• Главная » 
  • Статьи » 
  • Жизнь и смерть «молочной империи»: версия главы минсельхоза Татарстана
#1
Вчера глава минсельхоза РТ Марат Ахметов выступил на заседании Госсовета РТ и наконец-то проинформировал депутатов о положении дел в крупнейшем агрохолдинге республики — ОАО «ВАМИН-Татарстан».

Министр в сочувственных тонах описал крушение империи сенатора от РТ, главной причиной которого, по его мнению, стала не столько чрезмерная закредитованность «ВАМИНа», а засуха и… отзывчивость Мингазова на просьбы районных глав. Тем временем депутаты будут требовать, чтобы Вагиз Мингазов отчитался в Госсовете лично.

Многие из вас знают, что крупные холдинги пришли в сельское хозяйство в начале 2000-х годов, когда в результате проводимых по стране непродуманных, спешных реформ сельское хозяйство оказалось в сложнейшем положении. Именно в те годы в стране было выведено из оборота более 40 миллионов гектаров сельхозугодий. И у нас в республике, хотя реформирование проводилось более взвешенно, с приоритетной бюджетной поддержкой, под угрозой забрасывания оказался почти один миллион гектар.

В этих сложившихся условиях, по словам Ахметова, руководство республики «попросило крупные наши компании поддержать сельчан инвестициями».
- Ими за прошедшее десятилетие вложено в развитие сельхозпроизводства и его инфраструктуры более 150 миллиардов рублей, построены самые современные мегафермы, предприятия хранения, переработки, обновлены основные фонды. В итоге произошла значительная модернизация всей сельской экономики, — рассказал министр.

«ВАМИН» ВЛОЖИЛ В СВОЕ РАЗВИТИЕ 37 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ, ПОЛОВИНА ИЗ КОТОРЫХ – КРЕДИТЫ

По словам Ахметова, компания «ВАМИН-Татарстан» которая занималась заготовкой и переработкой молока, создала «по просьбе президента и глав районов» на базе проблемных, обанкротившихся хозяйств в 13 районах 27 агроферм на площади 450 тыс. га, «оснастив их высокопроизводительной техникой и сельхозмашинами».

- Компания провела на более чем 12 миллиардов рублей реконструкцию почти 200 животноводческих ферм и объектов на 140 тысяч голов крупного рогатого скота, в том числе 44 тысячи дойных коров – это рост в 1, 6 раза, довели надои молока до 20 процентов от республиканского. Параллельно модернизированы 28 молочных комбинатов, в три раза увеличился ассортимент выпускаемой продукции – сейчас 180 наименований. Также были в разной степени реконструированы 10 хлебоприемных предприятий и ряд других технических сервисных предприятий. В целом общество вложило в свое развитие 37 миллиардов рублей, половина из которых – кредиты, в том числе значительная их часть – через личное поручительство (! ) руководства компании, — продолжал рассказывать министр, явно сопереживая участи, постигшей империю Вагиза Мингазова.

КОМПАНИЯ, КАК ПОКАЗАЛА ЖИЗНЬ, ОКАЗАЛАСЬ ИЗЛИШНЕ КРУПНОЙ

Однако «на динамичное развитие компании», по мнению Марата Готовича, «сильно повлиял финансовый кризис 2008 года и далее три засушливых земледельческих года, особенно аномальный по засухе 2010 год».

- Но и тогда ценой больших финансовых затрат было сохранено поголовье скота, дойного стада, хотя пришлось ввозить корма в радиусе 1 тысячи километров, когда стоимость килограмма грубых и сочных кормов сравнялась с зернофуражом и доходила до 8 рублей за килограмм. Между прочим, в те засушливые годы компании, которые специализировались на молочном производстве, больше всех пострадали, — отметил министр.

«ВАМИН», «как показала жизнь, оказался излишне крупным», заявил Ахметов и довольно неожиданно переложил вину за это на районных глав: «Не без причастия глав муниципальных районов, которые не переставали окучивать «ВАМИН» своими проблемными хозяйствами».
- И такая компания оказалась сложной для обеспечения эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью. Этот фактор тоже в какой-то степени усложнил ситуацию, — заявил он.

НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕДУРА ВОЗВРАТА ВЫВЕДЕННОГО ИМУЩЕСТВА, НА КОТОРОЕ УЖЕ НАЛОЖЕН АРЕСТ

Но особенно засуха (здесь министр сделал акцент) серьезно подорвала финансовую устойчивость «ВАМИНа». Кредиторская задолженность достигла до 19 млрд. рублей, в том числе кредиты банков более чем на 12 миллиардов. Кроме того, еще миллиард по лизинговому соглашению, остальное – это поставщики и подрядчики.

- Поэтому начались проблемы с обслуживанием кредита, появилась просроченная задолженность. А с весны прошлого года компания перестала их обслуживать. И в октябре прошлого года банком ВТБ было инициировано введение внешнего наблюдения. Долги компании перед этим банком составляли тогда 426 миллионов рублей, — уточнил Ахметов, выступая перед депутатами Госсовета РТ, и сочувственно произнес. — К сожалению, финансового оздоровления за тот период не произошло…

По словам министра, 13 марта решением Арбитражного суда на «ВАМИНе» было введено конкурсное производство. «Конкурсный управляющий Сергей Витальевич Кондратьев сейчас проводит инвентаризацию всего имущества для определения конкурсной массы. И начинается процедура возврата выведенного имущества, на которое уже наложен арест. Все это делается в рамках федерального закона о несостоятельности», — отметил Ахметов.

ПОСЕВНАЯ КАМПАНИЯ БУДЕТ ПРОВЕДЕНА


Впрочем, приведенный выше рассказ министра не добавляет ничего нового к известной картине положения дел в агроимперии Мингазова. Однако то, что Ахметов сказал далее, совершенно не вписывается в ту «картину битвы» за «ВАМИН», которую дают кредиторы, конкурсный управляющий и новое руководство холдинга.

- Несмотря на это, за прошедший период и до настоящего времени обеспечивалась стабильность производственно-хозяйственной деятельности агрохолдинга. Сохранены активы и имущество (а как же вывод молокозаводов?), не допущено снижение поголовья, на своих агрофирмах компания и сейчас ежедневно производит около 400 тонн молока. Есть позитивные подвижки и по зарплате работников, сегодня обеспечивается текущая оплата, причем деньгами идет постепенное погашение просрочки, — объединил министр прошлое и настоящее агрохолдинга в одну фразу.

По словам Ахметова, одна из основных задач сейчас – это обеспечить дальнейшую сохранность имущества, поголовья скота, рабочих мест, подготовиться к проведению весенне-полевых работ. «Для успешного их проведения требуется почти один миллиард рублей (столько же, скольковсем фермерам Татарстана – прим. ред.). На половину из этого у компании ресурсы есть, включая бюджетные. Также прорабатывается вопрос по другой части необходимых ресурсов за счет внебюджетных источников, приобретение ресурсов отсрочки платежа под будущий урожай», — заявил министр.

- Сегодня у менеджмента общества растерянности нет. С учетом возможной поддержки посевная кампания будет проведена. А успешность посевной – это не только вопрос эффективности использования 400 тысяч гектаров земли республики, возможности финансового оздоровления компании, но и занятости 20 тысяч работников, благополучия их семей, а по большому (счету), социального самочувствия наших сельчан, — заключил Ахметов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНО БЫЛО ПОДПИСАНИЕ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ


Глава минсельхоза РТ очередной раз заявил о возможном разделении компании на несколько более мелких хозяйств. «В средствах массовой информации задаются вопросы о будущем компании. Конкурсным управляющим совместно с министерством разрабатываются варианты по реструктурированию новой компании, включая оптимизацию деятельности молокоперерабатывающих предприятий на базе «ВАМИН-Татарстан». Основная цель этого – чтобы она (компания) была управляемой, эффективной, а работники имели достойную мотивацию труда», — сказал министр.

Расчеты специалистов показывают, что оптимальная величина агрохолдингов – максимум 150 тыс. га и радиусом не более 100 км, отметил Ахметов. «Поэтому хотелось бы на базе «ВАМИН-Татарстан» увидеть вертикально интегрированные структуры и оперативно управляемые, — отметил Ахметов. — Хотя я и не исключаю и возможности развития по агрофермам в границах муниципальных районов».

Теоретически возможно было, конечно, подписание мирового соглашения с кредиторами путем переоценки имущества и работы с чистого листа, притом отдавая часть акций банкам-кредиторам. Но банки-кредиторы этот вариант не приняли, — рассказал Ахметов. Что интересно, именно об этом говорил и сам Мингазов. — Поэтому остается на данный момент вариант по реструктуризации компании по принципу конкурсного производства, но с учетом оптимальности его последующей производственно-хозяйственной деятельности.

На этом рассказ министра сельского хозяйства о положении дел на «ВАМИНе» депутатам Госсовета закончился. Отметим, что формат вопроса «Разное», в котором и был заявлен доклад Ахметова, в повестке дня не подразумевает вопросы депутатов и какие-либо прения. Хотя, очевидно, вопросов по агрохолдингу целая масса… Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к прокурору Татарстана Кафилю Амирову с просьбой оценить доклад, но и он вежливо отказался, отметив, что недостатки можно найти в любом докладе, а вопрос уж больно важный.

БУДЕМ ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ОТЧИТАЛСЯ САМ ЧЛЕН ВАГИЗ МИНГАЗОВ

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» оценили выступление Ахметова и ситуацию на «ВАМИНе».

Марат Хайруллин – депутат Госсовета:

- Обратите внимание, что доклад был помещен в повестке дня в раздел «Разное», а не был рассмотрен в рамках «Правительственного часа». В первом случае мы не можем задавать вопросы, во втором – можем. Фактически сегодня была только декларация о намерениях разрешить эту острейшую проблему. Нам сказали: руководство республики держит руку на пульсе, понимает всю сложность проблемы. Но как именно ее разрешить, сегодня мы не услышали. В этой части, конечно, полного удовлетворения нет. Очевидно, этот поиск сейчас идет.

Проблема шире, чем может показаться, и связана и с аграрной политикой государства, и ситуацией в сельском хозяйстве. Нормальных условий для развития не только агробизнеса, но и бизнеса в целом, нет.


Хафиз Миргалимов — лидер фракции КПРФ в Госсовете РТ:

- Ответом уважаемого мною министра сельского хозяйства мы не удовлетворены. Куда смотрело правительство? Аудиторы? Какова сумма активов в целом? И какова роль Мингазова? Сохранятся ли активы? Вопросов у нас осталось много. Я сегодня говорил на заседании Госсовета: направляя запросы, мы получаем отписки. Куда «испарилось» 60 тысяч тонн зерна. Это неприкосновенный запас, который, если не ошибаюсь, можно использовать только с разрешения президента.

Возможен ли отзыв сенатора? Если информация об участии Мингазова в руководстве компании подтвердится или появится какая-либо либо другая… Собирая с товарозаготовителей молоко по 6 — 7 рублей и продавая за 30, какой может быть убыток в 20 миллиардов? Ее никакими засухами и кризисами не объяснишь. Представленная сегодня информация промежуточная.

Будем добиваться, чтобы отчитался сам член Совета Федерации Вагиз Мингазов.

Рустем Ганеев — председатель совета директоров группы компаний «Консалтинг.Ру»:

- На мой взгляд, наиболее оптимальным является сохранение компании в прежнем виде. Конечно, с учетом политических, экономических и юридических аспектов. Насколько мне известно, у прежних акционеров ОАО «ВАМИН-Татарстан» есть четкий план действий по спасению предприятия (недавно была публикация в газете «Ведомости» от 20 марта 2013 года). Однако без согласования своих действий с кредиторами и руководством республики у прежних акционеров нет шансов на спасение предприятия. Хотя, на мой взгляд, плюсы единого предприятия очевидны.

Во-первых, это позволит сохранить единый комплекс предприятий, агрофирм, которые создавались не один год. Это достаточно большое количество активов, к тому же это налогоплательщики, которые долгие годы исправно платили налоги государству, проценты банкам и зарплату своим работникам.

Во-вторых, это позволит сохранить рабочие места для тысяч граждан республики без сложных процедур увольнения и приема на работу в новые компании.
В-третьих, это позволит сохранить единый узнаваемый бренд компании.

В-четвертых, не будет создан прецедент по ликвидации столь значимого для экономики России и Татарстана предприятия агропромышленного комплекса с оборотами более 20 миллиардов рублей в год по инициативе банков-кредиторов. Тем более что тяжелое экономическое положение сегодня практически у всех предприятий АПК.

Анна Мишутина — аналитик ИК «ФИНАМ»:

- На данном этапе довольно сложно давать какие-то однозначные прогнозы дальнейшего развития ситуации. Но, судя по текущему новостному фону, реструктуризация группы является сегодня одним из наиболее вероятных сценариев. Финансовое положение корпорации остается сложным, показатели рентабельности формируются на низком уровне, чистая маржа остается отрицательной — основное давление оказывает высокая долговая нагрузка. Конечно, стоит учитывать, что группа «ВАМИН» – системообразующая корпорация. Общая площадь сельхозугодий составляет более 400 тысяч гектаров, из них около 80 процентов приходится на пашню. Поголовье КРС составляет более 100 тысяч голов, дойное стадо – около 40 тысяч голов, поголовье свиней – более 80 тысяч голов. Группа входит в пятерку крупнейших производителей молочной продукции в стране, в совокупности на нее приходится около 3, 5 процентов рынка России. Численность персонала группы составляет более 20 тысяч человек, из которых почти 70 процентов заняты в сельском хозяйстве. Скорее всего, государство не откажется от его поддержки в том или ином виде.

Однако нельзя исключать возможной продажи части активов в счет погашения задолженности. Кроме того, полагаю, комплексная реструктуризация – например, в виде дробления на несколько отдельных крупных профильных компаний с целью их финансового оздоровления и повышения эффективности – вполне может быть реализована уже в ближайшее время.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
29.03.2013 04:09
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Жизнь и смерть «молочной империи»: версия главы минсельхоза Татарстана

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение