Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
Британские ученые изучили влияние хруста чипсов на восприятие их вкуса
#1
О достижениях британской науки в основном рассказывают с улыбкой. Неудивительно, что среди британских ученых много лауреатов так называемой Шнобелевской премии, которой награждаются за «достижения, которые сначала заставляют смеяться, а потом — задуматься». Сама премия вручается в то же время, что и Нобелевская, а потом лауреаты отправляются в турне, для того чтобы побольше рассказать о своих открытиях, поделиться опытом и пообщаться с коллегами.
«Неожиданно нам пришла мысль: что будет, если мы изменим звук еды?»
Профессор экспериментальной психологии Оксфордского университета Чарлз Спенс
Доктор Чарлз Спенс (Charles Spence)
Место работы: Оксфордский университет
Должность: профессор экспериментальной психологии, лектор по предмету «экспериментальная психология», директор кроссмодальной лаборатории Сомервилльского колледжа в Оксфорде
Эксперимент: Двадцать человек надкусывали картофельный чипс передними зубами и оценивали либо его свежесть, либо «хрустящесть», используя для этого специальную компьютерную установку. Эксперимент длился около получаса. Ученые отмечают, что он проводился в соответствии с этическими стандартами, установленными Декларацией Хельсинки от 1964 года. Участие в эксперименте оплачивалось — каждый получил по 5 фунтов.
Участники комфортно располагались в шумоизолированной кабине и получали один чипс Pringles Original для надкусывания. Им надевали наушники, перед ними стоял микрофон. Хруст при помощи микрофона записывали и сразу же отправляли обратно в наушники участников, затем измеряли восприятие «хрустящести» и свежести. Открытие показало: чем громче хруст при поедании чипсов, тем сильнее у человека восприятие чипсов как вкусных и свежих.
— Что больше всего занимает вас как ученого?
— Чувства: слух, зрение, вкус и запах. То, как они взаимодействуют друг с другом. Задача нашей лаборатории состоит в том, чтобы на практике применить знания о том, как мозг соединяет слух, зрение, вкус и запах, и соотнести это с дизайном пищи, изображениями, окружающей средой.
— Сколько лет вы уже этим занимаетесь?
— 16—20 лет.
— То есть ваше исследование проводилось в рамках основной деятельности?
— Да. Все деньги на исследования лаборатории приходят из различных отраслей. Это исследование про звуки чипсов было оплачено Unilever.
— Сколько стоят такие эксперименты?
— Зависит от многого. Это исследование было частью трехлетнего проекта, это только один из экспериментов.
— А в среднем?
— Такой эксперимент, как этот, может стоить 10 тыс. фунтов, не считая отплаты времени работы ученых.
— Вы начали это исследование, так как его заказала Unilever…
— Да, частично. Мы занимались параллельно другими вещами, такими, например, как «иллюзии». Мы в нашей лаборатории исследовали, как они могут быть применимы на практике. Один из нас обнаружил иллюзию «прикосновение кожи» (touching skin illusion). Если потереть руки друг о друга, появляется звук такой — ш-ш-ш. Так вот, если изменить его при помощи микрофона, то и ощущения кожи изменятся, начинает казаться, что она более сухая или, напротив, гладкая и увлажненная. Также мы занимались изучением того, как цвет напитка влияет на его вкус. Неожиданно нам пришла мысль, что будет, если мы изменим звук еды? Так же как в случае с ощущениями кожи. — С точки зрения обычного человека это кажется несколько смешным и невероятным…
— Никогда не думал, что это смешно. До того времени как кто-то подхватил это как шутку в Twitter, я относился к этому только серьезно. Почти весь мир знает, что продуктовые компании занимаются такими исследованиями. Procter & Gamble, Unilever, Kraft и т.д. Сначала все думают о вкусе еды, запахе и о том, как она выглядит, но почти никогда не задумываются о звучании еды, о звуке упаковки, о звуках в помещении, в котором эта еда употребляется, и как они влияют на человека, не важно осознает ли он это или нет.
— Но вы должны признать, что после вручения Шнобелевской премии люди будут воспринимать это скорее как смешное открытие.
— Да, да, я знаю. И мой департамент также находит это смешным. Но это своеобразный крючок, зацепка, которая заставляет начать говорить о том, что мы делаем. Касаясь конкретно этого исследования, мы будем работать над ним в течение следующих восьми-десяти лет и, надеюсь, узнаем что-то более интересное. Это здорово. Но важно в итоге переубедить людей. Если все будут считать это смешным и глупым, то никто не будет это оплачивать. На самом деле уже сейчас наши выводы применяются в ресторане «Жирная утка», занимающем вторую строчку в рейтинге 50 лучших ресторанов мира по версии Restaurant Magazine (в 2011 году ресторан опустился на 5-ю строчку. — РБК daily).
— Что ваши родные думают о Шнобелевской премии?
— Я не знаю. Мои родители… они не знают, на самом деле смешно или серьезно то, чем я занимаюсь.
— Изменила ли эта премия вашу жизнь как ученого?
— Незначительно. Разве что стал публичной фигурой. Вот, даю интервью.
— Один из ваших коллег по премии сказал, что теперь его исследование известно во всем мире. Можете ли вы сказать так же?
— Да. Я только что подумал о Колумбии. Пару недель назад исследование о звуках чипсов было представлено в Южной Америке.
— Какие-то подобные исследования получили огласку?
— Нет, настолько — нет. Есть еще исследование, связанное с музыкой и едой. Люди сопоставляют запах и вкус еды с музыкой. Можно проигрывать определенную музыку, и это влияет на вкус еды. Университет не хотел огласки, но недавно журналист The Economist подхватил новость, и ее напечатали.
— Да, когда начинаешь углубляться в тему, оказывается, что это может быть полезным…
— Еще как. Некоторые рестораторы очень увлечены тем, что могут влиять на процесс принятия пищи. Мы делаем эксперименты с едой, кто-то пишет саундтрек к конкретной еде, и мы проверяем, работает это или нет.Источник
Статья добавлена Pavel_Mal 04.04.2012 10:28
«Неожиданно нам пришла мысль: что будет, если мы изменим звук еды?»
Профессор экспериментальной психологии Оксфордского университета Чарлз Спенс
Доктор Чарлз Спенс (Charles Spence)
Место работы: Оксфордский университет
Должность: профессор экспериментальной психологии, лектор по предмету «экспериментальная психология», директор кроссмодальной лаборатории Сомервилльского колледжа в Оксфорде
Эксперимент: Двадцать человек надкусывали картофельный чипс передними зубами и оценивали либо его свежесть, либо «хрустящесть», используя для этого специальную компьютерную установку. Эксперимент длился около получаса. Ученые отмечают, что он проводился в соответствии с этическими стандартами, установленными Декларацией Хельсинки от 1964 года. Участие в эксперименте оплачивалось — каждый получил по 5 фунтов.
Участники комфортно располагались в шумоизолированной кабине и получали один чипс Pringles Original для надкусывания. Им надевали наушники, перед ними стоял микрофон. Хруст при помощи микрофона записывали и сразу же отправляли обратно в наушники участников, затем измеряли восприятие «хрустящести» и свежести. Открытие показало: чем громче хруст при поедании чипсов, тем сильнее у человека восприятие чипсов как вкусных и свежих.
— Что больше всего занимает вас как ученого?
— Чувства: слух, зрение, вкус и запах. То, как они взаимодействуют друг с другом. Задача нашей лаборатории состоит в том, чтобы на практике применить знания о том, как мозг соединяет слух, зрение, вкус и запах, и соотнести это с дизайном пищи, изображениями, окружающей средой.
— Сколько лет вы уже этим занимаетесь?
— 16—20 лет.
— То есть ваше исследование проводилось в рамках основной деятельности?
— Да. Все деньги на исследования лаборатории приходят из различных отраслей. Это исследование про звуки чипсов было оплачено Unilever.
— Сколько стоят такие эксперименты?
— Зависит от многого. Это исследование было частью трехлетнего проекта, это только один из экспериментов.
— А в среднем?
— Такой эксперимент, как этот, может стоить 10 тыс. фунтов, не считая отплаты времени работы ученых.
— Вы начали это исследование, так как его заказала Unilever…
— Да, частично. Мы занимались параллельно другими вещами, такими, например, как «иллюзии». Мы в нашей лаборатории исследовали, как они могут быть применимы на практике. Один из нас обнаружил иллюзию «прикосновение кожи» (touching skin illusion). Если потереть руки друг о друга, появляется звук такой — ш-ш-ш. Так вот, если изменить его при помощи микрофона, то и ощущения кожи изменятся, начинает казаться, что она более сухая или, напротив, гладкая и увлажненная. Также мы занимались изучением того, как цвет напитка влияет на его вкус. Неожиданно нам пришла мысль, что будет, если мы изменим звук еды? Так же как в случае с ощущениями кожи.
— С точки зрения обычного человека это кажется несколько смешным и невероятным…
— Никогда не думал, что это смешно. До того времени как кто-то подхватил это как шутку в Twitter, я относился к этому только серьезно. Почти весь мир знает, что продуктовые компании занимаются такими исследованиями. Procter & Gamble, Unilever, Kraft и т.д. Сначала все думают о вкусе еды, запахе и о том, как она выглядит, но почти никогда не задумываются о звучании еды, о звуке упаковки, о звуках в помещении, в котором эта еда употребляется, и как они влияют на человека, не важно осознает ли он это или нет.
— Но вы должны признать, что после вручения Шнобелевской премии люди будут воспринимать это скорее как смешное открытие.
— Да, да, я знаю. И мой департамент также находит это смешным. Но это своеобразный крючок, зацепка, которая заставляет начать говорить о том, что мы делаем. Касаясь конкретно этого исследования, мы будем работать над ним в течение следующих восьми-десяти лет и, надеюсь, узнаем что-то более интересное. Это здорово. Но важно в итоге переубедить людей. Если все будут считать это смешным и глупым, то никто не будет это оплачивать. На самом деле уже сейчас наши выводы применяются в ресторане «Жирная утка», занимающем вторую строчку в рейтинге 50 лучших ресторанов мира по версии Restaurant Magazine (в 2011 году ресторан опустился на 5-ю строчку. — РБК daily).
— Что ваши родные думают о Шнобелевской премии?
— Я не знаю. Мои родители… они не знают, на самом деле смешно или серьезно то, чем я занимаюсь.
— Изменила ли эта премия вашу жизнь как ученого?
— Незначительно. Разве что стал публичной фигурой. Вот, даю интервью.
— Один из ваших коллег по премии сказал, что теперь его исследование известно во всем мире. Можете ли вы сказать так же?
— Да. Я только что подумал о Колумбии. Пару недель назад исследование о звуках чипсов было представлено в Южной Америке.
— Какие-то подобные исследования получили огласку?
— Нет, настолько — нет. Есть еще исследование, связанное с музыкой и едой. Люди сопоставляют запах и вкус еды с музыкой. Можно проигрывать определенную музыку, и это влияет на вкус еды. Университет не хотел огласки, но недавно журналист The Economist подхватил новость, и ее напечатали.
— Да, когда начинаешь углубляться в тему, оказывается, что это может быть полезным…
— Еще как. Некоторые рестораторы очень увлечены тем, что могут влиять на процесс принятия пищи. Мы делаем эксперименты с едой, кто-то пишет саундтрек к конкретной еде, и мы проверяем, работает это или нет.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
04.04.2012 10:28