#1
Пищевая промышленность, чья доля, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, составляет 10, 6% в структуре обрабатывающих производств России, является одной из ведущих сфер в реальном секторе экономики. Удельный вес продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в прошлом году достиг 47, 8% или 9, 1 трлн. рублей. Поэтому не удивительно, что не только производителей, но и ритейлеров интересует сегодняшнее положение отрасли, и перспективы ее развития, особенно в свете скорого вступления России в ВТО.
Обсуждению тенденций развития продовольственного рынка страны был посвящен прошедший недавно в ЦВК «Экспоцентр» в Москве, в рамках выставки «Продэкспо-2012», VII Всероссийский Торговый Форум «Компетентный Поставщик-2012. Стратегии работы с розничными сетями», организованный КВК «Империя». Мероприятие собрало генеральных и коммерческих директоров производственных компаний, специалистов по продажам и по работе с розничными сетями.

Не секрет, что регулярно принимаемые законодателями новые законы, включая Федеральный Закон «О торговле» № 381-ФЗ, периодически меняющиеся правила торговли и требования к качеству продукции, наряду с таким знаменательным событием как вступление России в ВТО, требуют сегодня от участников рынка высокой компетенции и профессионализма. Поэтому эффективная деятельность любого предприятия сегодня просто невозможна без всестороннего анализа стратегической информации.

Общие изменения

В этом плане бесспорный интерес представляла пленарная сессия Форума: «Ключевые требования к поставщикам от государства и розничных сетей. Качественная стратегия». В частности речь на ней велась о создании «Кодекса Добросовестных Практик» (КДП), призванного устранить наиболее острые противоречия между поставщиками и ритейлерами. Непосредственное участие в подготовке КДП принимают представители Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, включая Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальную мясную ассоциацию, Ассоциацию производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока «Союзмолоко», а также объединения малого и среднего бизнеса. Очень важно, что над этим документом представители торговых сетей работают совместно с поставщиками. По мнению Ильи Якубсона, председателя президиума АКОРТ и президента ГК «Дикси», саморегулирование отрасли гораздо более перспективно, нежели практика администрирования с попыткой выстраивания взаимоотношений поставщиков и ритейлеров в рамках отдельных законов.

Немало копий в свое время было сломано и в отношении закона «О торговле». Но, как отметил Андрей Даниленко, председатель общественного совета при Минсельхозе и Председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), несмотря на то, что многие участники рынка указывают на низкую эффективность этого закона, без него не было бы никаких предпосылок для ведения сегодня конструктивного диалога между ритейлерами и поставщиками.

- Также важно понимать, что вступление нашей страны в ВТО окажет в скором времени ощутимое влияние на деятельность отечественных производителей и их взаимодействие с торговыми сетями, — подчеркнул Андрей Даниленко. — В результате будет появляться немало новых документов, в которых станут доминировать правила, принятые в рамках таможенного союза. И если не принимать сейчас непосредственного участия в их формировании, то в один прекрасный день станет очевидно, что российские производители окажутся в крайне невыгодном положении по сравнению с импортерами. Отрадно, что сегодня у нас складываются объединения отраслевых союзов. Причем чиновники стали очень требовательны к тому, чтобы подобные союзы представляли сбалансированную позицию, учитывающую интересы как можно большего количества производителей. А ведь еще пару лет назад основными лоббистами интересов являлись лишь крупные корпорации, решающие вопросы кулуарно в тиши властных кабинетов.

Касательно ритейлеров

Определяющее значение для дальнейшего развития рынка играет его структура.

По словам Леонида Абаюшкина, генерального директора Федерального Закупочного Союза «Система ТЗС», на долю крупных сетевых игроков ритейла в нашей стране приходится не более 10% от потенциального объема рынка.

- Для сравнения в Норвегии четыре крупные сети делят 80% рынка, — рассказал он. — И даже ежегодных темпов роста в 20-30% явно не достаточно чтобы в ближайшей перспективе наши сетевые игроки смогли поделить весь рынок. Да и макроэкономическая ситуация в мире этому не способствует. Что характерно: во всем мире сегодня велика доля торговых предприятий, чьи собственники непосредственно включены в процесс управления бизнесом. Исключениями из правил являются только гиганты индустрии, такие как Wall-Mart и Tesco, представляющие собой акционерные общества, чьи собственники активно не вникают во все аспекты управления бизнесом.

По сути, сегодня лидерами марафона среди food ритейлеров является 5-7 крупных сетевых игроков, занимающихся активным развитием бизнеса в федеральном масштабе. Причем в условиях современного рынка постепенно меняется и стратегия их работы.

- В числе актуальных тенденций последнего времени, стремление сетевых компаний к сокращению транзакционных издержек и общего количества поставщиков со смещением акцента в сторону крупных компаний, — отметил Максим Протасов, председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз». — Также многие сетевые игроки сегодня стремятся к сужению ассортимента по принципу один бренд в каждой ценовой категории плюс private label (СТМ). Чем более технологичной оказывается сеть, тем менее «радужными» у нее получаются торговые полки с точки зрения разнообразия представленных на них аналогичных SKU различных брендов. Поэтому концентрация игроков в сегменте поставок неизбежна. В этом плане для любого поставщика существует два варианта стратегии развития: ставка на создание федеральной компании, способной предложить продукцию известных брендов с высокой степенью лояльности покупателей, или же уход в целевую нишу. В свою очередь это может быть рецептурная ниша со ставкой на выпуск уникального продукта. Или локальная ниша, обусловленная стратегией развития в определенном регионе и построенная на лояльности местного населения к поставщику, бренду, источнику сырья, рецептуре, упаковке.

- Несмотря на то, что эксперты говорят о снижении в России темпов развития розничной торговли, в этом году лидеры ритейла ожидают очевидных рекордов в абсолютных цифрах, и фаза экстенсивного роста будет продолжаться еще несколько лет, — убежден Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group. — Попутно ставка будет сделана на оптимизацию расходных статей, благо для этого есть огромный потенциал в ходе организации бизнес-процессов. В том числе это касается выстраивания более продуманных логистических схем и проведения взвешенной работы с ассортиментом.

О таких темпах роста, какие демонстрируют крупнейшие российские сетевые игроки, западным ритейлерам остается лишь только мечтать. Например, по данным отраслевого обзора «Рейтинг торговых сетей FMCG России», подготовленного ИА «INFOLine», чистая розничная выручка сети «Магнит» за январь-ноябрь 2011 года составила 297, 134 млрд. руб. (10, 177 млрд. долл.), увеличившись на 43, 23% в руб. (48, 77% в долл.) относительно 207, 453 млрд. руб. (6, 841 млрд. долл.) за аналогичный период 2010 года.

- Даже в период глобального экономического кризиса крупнейшие торговые сети заявили на этот год о прогнозируемых темпах роста в пределах 20-30%, — заметил Илья Якубсон. — И это притом, что в прошлом году конкуренция на рынке продуктового ритейла приобрела наиболее ярко выраженный характер. Компании Х5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси Групп» в 2011 году в общей сложности открыли порядка 2000 магазинов. Следует отметить еще одну тенденцию — ежегодное снижение объемов трафика в российских сетях на 1-2%. То, что данный процесс наконец-то дошел до России, я думаю, окажет позитивное влияние на ритейлеров, которые будут больше внимания уделять вопросам повышения эффективности своей деятельности. При этом следует отметить, что даже в таких крупнейших европейских супермаркетах, как LIDL и ALDI, среднее количество чеков составляет порядка 750 в сутки, в то время как у российских сетевых компаний эта цифра в два раза больше.

Макроэкономисты говорят о том, что «золотое» десятилетие закончилось, и потребительские расходы уже не будут расти прежними темпами. А значит можно прогнозировать борьбу за раздел уже существующего «пирога», неизбежное обострение конкуренции и укрупнение бизнеса.

Тенденция к объединению

Еще одним характерным трендом ближайшего времени, по мнению участников рынка, станет развитие новых для российского рынка ритейла отраслевых объединений.

- На мировом рынке представлено несколько институтов, которые будут в дальнейшем более активно развиваться и в России, — отметил Леонид Абаюшкин. – Например, символьные группы. Это когда имеется некий сильный бренд с определенной маркетинговой позицией, и другие предприятия его заимствуют на определенных условиях для интенсивного развития своего бизнеса. Также это могут быть союзы, в рамках которых уже сложившиеся на рынке экономические субъекты объединяют определенные функции (закупка, логистика и пр.). В современных экономических реалиях небольшим игрокам крайне непросто конкурировать с крупными ритейлерами особенно в плане ценовой политики. Поэтому одним из трендов этого года станет консолидация процессов закупки и создание Закупочных Союзов, способствующих росту товарооборота для поставщиков. Подобное объединение позволяет ритейлерам получать от поставщиков ощутимые скидки, что в итоге благоприятно сказывается на цене продукции для конечных потребителей. И, наконец, высшей степенью интеграции являются кооперативы, когда, помимо всего прочего, хозяйствующие субъекты объединяют свои финансовые активы.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
05.03.2012 09:27

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение