#1
Ходят слухи, что идея «Магазина Будущего» возникла, когда Лев Хасис (тогда еще генеральный директор Х5 Retail Group) встретил в кулуарах Госдумы главу Роснано Анатолия Чубайса. Топ-менеджеры разговорились о современных технологиях и решили создать совместное предприятие, использующее в своей работе технологии RFID. Однако в Х5 утверждают, что эта история, — скорее одна из многих легенд, которыми успел обрасти проект. Ольга Караева, генеральный директор ООО «Магазин будущего», рассказала Retailer.RU о том, как это было на самом деле.

Задача: разработать и представить бизнес-модель магазина, которая обеспечит привлекательность RFID-технологии в широком масштабе

Сроки: февраль – октябрь 2011 г.

Спикер: Ольга Караева, генеральный директор ООО «Магазин будущего»

Ольга Караева, генеральный директор ООО «Магазин будущего»:

Работы по проектированию магазина на основе RFID-технологий начались в Х5 еще до подписания соглашения с «Роснано» и «Ситроникс». Для руководства компании было очевидно, что мир стоит на пороге автоматической идентификации, а наиболее развитой технологией для этого является RFID. Однако существует ряд препятствий для массового использования этой технологии — дороговизна меток, сбои при считывании с бутылок с жидкостями и фольгированных упаковок.

Однако, по нашему мнению, технические препятствия преодолимы. Прогресс не стоит на месте: если три года назад метка стоила 12 руб, сейчас 4-5 руб, вполне вероятно, в скором времени цена снизится еще больше.

По нашему убеждению, технология RFID должна стать массовой — так же как и штрих-коды быть не отдельной наклейкой, а частью упаковки. Поэтому маркировать товары радиочастотными метками нужно начинать именно на уровне производителя, а не ритейлера. Также необходимо, чтобы работать с этой технологией были способны не только Х5, но и другие сети.

Но прежде чем, начать убеждать кого-то в преимуществах этой технологии, нужно было убедиться самим и создать бизнес-план целевого RFID-магазина.

От сложного к простому

Первым делом мы задали себе вопрос, какие решения на основе RFID мы можем использовать. Также мы начали налаживать контакты другими ритейлерами, которые применяют эту технологию — например, побывали в гостях у Metro Future Store.

Также мы обратились к консалтинговой компании Capgemini, которая хорошо знает ритейл, и с ее помощью создали 15 различных кейсов использования этой технологии в нашей рознице – как на уровне торгового зала, так и склада. В итоге из них было выбрано три: «умная касса», «умная полка» и «умная тележка».

Логистику мы решили пока не трогать, так как эти бизнес-процессы в Х5 автоматизированы на очень высоком уровне, поэтому эффект от внедрения от RFID, например, на складе не был бы таким значимым. Кроме того, радиочастотная идентификация паллет с технической точки зрения проще, чем отдельных единиц товара. Поэтому мы решили начать разработки именно на уровне торгового зала: если наши эксперименты окажутся удачными, перенести этот опыт на логистику не составит труда.

Проанализировав три кейса по внедрению RFID в торговом зале, мы снова решили идти от сложного к простому и разрабатывать такое решение, как «умная касса». Собственно «сложность» заключается в том, что решение должно безошибочно считывать товары в ансамбле, в то время как умная полка и умная корзина имеет дело с единичными товарами.

Лаборатория «на коленке»

На первом этапе нашей задачей было подобрать метки, наиболее подходящие для нашего ассортимента. Для этого мы организовали собственную лабораторию для тестирования (располагается на территории магазина «Перекресток» на Россошанском проезде в Москве). Оборудование для экспериментов, которое представляет собой туннель с ручным приводом, через который пропускается корзина с продуктами, мы собрали, по сути, «в гараже на коленке» — собственными силами. Впоследствии нам стала помогать компания «РСТ-инвент», дочка «Роснано».

Прежде всего мы определились, с какими метками мы будем работать. Дело в том, что разные метки передают сигнал в разных частотных диапазонах. Мы выбрали метки с частотой 868 Гц и наладили контакты с поставщиками меток и оборудования. Собрав все подходящие нам метки (в общей сложности от 17 производителей), мы приступили к тестированию.

Ассортимент супермаркета насчитывает 10 000 –15 000 SKU, и на испытание каждой единицы товара ушли бы годы. Поэтому мы разделили наш ассортимент с точки зрения свойств упаковки на 45 групп и протестировали наиболее сложные товары из каждой группы.

Причем мы тестировали не только продуктовый ассортимент, но и не продуктовый — например, сковородки.

Товары с точки зрения считывания RFID-меток мы разделили на три зоны — «зеленую», «желтую» и «красную». В «зеленой» зоне – те товары, метки на которых считываются в любых по одиночке и в группах. Сюда вошли все продукты, в которых нет большого количества металла. Своим достижением мы считает тот факт, что в «зеленой» зоне также оказались жидкости — вода и масло, которые традиционно считаются сложными для считывания радиосигнала. «Желтая» – промежуточная зона, в которой товары хорошо считываются по одиночке, но в группе один товар иногда может заслонить другой так, что его метка не считается. Например, фольгированная крышечка йогурта может плотно прилечь к другому йогурту и экранировать сигнал его метки. В «красной» зоне проблемы могут возникнуть даже при считывании меток с отдельных товаров. К таким продуктам относится все, что содержится в фольгированной упаковке — например, чипсы, сухарики, орешки и другие снеки, а также такие товаы, как вареная колбаса и некоторые сыры

Сначала мы сканировали товары поодиночке, потом в ансамбле, сравнивая на максимальном каком расстоянии метка читается, и когда прекращается сигнализация. Таким образом мы хотели выбрать лучшие метки, которые будут работать на нашем товаре. А из лучших – самые дешевые. В итоге мы остановились на трех метках. Все они иностранного производства. Метки «Микрон», которые демонстрировались на стенде «Магазин будущего» в ходе форума Rusnanotech 2011, мы еще не успели протестировать в нашей лаборатории.

На стенде Роснано

Летом 2011 г. Х5, «Роснано» и «Ситроникс» решили создать совместное предприятие, которое бы занималось разработкой магазина на основе RFID-технологии. В июле 2011 года ООО «Магазин Будущего» было зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо, в котором «Роснано» и Ситроникс принадлежит по 33, 3%, а X5 Retail Group – 33, 4%.

После подписания соглашения мы приступили к следующему этапу нашего проекта — созданию стенда «Магазин будущего» для IV международного форума по нанотехнологиям Rusnanotech 2011.

К этому моменту мы уже имели три выбранных метки и концептуальное представление о том, как может выглядеть «умная касса». Специалисты «Ситроникса» написали программное обеспечение для стенда. Общей интеграцией занимались сотрудники компании «Магазин Будущего». На стенде «Магазин Будущего» использовались метки производства Alien Technology (США) и «Микрон» (Россия). Оборудование считывания создавалось силами специалистов «Магазина будущего» с использованием RFID считывателей производства компании Impinj (США).

Важно отметить, что решение, которое демонстрировалось на форуме, — не промышленный образец, а всего лишь стенд, сделанный с целью демонстрации функционала. На нем было представлено порядка 100 SKU различных вод и снековой продукции.

Расплатиться за покупку на стенде наличными деньгами нельзя, только баллами программы лояльности сети «Перекресток» или картами бесконтактной оплаты на основе NFC-технологии.

В отличие от стенда, в нашем реальном проекте предполагается, что сканирование и оплата товара будут разделены. Сканирование товара благодаря RFID будет полностью автоматизировано. Для оплаты мы намерены использовать комбинированное решение: часть касс будет терминалом самообслуживания, а часть — с живым кассиром. Либо мы сделаем кнопку вызова человека, который поможет обслужить покупателя-пользователя автомата.

Хотя стенд не предназначался для реального использования, его демонстрация стала для нас большим шагом вперед. В ходе форума к нам приходили поставщики и говорили: «Благодаря вам мы увидели будущее, и хотим стать первыми, кто начнет использовать эту технологию. Давайте мы промаркируем наш товар и будем тестировать его вместе». Это большое достижение, так как, по нашему мнению, в будущем RFID-метки должны маркироваться производителем в зависимости от свойств товара и упаковки. Магазин, вероятнее всего, будет использовать RFID-метки в виде бумажных наклеек по аналогии с используемыми ныне этикетками для весового товара.

Впоследствии часть экспозиции «Магазин будущего», представленной на форуме, разместится на территории Х5. Для магазина «ПеПяКа» будет создано специальное оборудование. Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве в этой области с IBM.

Открытие экспериментального «Магазина будущего» на базе нашего корпоративного магазина «ПеПяКа» запланировано на конец 2012 г. За год нам предстоит подобрать метки ко всем товарам, сделать новые конструкции сканирующего устройства (не только для корзин, но и для тележек), разработать технологии маркировки товаров (например, какие технологии использовать для корпусирования меток для металлических изделий), разработать целевую архитектуру IT-решений и многое другое.

Создав экспериментальный магазин, мы сможем оценить эффекты от внедрения RFID-технологии в рознице, например, на сколько сократятся потери от краж, увеличится производительность труда персонала и упростится контроль за просроченными продуктами.

«Умная полка» или «умная касса»?

Изучая мировой опыт использования RFID, в начале весны 2011 года мы встретились с Франком Шмитом, который разработал решение «умная полка» в Metro Future Store.

Решение представляет собой холодильник с антеннами, размещенный в торговом зале. Подложка мясных продуктов промаркирована RFID, и «умная полка» каждые 10-15 минут анализирует, что оттуда взяли, и отправляет запрос в разделочный цех. Я думаю, что в Х5 тоже будет применяться такое решение.

Такое устройство, как «умная тележка», или «умная корзина», мы, вероятнее всего, делать не будем. Устройства самообслуживания, которые позволяют покупателю сканировать товар, когда он кладет его в корзину, уже существуют, и для их реализации вовсе не нужна технология RFID.

«Магазин Будущего» в цифрах

- Всего с момента создание ООО «Магазин будущего» было потрачено не более 20 млн. руб, включая расходы на консалтинг, оборудование и метки не учитывая затраты внутренних ресурсов.

- В ООО «Магазин будущего» работают 8 сотрудников, в число которых входит генеральный директор, финансовый директор, бухгалтер, юрист и четыре специалиста с техническими компетенциями

- Размер метки от 6 до 20 кв.см.

- Стоимость базового набора RFID-считывателя и 4 антенн — около 2 000 евро.Источник Статья добавлена Pavel_Mal
17.11.2011 12:15

    Информация

    Вы не можете комментировать. Для этого нужно зарегистрироваться или войти

    Прямой эфир



    FoodMarkets.ru © 2008−2024 Пользовательское соглашение