#1
Крупнейшая в Новосибирске сеть супермаркетов скупает лучшие площадки под новые магазины, собирая ворох претензий к качеству товаров и персоналу

В мае 2013 года сеть супермаркетов «Мария-Ра», основанная новоиспеченным участником списка Forbes барнаульцем Александром Ракшиным, приобрела в Новосибирске очередное помещение под продуктовый магазин в формате «у дома». Число новосибирских магазинов сети тем временем перевалило за 50, а их работа успела собрать массу претензий от покупателей. Корреспондент НГС.БИЗНЕС выяснила у экспертов и игроков рынка, в чем секрет успеха алтайской компании, а также почему этого и других ритейлеров в формате «у дома» не слишком заботит соблюдение прав потребителей.

Захватнические настроения

На майских муниципальных торгах барнаульская сеть супермаркетов «Мария-Ра» приобрела свободную от арендаторов площадку недалеко от площади Калинина на ул. Дуси Ковальчук, 177. За помещение площадью 687, 5 кв. м компания выразила готовность заплатить 66, 058 млн руб. при стартовых 45, 6 млн, свидетельствует протокол об итогах аукциона.

Всего с начала года сеть приняла участие в 4 муниципальных торгах с привлекательными для ритейлера помещениями — на оживленных магистралях левого и правого берега площадью в несколько сотен квадратных метров. В конце апреля «Марии-Ра» удалось оставить за собой уже арендованную под супермаркет площадку по адресу ул. Широкая, 5, предложив 26 млн руб. за выкуп права собственности. Незадолго до этого компания проиграла новосибирскому «Каскаду» (специализируется на сдаче в аренду своей недвижимости) в борьбе за площадку на Красном проспекте, 13 площадью 345, 4 кв. м. Помещение находится в аренде у ООО «Капитал» до 2016 года, сейчас здесь работает «Универсам удачных покупок» группы компаний «Новые торговые системы» (НТС). Помещение за время торгов подорожало более чем вдвое и отошло «Каскаду» за 114, 92 млн руб. «Мария-Ра» боролась за площадку до последнего, остановившись на предложении в 112, 769 млн руб.

В Новосибирске сеть супермаркетов барнаульского ритейлера, специализирующегося на формате «у дома», достигла уже 55 магазинов (больше любой сети конкурентов), свидетельствуют данные справочника 2ГИС. В новосибирском филиале компании просьбу НГС.БИЗНЕС оценить прирост торговых площадей сети в городе за последний год оставили без ответа. Ранее «Мария-Ра» сообщала, что в 2012 году открыла 131 магазин, освоив 45 новых населенных пунктов Западной Сибири. Активная экспансия принесла ритейлеру рост выручки по итогам года на 32, 7 % — до 40, 8 млрд руб, а основателю и гендиректору сети — 62-летнему барнаульцу Александру Ракшину — позволила впервые попасть в рейтинг журнала Forbes богатейших бизнесменов России. Авторы рейтинга оценили состояние бизнесмена в 700 млн долларов и поставили его на 148-е место из 200.

Представители сетей, конкурирующих с «Марией-Ра» в сегменте «у дома», ставят освоение новых площадок превыше всего и потому в политике экстенсивного развития ритейлера видят только плюсы. «Мне не кажется, что они ведут какую-то рискованную политику. Да, покупают. Да, дорого. Но если у компании есть свободные средства, почему бы не покупать — действительно хорошие точки», — комментирует стратегию барнаульцев директор по корпоративному управлению группы НТС Александр Агеев. «Действительно, они больше всех открывают магазинов», — говорит директор активно осваивающей Новосибирск томской сети «Ярче! » Александр Фоминцев, отмечая, что хорошие места в городе «в значительной степени уже заняты».

Ассортимент неважный


Место каждой сети на данном рынке анализировать очень легко — оно соотносится с числом и площадью магазинов, рассказывает директор исследовательской компании BCGroup Юлия Мосина. «По сути, потребительские предпочтения на данном рынке играют второстепенную роль — грубо говоря, какой магазин занял помещение, в такой люди и ходят», — поясняет эксперт. По оценкам BCGroup, лидерами новосибирского сегмента «у дома» сейчас являются, помимо «Марии-Ра», «Универсам удачных покупок», «Холидей» и «Горожанка». При этом ассортимент «Марии-Ра» тяготеет к формату дискаунтера. «У «Марии-Ра» в Новосибирске позиционирование представителя экономичного формата: низкие цены, ограниченный ассортимент», — отмечает Юлия Мосина.

Финансовый успех «Марии-Ра» резко диссонирует с потоком претензий к ассортименту, а также к обслуживанию в супермаркетах сети со стороны не стесняющихся в выражениях покупателей, с которым корреспондент НГС.БИЗНЕС ознакомилась на сервисе отзывов о компаниях Новосибирска Flamp. В частности, новосибирцы жалуются на просроченные продукты и очереди на кассах.

« потребители вынуждены выбирать из имеющегося, даже если недовольны ассортиментом и ценами», — напоминает о причинах парадоксального успеха компании Юлия Мосина. Александр Агеев никакого парадокса здесь не видит, считая, что жалуется в основном «не целевая аудитория для этого магазина». «Если ты привык к ассортименту, скажем, «Бахетле», то при попадании в магазин у дома класса «Мария-Ра», естественно, у тебя возникает какой-то диссонанс», — рассуждает представитель НТС.

Исправляться смысла нет

В апреле 2012 года активист организации «Гражданский патруль», участвовавший в проверке качества продуктов в «Марии-Ра» на ул. Бориса Богаткова, 248, в ходе конфликта с женщиной-администратором получил по голове стеклянной банкой с хренодером. По словам председателя попечительского совета «Гражданского патруля» Ростислава Антонова, пострадавший активист простил прослезившуюся на суде женщину и дело закрыли за примирением сторон. Официальных извинений за инцидент компания активисту не принесла, знает Антонов. В самой компании вопросы НГС.БИЗНЕС о том, как сеть реагирует на претензии покупателей, не прокомментировали.

Ростислав Антонов добавляет, что «Марию-Ра» не стоит считать примером исключительного пренебрежения правами потребителей. «В любой магазин вы зайдете — все равно вы найдете какое-то нарушение закона о защите прав потребителей. Те магазинчики, павильончики в формате «у дома», которые сталкиваются с очень жесткой конкуренцией, и вынуждены себя так вести», — говорит общественник.

Бич всех продуктовых ритейлеров — это просроченная продукция, считает исполнительный директор новосибирского общественного Фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов. Исправлять ситуацию у сетей нет никакой мотивации. «Это связано с неразвитым гражданским обществом и минимальными санкциями », — рассуждает эксперт.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
22.05.2013 04:44

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение