#1
Сергей Локтев, Генеральный директор SPAR Russia B.V, дал Retail.ru свое первое большое интервью прессе после своего назначения на эту должность. Представляем его вашему вниманию.

Сергей, добрый день. Для начала расскажите, что сегодня происходит в российском подразделении SPAR?

С. Локтев: Помимо того, что все страны SPAR отмечают 80-летний юбилей сети, в России 2012 год ознаменовался открытием первых двух гипермаркетов – в Челябинске и в Туле. Открытия прошли с большим успехом, и мы готовимся к запуску еще нескольких магазинов этого формата. До этого момента SPAR в России был представлен остальными тремя форматами – супермаркетами большой площади EUROSPAR, супермаркетами у дома SPAR и магазинами экспресс-обслуживания SPAR Express.

Еще одним важным событием для нас стал определенный рубеж, который мы покорили, войдя в десятку самых крупных продуктовых ритейлеров в России по результатам продаж 2011 г. В мае 2012 года компания Infoline опубликовала рейтинг лидеров российской розничной торговли, где SPAR находится на 9 месте. Учитывая наши темпы роста и присоединения партнеров по всей России, цифра оборота в 1 млрд. евро в год – далеко не предел, и скоро мы переместимся в этом рейтинге вверх.

Сергей, расскажите нашим читателям о бизнес-модели Spar в России. Многие считают, что SPAR работает по франчайзинговой модели, это так?

С. Локтев: Сеть SPAR не является франчайзинговой компанией, а представляет собой кооператив, или партнерство крупных компаний оптовой и розничной торговли и независимых предпринимателей. В 1932 году в Нидерландах Адриан ван Велл, талантливый бизнесмен, занимавшийся оптовой торговлей продуктами, ощутил необходимость сотрудничества между независимыми оптовыми компаниями и ритейлерами – в ответ на появление крупных торговых сетей в Европе. Концепция SPAR вскоре начала распространяться за пределами Голландии. В 1953 году была создана компания SPAR International, которая сегодня является владельцем товарного знака SPAR и выдает лицензии на использование и развитие бренда в любой стране мира. К 1959 году семья SPAR включала оптовых и розничных торговцев из 9 стран. В следующие 20 лет SPAR продолжал расширяться внутри Европы, но самое главное, он проник на новые континенты. В 1963 году создается SPAR Южная Африка, а в 1977 году – SPAR Япония. В течение последних 20 лет расширение SPAR шло особенно быстро – сеть появилась в Восточной Европе и Австралии. Совсем недавно SPAR открылся на Ближнем Востоке. В «семью» SPAR входят 37 стран на 4 континентах – в Европе, Азии, Африки и Австралии. Не стала исключением и Россия, куда SPAR пришел в 2000 г. На сегодняшний день лицензии на развитие сети SPAR выданы 11 компаниям – партнерам на территории 36 субъектов Российской Федерации. Все партнеры являются владельцами собственных торговых сетей, некоторые из них имеют в структуре холдинга оптовые компании и распределительные центры, которые могут обслуживать не только собственные магазины, но и магазины небольших партнеров – независимых ритейлеров, работающих по сублицензии на товарный знак SPAR.

Каковы основные направления развития и задачи вы ставите для себя сегодня?

С. Локтев: Основными направлениями SPAR Russia являются расширение партнерской сети в новых регионах, объединенные закупки на федеральном уровне, развитие линейки товаров собственной торговой марки SPAR различных ценовых сегментов, активный обмен опытом между российскими и зарубежными партнерами. Перед нами также стоят задачи развития всех четырех форматов, расширения прямого импорта, строительства распределительных центров, оптимизации программ поддержки независимых ритейлеров.

Каких результатов вы хотели бы достигнуть по итогам 2012 года?

С. Локтев: Мы совершенно очевидно вырастем как в сопоставимых продажах, так и в совокупном обороте, благодаря присоединению новых партнеров и открытию магазинов. На последний квартал этого года у партнеров большие планы по открытию магазинов. Точные цифры за 2012 г. мы опубликуем в начале следующего года. Весьма вероятно, что до конца года мы выдадим лицензии на бренд SPAR еще на 1 или 2 субъекта Российской Федерации.

Все-таки, ваша бизнес-модель больше всего похожа на франчайзинг. На какие аспекты работы своих партнеров вы оказываете влияние?


С. Локтев: В отношении лицензиатов SPAR на территории субъектов федерации мы оперируем понятием «партнеры», а компании и отдельные магазины, которые действуют на основе сублицензии, в SPAR принято назвать «независимыми ритейлерами».

Потенциальный партнер-лицензиат весьма тщательно изучается до момента подписания лицензии на предмет его компетенции в розничной торговле. Так мы стараемся в будущем гарантировать следование высоким стандартам сети SPAR в том, что касается сервиса и качества.

Безусловно, существуют стандарты оформления и оборудования магазинов, описания бизнес-процессов и инструкции. С самого начала сотрудничества мы закладываем основы эффективного зонирования, дизайна и отделки магазинов, даем рекомендации по соотношению категорий товаров, рекомендуем холодильное, стеллажное и иное специальное оборудование. Однако, мы делаем ставку на развитие и обмен опытом, поэтому большинство указаний, которые получает партнер от SPAR – начиная от дизайнеров и заканчивая профессионалами логистики, – это рекомендации, которые мы можем обсуждать с партнером и находить гибкие решения при имеющихся ограничениях. Существуют рекомендации и руководства по униформе, правилам оформления промо, мерчендайзингу, операционным процессам, управлению персоналом, маркетингу. Мы активно работаем и по оптимизации ассортимента, и здесь партнер имеет большую степень свободы.

Я уже отмечал, что партнером SPAR может стать только компания, имеющая значительный опыт в ритейле. Такой компании обычно хорошо известна структура спроса в своем регионе, и мы рекомендуем провести только определенные изменения в ассортименте. Как пример могу привести наш акцент на свежие товары и особое их представление. Однако, от региона к региону существуют различные предпочтения потребителей и различные возможности поставок товаров «свежей» группы. В каждом случае мы будем работать с партнером над дизайном магазина, который станет уникальным именно для его региона. Но в целом, посетив магазин в любой точке России и мира, вы однозначно скажете, что это – SPAR.

Если говорить о программах развития независимых ритейлеров, которые применяют владельцы лицензий на территории, то здесь требования и стандарты, как правило, такие же, как и по отношению к нашим лицензиатам, но есть и различия. Ассортимент отдельных независимых магазинов для определенной территории уже заранее стандартизован, так как до 95-97% поставок осуществляет лицензиат-оптовик, и собственнику не нужно задумываться об оптимизации своего предложения.

В целом, SPAR – это гибкая система, что очень нравится всем партнерам. Мы строим магазины вместе.

Перенимает ли ваша компания опыт западных ритейлеров, если да, то какие именно организационные и технические решения? Откуда вы узнаете про эти решения?

С. Локтев: Как я уже отметил, SPAR является одним из самых успешных мировых ритейлеров и, как правило, передает партнерам опыт, накопленный самой сетью на зрелых рынках, где яростная конкуренция заставляет владельцев бизнеса изобретать все новые эффективные средства борьбы за покупателя. В компании имеется подразделение исследований и развития, которое следит за мировыми тенденциями в развитии ритейла и инновациями конкурентов и своевременно отвечает на них вводом собственных, еще более прогрессивных концепций. Немаловажным источником нововведений являются национальные организации SPAR в различных странах, которые постоянно аккумулируют знания партнеров о конкурентной среде. Наиболее востребованные инновации сразу воплощаются в организационные и технические решения.

Примерами могут служить наши последние достижения, такие как внедрение концепции SPAR Café, соковых и смузи-баров Treehouse, развитие SPAR Express на заправочных комплексах. Постоянно совершенствуются и внедряются менее заметные, но очень важные ноу-хау по мерчандайзингу, коммуникациям, промо, развитию СТМ, эффективному управлению персоналом, логистике, собственному производству, и многие другие.

Что, на ваш взгляд, является сегодня наиболее важным для успеха ритейлера?

С. Локтев: Для SPAR наиболее важным является фокус на локальное сообщество покупателей, отвечая на запросы и удовлетворяя потребности которого, наши магазины могут быть успешными. Одним из девизов SPAR является «Глобальный подход, но все же локальный характер». Всегда возникает вопрос, а как именно локальный магазин может своевременно реагировать на изменившиеся запросы покупателей. Здесь SPAR всецело полагается на опыт и экспертизу людей, имеющих непосредственный контакт с покупателем – директоров магазинов, независимых собственников, партнеров на территории. Уникальность SPAR как организации состоит в том, что каждый из участников процесса может инициировать такие изменения, и они произойдут гораздо быстрее, чем в вертикально интегрированной транснациональной или федеральной сети. Более того, положительный опыт будет быстро распространен на других рынках.

Все эти процессы могут идти только при наличии сильной команды. Другой наш девиз можно перевести как «SPAR – там, где люди имею значение». Мы строим профессиональные и сплоченные команды, и вдохновляем на это партнеров. Быть сотрудником SPAR интересно, а это и есть основной движущий фактор для людей, способных эффективно работать и привносить изменения.

На каких регионах вы ставите приоритет в своем развитии?

С. Локтев: Теоретически перед нами нет преград в развитии на всей территории России. Ограничивающим фактором может являться лишь отсутствие потенциального компетентного партнера в принципе, то есть, недостаточность развития конкретного региона в сфере розничной торговли, либо наоборот, слишком конкурентный рынок, где практически нет независимых сетей, стремящихся конкурировать с федеральными ритейлерами. В общем, можно сказать, что для нас интересны регионы, где есть большой потенциал розничной торговли, но еще не выданы лицензии.

Какие потенциальные партнеры вам интересны? Кого бы вы пригласили к сотрудничеству?

С. Локтев: На получение прямой лицензии SPAR может претендовать успешная региональная розничная и дистрибуционно-логистическая компания, основной бизнес которой расположен на данной территории. Такая компания должна обладать достаточным ресурсом для открытия новых и ребрендинга существующих магазинов. Минимальный территориальный квант для лицензии – субъект Российской Федерации. Мы открыты для заявок со стороны региональных независимых сетей.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
18.10.2012 09:31

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение