• Главная » 
  • Статьи » 
  • Обзор рынка фасованных круп Центрально-Черноземного района
#1
Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧP) состоит из 5 областей: Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской. Площадь региона составляет 167, 8 тысячи кв. метров с населением 7, 187 млн человек (5, 06% от численности населения РФ). Ценнейшим богатством ЦЧР являются почвы: чернозем, обладающий высоким естественным плодородием, идеален для любого вида посадки. Черноземы составляют 80% земельных ресурсов ЦЧР.

Посевная площадь региона составляет около 7, 844 млн га, в том числе зерновыми культурами занято 4, 005 млн га (51% площади). ЦЧР является одним из основных производителей товарного зерна и крупяных культур, которые в больших количествах вывозятся в другие регионы страны.
Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, в Курской области — озимая рожь. Обширные посевные площади занимают также просо и гречиха, при этом гречиха более распространена в Курской и Липецкой областях, а просо — в Воронежской, Тамбовской и Белгородской. Также активно высевают ячмень и овес.

http://foodmarkets.ru/upload/gallery/917/kQ2Cb9xf.jpg


В пищевой отрасли ЦЧР важное значение имеет мукомольно-крупяная промышленность с ее высокой степенью концентрации в крупнейших железнодорожных узлах региона — Воронеже и Курске.

Таким образом, Центрально-Черноземный регион обладает рядом преимуществ в выращивании зерновых, и крупяных в частности, культур.
Производство фасованных круп в ЦЧР достаточно развито – здесь работают несколько крупных производителей, а также множество мелких предприятий.
Основными производителями фасованных круп в регионе являются следующие компании:

- ООО «Мета-РВ» (г. Воронеж), ТМ «Метака», «Стандарт», «Дары поля»;
- ООО «ПК «Агропродукт» (г. Курск), ТМ «Русская каша»;
- ИП Ушакова Л.П. (г. Воронеж), ТМ «Сударушкино поле»;
- ОАО «Макаронно-кондитерское производство» (г. Шебекино), ТМ «Шебекинские»;
- ИП Ушакова Л.П. (г. Воронеж), ТМ «Сударушкино поле»;
- ООО «Бакалейщик К» (г. Курск), ТМ «Бакалейщик»;
- ООО «Белкруппродукт» (Белгород), ТМ «Благодар».


Наиболее крупные из них — компании «Мета-РВ» и «Агропродукт».
Компания «Мета-РВ» — это современное, динамично развивающееся предприятие, которое является одним из лидеров Центрально-Черноземного региона по производству и упаковке продукции бакалейной группы. На сегодняшний день продукция компании представлена более чем в 40 регионах России. Под основным брендом компании, ТМ «Метака», представлена продукция премиум-класса 25 наименований (различные крупы, рис, бобовые). ТМ «Стандарт» включает в себя 21 позицию круп средней ценовой категории, ТМ «Дары поля» — 14 наименований продукции эконом-класса.

ООО «ПК «Агропродукт» продвигает бренд «Русская каша» с 2000 года. На крупяном рынке компания присутствует более 10 лет и сегодня является одним из крупных предприятий по переработки и производству круп и зерновых хлопьев в ЦЧР. Основным направлением деятельности компании является производство и фасовка крупы гречневой, ячневой, пшена, а также хлопьев. Предприятие предлагает крупы в упаковке эконом-класса (обычная прозрачная пленка) и варочные пакеты в картонной пачке.

Демографическая структура потребительского рынка фасованных круп ЦЧР была определена на основании данных репрезентативного скринингового исследования, проведенного параллельно с основным исследованием. В исследовании принимали участие женщины старше 27 лет, ведущие домашнее хозяйство и закупающие продукты для всей семьи. Выборка респондентов для проведения исследования репрезентативна как по возрастному параметру, так и по роду занятий.

Данные проведенного опроса позволяют говорить о структуре потребления круп в ЦЧР. При ответе на вопрос: «Какие крупы из представленного списка Вы покупаете?», — подавляющее большинство респондентов указали, что на постоянной основе приобретают рис — 95% ответов и гречневую крупу — 85, 5%. Также большой популярностью у потребителей пользуются овсяные хлопья — 56, 75% и манная крупа — 43, 25%. Пшенную крупу приобретают только 34, 25% респондентов, перловую — 25%.

Во всех регионах по объему потребления лидируют рис и гречневая крупа; в Воронежской, Тамбовской и Курской областях на третьем месте по объемам потребления находятся овсяные хлопья; в Белгородской и Липецкой областях — манная крупа.

В ходе проведения маркетингового исследования был определен примерный объем потребления фасованных круп в ЦЧР. Использовался метод частичной экстраполяции данных с объема выборочной совокупности (респонденты, принимавшие участие в исследовании) на генеральную совокупность (все население области). Также при расчете среднего ежемесячного объема потребления были введены поправочные коэффициенты, учитывающие стандартную ошибку выборки, погрешность вычислений, а также коэффициенты, учитывающие объем потребления круп в различных общественных и образовательных учреждениях, а также организациях общественного питания (табл. 2, рис. 1).

В наибольшем объеме в регионе потребляется рис — 4317, 82 тонны в месяц и гречневая крупа — 3146, 64 тонны. Далее идут овсяные хлопья (1541, 62 тонны), манная (941, 32 тонны) и пшенная (863, 72 тонны) крупы. На последней позиции – перловая крупа (619, 47 тонны).

http://foodmarkets.ru/upload/gallery/917/avZR8wgg.jpg


Проведенное маркетинговое исследование показало, что жители ЦЧР предпочитают приобретать крупу в уже расфасованном виде — в среднем 89, 2% респондентов. По видам круп ситуация следующая: фасованный рис покупают 89, 2% респондентов, фасованную гречневую крупу — 88%, пшено — 87, 6%, манную крупу — 91, 3%, овсяные хлопья – 93%, перловку – 86%. При этом респонденты не делают большой разницы между крупами, расфасованными в полиэтиленовую упаковку, и крупами, расфасованными в картонные коробки. Лишь небольшой процент потребителей покупают крупу «в развес». Отдельный сегмент составляет группа потребителей, которые приобретают крупы большими объемами, расфасованными в мешки весом больше 5 кг, но доля таких потребителей относительно мала.

Полученные в результате проведения исследования данные позволяют говорить о том, что для потребителей наиболее важными параметрами при выборе фасованной крупы являются личный опыт (46, 7% респондентов) и стоимость крупы (32, 5%). Также на выбор многих потребителей влияет известность торговой марки (8, 6%) и привлекательная и удобная упаковка (6, 9%). Около 2% потребителей дополнительно указали, что на выбор крупы влияет ее качество, также многие покупатели визуально оценивают внешний вид крупы (1, 4%). Некоторые респонденты дополнительно к качеству и внешнему виду указали показатель сорности крупы (0, 3%). Для 1, 1% респондентов важна фасовка крупы — вес упаковки.
По результатам аудита были выведены средние цены на каждый вид крупы. Все средние цены для удобства сравнения были переведены с помощью поправочного коэффициента к цене за 1 кг.
Самые низкие цены на продукцию в упаковке 500 граммов (5*100 г. варочные пакеты) – у компании «Мета-РВ», за упаковку 800 граммов — у продукции ТД «Холдинг» (г. Краснодар).
Подводя итоги ценового аудита в г. Воронеже, можно говорить о том, что на местном рынке представлено большое количество производителей, предлагающих широкий ассортимент крупяных изделий в различных упаковках и в различной фасовке. Разброс цен на продукцию различных производителей не очень велик, но в целом по городу и по всем видам круп можно говорить о наличии определенного ценового лидерства у компании «Мета-РВ» — эта компания предлагает одни из самых низких цен на многие виды круп. Также можно отметить компанию «Агропродукт» (Курская область) и ИП Марков.

В Липецке ассортимент круп беднее, чем в Воронеже; говорить о наличии ценового лидера здесь нельзя, но можно выделить некоторых производителей, цены на продукцию которых достаточно низкие: «Мета-РВ» с торговой маркой «Дары поля», «ЭлитПак» (г. Орел) и ИП Чернышов (г. Курск).

В Белгороде также нет выраженного ценового лидера в сегменте фасованных круп. Чаще всего наиболее доступны по цене крупы местных производителей («Мета-РВ», ИП Ушакова, «ЭлитПак», «Макаронно-кондитерское производство», «Агропродукт»), но встречается недорогая продукция и от производителей, расположенных в других регионах страны.
В Тамбове наиболее часто низкие цены на различные виды крупы встречаются на продукцию «Мета-РВ», ТД «Холдинг», «Агропродукт», ИП Марков.
В Курске наиболее низкие цены установлены на продукцию следующих производителей: «Мета-РВ» с торговыми марками «Стандарт» и «Дары поля», ИП Чернышев, ИП Марков, «Агропродукт».

Если рассматривать общий уровень цен на крупу, то можно отметить, что чаще всего самые высокие цены представлены в Белгороде, а Липецк по ряду цен демонстрирует самые низкие цены. Надо отметить, что наиболее низкие цены на фасованные крупы предлагают гипермаркеты, на втором месте – сетевые продуктовые магазины, на третьем – несетевые. При этом разброс цен на крупы одних и тех же производителей в различных форматах торговли может составлять 15-18%.

Определение доли брендов на рынке круп производилось на основе совокупного анализа ассортимента и представленности продукции каждого бренда в магазинах каждого региона, а также объема покупательского спроса на каждый вид фасованной крупы по критериям самой частой покупки, обычной покупки и по критерию замещения.

Основная доля воронежского рынка принадлежит ТМ «Увелка» (20, 4%). На втором месте на воронежском рынке находится бренд «Метака» (17, 6%). При этом по доле узнаваемости этот бренд находится на первом месте – большинство жителей г. Воронежа в первую очередь вспоминают именно эту марку благодаря тому, что компания «Мета-РВ» — это местный производитель, а также рекламной политике данного бренда. На третьем месте находится ТМ «Стандарт» (15, 3%), на четвертом – ТМ «Мистраль» (10, 2%).

Основная доля липецкого рынка также принадлежит ТМ «Увелка» (12, 9%). На втором месте находится ТМ «Стандарт» (11, 6%), на третьем — «Метака» (11, 2%), на четвертом – «Воложка» (9, 4%). В целом можно говорить о более равномерном распределении долей брендов на липецком рынке по сравнению с воронежским, где присутствуют явные лидеры.
Основная доля белгородского рынка принадлежит ТМ «Стандарт» (20%). На втором месте находится «Увелка» (13, 3%), на третьем — «Метака» (11, 8%), на четвертом – «Мистраль» (8, 2%).
Основная доля тамбовского рынка принадлежит бренду «Стандарт» (15, 4%). На втором месте расположилась ТМ «Русская каша» (15, 4%), на третьем — «Мистраль» (13, 0%), на четвертом –«Дары поля» (8, 3%).
Основная доля курского рынка принадлежит бренду «Мистраль» (14, 6%), за ним следуют «Стандарт» и «Европа» (по 9, 4%), на третьем месте — «Русская каша» (8, 3%), на четвертом –«Метака» (6, 8%).
В целом по ЦЧР можно говорить о том, что основную долю рынка делят между собой следующие бренды: «Увелка» (14, 5% рынка), «Стандарт» (13, 7%), «Метака» (12, 1%), «Мистраль» (10, 3%), «Русская каша» (7, 8%).
Также следует отметить бренды, которые широко представлены на рынке ЦЧР и пользуются большим спросом: «Сударушкино поле» (5, 3% рынка), «Дары поля» (3, 9%), «Ярмарка» (3, 7%), «Воложка» (2, 3%), «Чудесный край» (2, 2%), продукция ИП Марков (2%).
Менее 2% на рынке ЦЧР по результатам опроса потребителей и мониторинга представленности продукции в магазинах ЦЧР занимают такие бренды, как «Националь» (1, 8%), «Агро-Альянс» (1, 8%), «Европа» (1, 3%), «Шебекинские» (1, 6%), продукция ИП Чернышев (1, 1%).
Суммарная доля всех прочих производителей примерно составляет 14, 9 %.
Необходимо отметить, что общая доля рынка местных производителей по всем видам круп по сравнению с долей рынка, занимаемой федеральными производителями, превышает 50%. При этом основную долю рынка среди местных производителей занимают «Мета-РВ» (29, 7%) с торговыми марками «Метака» (12, 1%), «Стандарт» (13, 7%), «Дары поля» (3, 9%), а также «Агропродукт» с торговой маркой «Русская каша» (8%).
ЦМТ «Маркетинг-Лайн»

Рисунок 1. СТРУКТУРА СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ОБЪЕМА ПОТРЕБЛЕНИЯ КРУП В ЦЧР, %

Рис 36%
Гречневая крупа 27%
Овсяные хлопья 13%
Манная крупа 8%
Пшенная крупа 7%
Перловая крупа 5%
Другая крупа 4%

Рисунок 2. СТРУКТУРА КРУПЯНОГО РЫНКА РЕГИОНА ПО МАРКАМ, %

«Увелка» 14, 5%
«Стандарт» 13, 7%
«Метака» 12, 1%
«Мистраль» 10, 3%
«Русская каша» 7, 8%
«Сударушкино поле» 5, 3%
«Дары поля» 3, 9%
«Ярмарка» 3, 7%
«Воложка» 2, 3%
«Чудесный край» 2, 2%
ИП Марков 2, 0%
«Агро-Альянс» 1, 8%
«Националь» 1, 8%
«Шебекинские» 1, 6%
«Европа» 1, 3%
ИП Чернышев 1, 1%
Другие марки 14, 9%Источник Статья добавлена Pavel_Mal
25.11.2011 09:40
    • Главная » 
    • Статьи » 
    • Обзор рынка фасованных круп Центрально-Черноземного района

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти
    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение