#1
Заявления министра экономразвития о том, что в росте цен виноваты сами покупатели, как минимум неполно отражает российскую экономическую действительность, считает Анна Каледина экономический обозреватель РИА Новости.

Наконец-то экономические власти нашли виновников всех потребительских бед. В частности, вывели на чистую воду провокаторов высоких цен и ставок по кредитам. Выясняется, что за все в ответе мы сами.

Не покупай отечественное?

"Стоимость товаров в России так высока, потому что у нас такая торговая культура. Наш покупатель, к сожалению, привык к таким ценам. И это позволяет продавцам и посредникам накручивать маржу, которая иногда измеряется в сотнях процентов", — сказал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов в опубликованном в среду интервью "МК".

По его мнению, это даже жадностью продавцов нельзя назвать. Скорей, правильным расчетом, поскольку грех не воспользоваться тем, что люди готовы переплачивать. Министр уверен, что проблема не в экономической реальности, а в отношении населения к деньгам. К примеру, богатые россияне уже давно не покупают ничего в России, поскольку за границей качественней и дешевле. Следуя логике министра, если бы так поступал каждый гражданин, то цены бы у нас снизились.
Но, увы, находятся еще отдельные ленивые и нелюбопытные граждане, которые или не могут выезжать на шоппинг за рубеж или не ходят на Западе по магазинам. В итоге портится вся картина с инфляцией.

Но выход есть, не сомневается Андрей Белоусов. Постепенно иностранные компании развернут у нас производство, а этот процесс мы уже наблюдаем. При этом перед российскими предпринимателями стоит задача увеличения производительности труда. Если все пойдет успешно, то лет через пять стоимость товаров у нас в стране сравнится с Европой.

Кстати, как полагает министр, нельзя снять ответственность с населения и за высокие ставки по кредитам.

По его мнению, это частично связано с теми самыми "особенностями менталитета нашего населения". "Когда экономика страны начала восстанавливаться после кризиса, зарплаты стали расти. И люди кинулись брать кредиты под 20-25%. У нас народ такой: любит рискнуть — и на дорогах, и в области личных финансов. Естественно, это простимулировало рост процентных ставок", — поделился своим видением проблемы Андрей Белоусов.

Стоит ли тут напоминать, что ставки по розничным кредитам у нас в стране не были низкими и до кризиса? Самый массовый вид — экспресс-займы — всегда отличался невысокой степенью гуманизма. Кредиты под 70% годовых были весьма распространенным явлением. Правда, министр признал, что вина граждан тут частичная, заметив, что после кризиса Центробанк подстраховывается и сохраняет слишком высокие ставки при кредитовании банков. Стоит снизить — и тут же экономика начнет оживать.

Цель — на инфляцию

Ровно ту же тему — кредитных ставок и причин роста цен — во вторник поднимала Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме во время утверждения ее на пост главы ЦБ. Ведь Центробанк в последнее время только ленивые не обвиняли в искусственном сдерживании денежного предложения. Что не позволяет экономике развиваться, а цены все равно не сдерживает.

"Проблемой доступности кредитов нужно заниматься. Она обусловлена многими факторами. Но я далека от мысли, что административным снижением процентных ставок по кредитам мы получим экономический рост. Базой для снижения процентных ставок по кредитам является снижение инфляции", — отвергла приоритет монетарного фактора в качестве драйвера экономики госпожа Набиуллина.

Чем продемонстрировала свою решимость не поддаваться давлению тех, кто требует снизить ставки якобы на благо экономики. Она подчеркнула также, что и дальше основной задачей ЦБ будет снижение инфляции. В недалекой перспективе — до 3-4%. Но в этом году пока в качестве цели установлены 6%.

"Будем стараться", — подчеркнула будущая глава ЦБ, добавив, что многое зависит от ряда факторов, которые будут действовать во втором полугодии. Ведь инфляция, как абсолютно верно сказала Набиуллина, носит не только монетарный характер, но и зависит от уровня тарифов естественных монополий, от продовольственных цен.

Знаете, бывает такое, когда вроде все слова знакомые, все предложения правильные, а смысл все равно не проясняется. Если перед Центробанком стоит задача сдержать инфляцию на определенном уровне, но многие факторы (можно смело сказать — даже большинство) находятся вне поля компетенции ЦБ, то каким образом он может ставить перед собой цели? Или может, но заранее неисполнимые? И это уже больше похоже не на нормальное таргетирование и планирование, а на игру в рулетку, где вместо "красного" или "черного" играет другая ставка — впишемся или не впишемся в прогноз.

Проблема, мне кажется, не столько в высоком уровне инфляции, сколько в ее непредсказуемости. По пальцам руки можно пересчитать годы, когда правительству удалось сдержать взятые обязательства. И объяснения всегда однотипные, похоже, заученные наизусть.

Например, у нас очень любят в качестве основной беды назвать неурожай. Но ведь на основании данных о погоде, посевах и т.д. существует возможность прогнозировать эту неприятность. Пусть и не со стопроцентной вероятностью. И закладывать эти риски, пытаясь профилактически нивелировать их последствия.

При этом непредсказуемая инфляция уже сама по себя является поводом для ее дальнейшего роста. Ведь люди не хотят сберегать деньги. А какой смысл, если все равно не удается заработать при помощи большинства инвестиционных инструментов? Зато охотно берут кредиты и тратят, чтобы хоть как-то опередить рост цен.

Так что, если и есть вклад населения в инфляцию, то он лежит не в плоскости психологии и отношения к деньгам.

"Не колбаса вас губит"

Вот простой бытовой пример, который свидетельствует о том, что, вопреки мнению Белоусова, население наше переплачивать не любит. В одном из сетевых магазинов рядом с моим домом ежедневно проводятся акции весьма простого свойства — берут пару товаров и резко снижают на них цену. Опущу причины этого маркетингового хода, но заметила, что многие люди, особенно, как догадываетесь, старшего возраста, ходят в магазин исключительно за товарами "по акции".

Еще одно наблюдение из жизни — опять же рядом с домом открылась небольшая лавочка, в которой продают мясо, колбасы и прочие продукты из Краснодарского края. Качество лучше магазинного, а стоимость чуть (именно не намного) ниже. Так народная тропа быстро развернулась в лавочку от сетевых магазинов. Тот же эффект производят и ярмарки выходного дня, куда привозят товары сами фермеры.

Процесс окультуривания торговли привел к тому, что производители и потребители отлучены друг от друга. А торговля строится по принципу олигополии. Несколько холдингов захватили рынок и создали замкнутую систему.

Зачастую продавец выступает и сам себе поставщиком, причем прогоняя товар через целую цепочку аффилированных структур, каждая из которых прибавляет проценты в торговую наценку. Возможно, именно поэтому закон о торговле, который так долго обсуждали и принимали, не очень работает. Ведь, по сути, он призван урегулировать отношения между поставщиком и продавцом.

Помнится, перед принятием закона о торговле, Владимир Путин, бывший тогда премьером, внезапно перенес заседание правительства из Белого дома в один из сетевых магазинов в "Крылатском". И устроил там образцово-показательный разнос ретейлерам за 120-процентную надбавку за мясо. Снизим, пообещал представитель торгового холдинга. И посетовал, что вечно их губит колбаса. "Это не колбаса вас губит", — заметил Путин.

Жадность торговцев, и готовность покупателей платить, как заключил Белоусова. В общем, ничего за это время не изменилось. Но бороться нужно не с цифрой, которая обозначает торговую наценку, а с системой.

Давно известен весь набор факторов, которые влияют на инфляцию (начиная от монополизма, заканчивая коррупцией), равно как и методы эффективной борьбы с ней. Например, увеличение доли сбережений в доходах людей. Кстати, это бы и на экономику работало. Но только высокий уровень рисков и доходность, которую съедает та же инфляция, на инвестиции людей не мотивируют.

Вот и получается, что все всё знают, но делают вид, что отношения к этому не имеют. Власти говорят, что будут бороться с инфляцией монетарными методами, хотя они не действуют, да еще и воспитывать народ, чтобы не переплачивал. Или хотя бы с жадными торговцами, которые и не жадные к тому же, а расчетливые, поскольку почему же не обвести вокруг пальца человека, если он сам расплачиваться рад?добавлено через 2 минуты 31 секунду
MOZG написал(а):

Андрей Белоусов


и такие люди сидят и думают за нас. кто то еще считает что он как минимум дилетант?
И самое страшное будет если окажется что он и сам свято верит в то что говорит(((Источник Статья добавлена MOZG
12.04.2013 05:55
    #2
    12.04.2013 06:15
    Откуда: Новосибирск
    Сообщений: 26162
    Карма: 25.63
    MOZG написал(а):

    что за все в ответе мы сами


    чето он забыл добавить про настойчивые просьбы населения повысить тарифы на ЖКХ, электричество, газ, транспорт, бензин, % по кредитам и на что там еще.
    а давайте им весь прогноз по инфляции нарушим! еще попросим тарифы на все поднять.
        #3
        12.04.2013 06:18
        Откуда: Сочи
        Сообщений: 36162
        Карма: 125.94
        grezki написал(а):

        а давайте им весь прогноз по инфляции нарушим! еще попросим тарифы на все поднять.


        grezki, поздно, я уже попросила.
            #4
            12.04.2013 06:20
            Откуда: Омск
            Сообщений: 39138
            Карма: 88.56
            grezki написал(а):

            еще попросим тарифы на все поднять.


            grezki, да зачем, судя по его логике, нам просто нужно начать неглядя счета оплачивать по ЖКХ. вообще не глядя. а лучше с переплатой. чтоб они увидев нашу щедрость начали сами понимать.
                #5
                12.04.2013 06:20
                Откуда: Рязань
                Сообщений: 3044
                Карма: 4.57
                Nadina написал(а):

                поздно, я уже попросила.


                Вот оказывается кто виноват))))
                    #6
                    16.04.2013 10:50
                    Откуда: Санкт-Петербург
                    Сообщений: 108
                    Карма: 1.2
                    медиа маркеты приведут нас, как американцев к потреблению фастфудовского говна, добавлено через 19 минут 15 секундне читал эту статью, но если так министра этого гнать поганой метлой

                        Информация

                        Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

                        Прямой эфир



                        FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение