных гиганта отрасли безалкогольных напитков — Coca Cola и Pepsi — используют копекинг — размещают заказы на производство кваса под своей торговой маркой на других предприятиях. Coca Cola работает с несколькими независимыми российскими пивоваренными заводами, а Pepsi разливает квас эксклюзивно на "Деке", известной своим флагманским брендом "Никола".
Так что в сегменте кваса сложилась уникальная для рынка напитков ситуация, когда лидерами остаются российские компании. В других отраслях доминируют западные корпорации — в пиве, воде и т.д. Интересна также тенденция увеличения числа небольших региональных игроков. Наряду с основной пятеркой практически во всех регионах появляются производители, которые выпускают локальные бренды и продают их в местных сетях.
Кто лидеры рынка? Как меняется ситуация?
Андрей Манский: Крупнейшим производителем кваса является компания "Дека", которая помимо своих квасных брендов производит квас для Pepsi, а также частные марки практически для всех федеральных сетей. Доля компании на рынке составляет около 38%. За ней следует завод "Очаково". В то же время, если сравнивать отдельные бренды, то крупнейшим является квас "Очаковский", а за ним идет квас "Никола". Во втором эшелоне ведется борьба между "Балтикой" и ее "Хлебным краем" и "Русским даром" от Pepsi.
Тенденцией последних лет стал рост производства частных марок в квасе. Дело в том, что для сетевой торговли очень важен потенциал продукта и любовь к нему потребителей. Сезонность кваса сети научились использовать как способ привлечь к себе внимание и заманить побольше покупателей летом. Делая специальные акции на квас в виде скидок или купонов, они надеются, что потребитель купит дополнительно что-то еще. Ведь посетитель не приходит только за квасом, он наполняет всю корзину. Так что сезонные товары очень выгодны сетям. Летом — квас, зимой — елочные игрушки.
Удается ли производителям преодолеть сезонность? Стали ли россияне охотнее пить квас зимой?
Андрей Манский: Пока что борьба с сезонностью не увенчалась успехом. 70 лет употребления кваса из бочек не могут пройти бесследно, и народ стойко ассоциирует квас с летом. А у лидеров рынка недостает желания и возможностей раскачивать несезонное потребление. Основные рекламные затраты приходятся на начало сезона.
Мы также отмечаем, что некоторые производители предпочитают отказываться от широких рекламных кампаний кваса, но выводят на рынок напитки других категорий, как сделала "Дека", выпустив семейство лимонадов с натуральным соком "ЛеСок". Это тоже одна из возможностей победить сезонность. У всех крупных компаний должна быть вторая нога. Квасной бизнес сложно сделать прибыльным круглый год. Почти полгода предприятие будет простаивать, если не загружать мощности чем-то еще. Поэтому приходится диверсифицировать бизнес, выпуская либо другие безалкогольные напитки, либо, например, пиво. Есть также и обратные примеры, когда квас становится дополнительным бизнесом, как в случае с хлебозаводами. Например, петербургский "Каравай" не так давно объявил, что будет разливать живой кваc, используя продукцию для производства хлеба.
В других случаях, скорее, можно говорить о сезонных проектах, когда рабочие набираются на лето под производство бочкового кваса, а не бутилированного. Здесь стоит быть внимательным. Все-таки время диктует современные гигиенические нормы. А квас из бочки традиционно производится в больших открытых чанах, где квасное сусло смешивается с обычной водопроводной водой, сахаром, дрожжами, а порой и с мелкими и крупными грызунами (такие случаи, поверьте, случаются) и бродит около суток. Лучше выпить домашний квас в проверенном ресторане. По крайней мере, будет кому предъявить претензии в случае расстройства желудка.
Появляются ли новые сорта?
Андрей Манский: История кваса насчитывает тысячу лет, но последние 985 из них квас в бутылки не наливали. Если раньше были сотни разновидностей кваса, то теперь произошла определенная стандартизация, и сортов не так много. Сохранить все разнообразие для широкого производства в бутылках невозможно. Однако, как уже отмечалось, сегодня в квасе, как и в пиве, появляются небольшие региональные игроки, которые приносят свой вкус. Открываются кулинарии, где продается свежий квас. Кроме того, попробовать домашний квас можно в ресторане или кафе, которые экспериментируют с разными вкусами. Конечно, крупные игроки следят за тенденциями и тоже вводят новые сорта, но при этом в бутылке, которая наверняка доедет до потребителя.
В СССР нас приучали к стандартному квасу. Однако есть и региональные особенности: на юге пьют белый квас, как любят и белый хлеб. А в центральной части и Сибири — темный квас, который больше распространен сегодня. Возможно, когда-нибудь появится и белый квас в бутылке.Источник
Статья добавлена Pavel_Mal 11.06.2013 10:48
Какова сейчас ситуация на рынке кваса?
Андрей Манский: В 2012 году рынок кваса практически не изменился и даже немного сократился, если говорить о Петербурге и Москве, чему причиной довольно прохладное лето. Однако весьма прилично вырос спрос на Урале и в Сибири, где лето, напротив, выдалось жаркое. До сих пор мы находимся в процессе коррекции после аномально знойного лета 2010 года, когда объемы продаж кваса по стране выросли сразу почти на 60%. Случившееся затем падение понемногу отыгрывается. В целом к 2009 году рост рынка составил уже 12, 4%. И по итогам этого года, я думаю, мы также увидим небольшое увеличение — на уровне 4-5%.
Сейчас все участники рынка готовятся к приближению квасного сезона. Не секрет, что квас — наиболее сезонная категория из всех прохладительных напитков, известных в нашей стране. Это означает, что продажи в пиковые летние месяцы превышают продажи зимой больше чем в 10 раз. Как правило, спрос возрастает мгновенно, и угадать, когда именно это случится, невозможно. Поэтому производители готовятся заранее. Уже в январе крупные компании закупают сырье и начинают производство. А в марте производятся первые отгрузки свежего кваса, который развозится по распределительным центрам и дистрибьюторам по всей стране, а также ставится на склады в крупных городах.
Для потребителей же начало сезона может варьироваться в диапазоне с середины мая до середины июня, когда может случиться резкий скачок спроса. И именно в этот момент торговые точки должны быть готовы его удовлетворить. Характерной особенностью последних лет стало расширение квасного ассортимента в сетях. Но сети, в отличие от обычных каналов сбыта через дистрибьюторов, не согласны содержать большие товарные запасы. Так что производителям приходится держать наготове нужный ассортимент кваса, с тем чтобы обеспечить вырастающий в разы спрос буквально в течение недели.
Что меняется с приходом на рынок крупных транснациональных компаний?
Андрей Манский: На рынке кваса продолжают доминировать российские производители. Но присутствие транснациональных компаний тоже заметно. Правда, свое производство кваса есть только у Carlsberg, на мощностях пивоваренного завода "Балтика". А два основных гиганта отрасли безалкогольных напитков — Coca Cola и Pepsi — используют копекинг — размещают заказы на производство кваса под своей торговой маркой на других предприятиях. Coca Cola работает с несколькими независимыми российскими пивоваренными заводами, а Pepsi разливает квас эксклюзивно на "Деке", известной своим флагманским брендом "Никола".
Так что в сегменте кваса сложилась уникальная для рынка напитков ситуация, когда лидерами остаются российские компании. В других отраслях доминируют западные корпорации — в пиве, воде и т.д. Интересна также тенденция увеличения числа небольших региональных игроков. Наряду с основной пятеркой практически во всех регионах появляются производители, которые выпускают локальные бренды и продают их в местных сетях.
Кто лидеры рынка? Как меняется ситуация?
Андрей Манский: Крупнейшим производителем кваса является компания "Дека", которая помимо своих квасных брендов производит квас для Pepsi, а также частные марки практически для всех федеральных сетей. Доля компании на рынке составляет около 38%. За ней следует завод "Очаково". В то же время, если сравнивать отдельные бренды, то крупнейшим является квас "Очаковский", а за ним идет квас "Никола". Во втором эшелоне ведется борьба между "Балтикой" и ее "Хлебным краем" и "Русским даром" от Pepsi.
Тенденцией последних лет стал рост производства частных марок в квасе. Дело в том, что для сетевой торговли очень важен потенциал продукта и любовь к нему потребителей. Сезонность кваса сети научились использовать как способ привлечь к себе внимание и заманить побольше покупателей летом. Делая специальные акции на квас в виде скидок или купонов, они надеются, что потребитель купит дополнительно что-то еще. Ведь посетитель не приходит только за квасом, он наполняет всю корзину. Так что сезонные товары очень выгодны сетям. Летом — квас, зимой — елочные игрушки.
Удается ли производителям преодолеть сезонность? Стали ли россияне охотнее пить квас зимой?
Андрей Манский: Пока что борьба с сезонностью не увенчалась успехом. 70 лет употребления кваса из бочек не могут пройти бесследно, и народ стойко ассоциирует квас с летом. А у лидеров рынка недостает желания и возможностей раскачивать несезонное потребление. Основные рекламные затраты приходятся на начало сезона.
Мы также отмечаем, что некоторые производители предпочитают отказываться от широких рекламных кампаний кваса, но выводят на рынок напитки других категорий, как сделала "Дека", выпустив семейство лимонадов с натуральным соком "ЛеСок". Это тоже одна из возможностей победить сезонность. У всех крупных компаний должна быть вторая нога. Квасной бизнес сложно сделать прибыльным круглый год. Почти полгода предприятие будет простаивать, если не загружать мощности чем-то еще. Поэтому приходится диверсифицировать бизнес, выпуская либо другие безалкогольные напитки, либо, например, пиво. Есть также и обратные примеры, когда квас становится дополнительным бизнесом, как в случае с хлебозаводами. Например, петербургский "Каравай" не так давно объявил, что будет разливать живой кваc, используя продукцию для производства хлеба.
В других случаях, скорее, можно говорить о сезонных проектах, когда рабочие набираются на лето под производство бочкового кваса, а не бутилированного. Здесь стоит быть внимательным. Все-таки время диктует современные гигиенические нормы. А квас из бочки традиционно производится в больших открытых чанах, где квасное сусло смешивается с обычной водопроводной водой, сахаром, дрожжами, а порой и с мелкими и крупными грызунами (такие случаи, поверьте, случаются) и бродит около суток. Лучше выпить домашний квас в проверенном ресторане. По крайней мере, будет кому предъявить претензии в случае расстройства желудка.
Появляются ли новые сорта?
Андрей Манский: История кваса насчитывает тысячу лет, но последние 985 из них квас в бутылки не наливали. Если раньше были сотни разновидностей кваса, то теперь произошла определенная стандартизация, и сортов не так много. Сохранить все разнообразие для широкого производства в бутылках невозможно. Однако, как уже отмечалось, сегодня в квасе, как и в пиве, появляются небольшие региональные игроки, которые приносят свой вкус. Открываются кулинарии, где продается свежий квас. Кроме того, попробовать домашний квас можно в ресторане или кафе, которые экспериментируют с разными вкусами. Конечно, крупные игроки следят за тенденциями и тоже вводят новые сорта, но при этом в бутылке, которая наверняка доедет до потребителя.
В СССР нас приучали к стандартному квасу. Однако есть и региональные особенности: на юге пьют белый квас, как любят и белый хлеб. А в центральной части и Сибири — темный квас, который больше распространен сегодня. Возможно, когда-нибудь появится и белый квас в бутылке.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
11.06.2013 10:48