Этот сайт использует "cookies", условия их использования смотрите в Правилах пользования сайтом. Условия обработки данных посетителей сайта и условия их защиты смотрите в Политике конфиденциальности. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, тем самым Вы даете согласие на обработку данных на указанных выше условиях.
С какими проблемами сталкиваются производители натуральных продуктов
#1
И почему на них установились столь высокие цены. Экопроизводители объединяются, фермерских фестивалей и магазинов становится больше: спрос на натуральные продукты растет, но цены не падают
Cемья Ковальских купила 8 га земли на Валдае и переехала туда полтора года назад.
«Мы с женой не стали дожидаться пенсии, чтобы поселиться в домике на озере, — рассказывает Александр Ковальский, в прошлом гендиректор компании “АРТ-Реставрация”, сейчас владелец фермы “На лесной опушке”. — Зарабатывать на жизнь решили фермерским трудом, ведь не только мы хотим питаться натуральными продуктами».
Сегодня у них в хозяйстве пара коней и пара коз, есть кролики и куры. По словам Ковальского, первые шаги для начинающего фермера — один большой клубок проблем.
«Нет ни информации, ни правовой базы, — объясняет он. — Для того чтобы пообщаться с фермерами, поделиться с ними своим опытом и перенять чужой, мы решили вступить в “Экокластер”, объединение производителей экопродукции».
В только что созданный «Экокластер» (www.ecocluster.ru) сейчас входит всего несколько хозяйств, но у его основателей грандиозные планы.
«Мы хотим, чтобы экоуслуги и экопродукты отечественного производства стали доступны для широких слоев населения через наш интернет-портал, сеть наших магазинов, а также через супермаркеты, — заявил 21 сентября на пресс-конференции, посвященной новому проекту, владелец фермы “Коновалово” Александр Коновалов, в прошлом президент компании Edelstar, специализировавшейся на сетевом маркетинге. — Мы организуем транспортно-логистическую систему, которая обеспечит бесперебойную доставку продукции в любой регион России.
Будем проводить обязательную сертификацию хозяйств по европейским стандартам, чтобы нам доверяли, и продавать экопродукцию под одним узнаваемым брендом.
Ведь именно из-за отсутствия всего этого сегодня фермер не может донести до массового потребителя экотовары, спрос на которые намного выше предложения».
Уже в 2012 году, по мнению Коновалова, оборот «Экокластера» составит $6-8 млн.
«Мне бы хотелось, чтобы любой человек мог зайти в наш магазинчик, попросить свежей баранины для шашлыка и, пока мы режем и упаковываем, с комфортом посидеть, выпить кофе, выбрать зелень к мясу, — мечтает Коновалов. — Или повесим наши постеры в крупных офисных центрах, чтобы любой менеджер смог подойти к ним, приложить к QR-коду мобильный и заказать на нашем сайте свежего молока и яиц к вечеру с доставкой на дом».
Объединение открыто и для других предложений, например, договаривается о сотрудничестве с «Азбукой вкуса».
Однако ее задача, по словам руководителя отдела закупок фермерской продукции этой сети Юрия Зубова, просто вернуть на прилавки «продукты, которые ели дедушки и бабушки и вкус которых мы помним с детства».
Рост спроса на фермерские продукты отмечают и другие участники рынка. «Волна пошла года два назад и сейчас достигла апогея, — считает владелец фермы и производитель колбас “Горчичная поляна” Александр Бродовский. — У меня и так было достаточно клиентов, а сейчас уже приходится отказываться от новых предложений по сбыту». Москва полнится магазинами фермерских продуктов, профильными интернет-магазинами и даже отделами в супермаркетах. Только экопродукты от этого не дешевеют.
По мнению основателя проекта LavkaLavka Бориса Акимова, дело в том, что, к сожалению, интерес к фермерским продуктам растет в довольно узкой прослойке населения: «Это люди, готовые тратить на вкусные и экологичные продукты в разы больше, чем в обычном магазине». А редактор издательской группы «Азбука-Аттикус» Дмитрий Зуев просто не видит для себя адекватного предложения. «Я бы с радостью покупал фермерское молоко или овощи, — говорит он. — Я даже искал, где, что и почем можно купить. Признаться, цены меня удивили. Конечно, такие продукты не могут быть альтернативой магазинным. Я готов переплачивать, зная, что ем натуральное, но все же не столько. Разница цен с обычными продуктами в 3-10 раз. В последнее время много говорят о “живых продуктах”, но, по-моему, пока что все это больше похоже на модную забаву».
С рынка на сайт
Агропредприниматель из Липецкой области Евгений Шарихин начинал продавать свою зелень, как и его прабабушка, на московских рынках, но теперь нашел более перспективные источники сбыта. «Пару лет назад начали появляться покупатели, готовые заплатить побольше, только б никуда не ехать в выходные и не толкаться в поисках знакомого продавца, чей товар им нравится», — рассказывает Евгений. В этом году он открыл интернет-магазин «Экозелень» (eco-greens.ru), где укроп в сезон стоит 40 рублей за 100 г, кинза — 50, базилик — 100, а доставка по Москве — 300 рублей. Объемы продаж у него упали, однако доход остался примерно таким же. «На рынке выше риск привезти и не продать, — говорит агропредприниматель. — В позапрошлом году, например, мне пришлось выбросить 80 процентов урожая — жалко! »
Поскольку число покупателей в интернет-магазине растет, в основном благодаря социальным сетям, возвращаться на рынок Шарихин не собирается. «Продажи в моем магазине пока не окупают затрат на выращивание зелени без использования химии, — говорит Шарихин. — Поэтому я активно сотрудничаю с другими интернет-магазинами, поставляю свой продукт в рестораны и специализированные офлайн-магазины». Кроме того, Шарихин вступил в «Экокластер», благодаря которому рассчитывает найти новых клиентов. В ближайшее время он планирует начать выращивать прованские травы (розмарин, майоран, шалфей) в теплицах в 12 км от МКАД. «Конечно, это не так экологично, как в Липецкой области под открытым небом, — поясняет агропредприниматель, — зато теплицы в Подмосковье — хорошая площадка для наших новых проектов. Мы готовы принимать там покупателей, которые смогут не только приобрести зелень дешевле, чем с доставкой на дом, но еще и с удовольствием провести там три-четыре часа всей семьей: посмотреть, как мы выращиваем травы, послушать рассказы о них и покопаться в земле».
Вообще открыть интернет-магазин с доставкой и принять у себя покупателей, чтобы продемонстрировать экологичность хозяйства, для нынешних фермеров — хороший тон. «Жаль только, что покупатели не так часто хотят проверить, что и как мы выращиваем и производим, — сетует Александр Бродовский из “Горчичной поляны”, — всего процентов десять, остальные просто доверяют своему вкусу. На мой взгляд, ответственный подход покупателя обязателен в наших условиях, когда в стране все фермы новые, когда у нас нет конкурирующих друг с другом организаций, сертифицирующих экопродукцию. В одной Германии таких больше 25». По словам Натальи Галечьян из Санкт-Петербургского экологического союза, еще десять лет назад разработавшего систему добровольной экологической сертификации продукции «Листок жизни», это направление развивается в России не очень успешно: и заявок не так много, и 90% решивших пройти сертификацию не могут предоставить всей документации от госорганов, без которой заявка не рассматривается. Кроме того, в России нет даже единой системы сертификации и стандартов качества экологически безопасной продукции, добавляет Коновалов.
Место встречи
Познакомиться с фермером, никуда не выезжая из Москвы, сегодня можно на тематических фестивалях, ближайший из которых пройдет 30 сентября — 2 октября на Дорогомиловском рынке (организатор — конвивиум Slow Food Ulitka, российское отделение международной экогастрономической ассоциации Slow Food). Предыдущий — «Праздник урожая» на «Стрелке», организованный LavkaLavka, — состоялся 25 сентября. Фермеры попадают на такие фестивали не случайно: обычно организаторы предварительно знакомятся и с ними, и с их продуктами, и с их хозяйством. «Фестиваль для нас прежде всего место встречи людей, которым небезразлично, чем питаться, — старых друзей и новой аудитории», — поясняет Борис Акимов. Возможно, поэтому ярмарка на «Стрелке» больше похожа на встречу старых знакомых: продавцы с покупателями обнимаются и демонстрируют новорожденных детей, между делом наполняя бумажные пакеты молодым сыром, ярким латуком и копчеными гусями. Одиноко выглядел лишь лоток с овощами по 170-180 рублей за экологически чистую картошку и болгарский перец. «Цены, конечно, гораздо выше рыночных, — говорит инженер Елена Савинская, узнавшая о “Празднике урожая” в интернете и решившая купить здесь сыр с травами, который понравился и не удивил ценой: 1130 рублей за килограмм. — Зато здесь нет перекупщиков и точно знаешь: калмыцкую баранину привезли из Калмыкии, а не из Новой Зеландии, а тушки голубей действительно голубиные».
«Симпатичные магазины фермерских продуктов с качественной едой и не очень высокой ценой, как в Европе, появляются в России лишь в маленьких городах, где невысокая аренда и есть неподалеку фермер, — рассказывает Акимов. — Я сам был в одном таком в Переславле. В Москве такая история в ближайшем будущем невозможна».
При этом магазины в Москве растут как грибы: меньше года назад на Рублевке открылся «Амбар», 24 августа в торговом центре «Капитолий на Вернадского» появился магазин «Капитолий Органик». В планах компании «Кофе интернешнел групп», открывшей в июне первый магазин «Хлеб и молоко. Фермерские продукты», расширить торговую сеть к концу года до 40 магазинов в Москве.
«На практике этот проект оказался успешнее, чем мы рассчитывали, — поясняет директор по маркетингу компании Никита Житлов. — Люди готовы платить 70 рублей за батон вкусного хлеба и свыше 100 рублей за литр настоящего молока».
По словам Бродовского, на фоне растущего спроса на фермерские продукты производителей больше не становится, поэтому пока не стоит ждать снижения цен. «Из-за нехватки кормов в этом году у меня уменьшится поголовье свиней, — рассказывает он, — а моя ферма до сих пор не вышла на окупаемость. Конкурентов у меня нет, поэтому придется повышать цены, как это ни печально для покупателей».Источник
Статья добавлена Pavel_Mal 30.09.2011 06:11
Cемья Ковальских купила 8 га земли на Валдае и переехала туда полтора года назад.
«Мы с женой не стали дожидаться пенсии, чтобы поселиться в домике на озере, — рассказывает Александр Ковальский, в прошлом гендиректор компании “АРТ-Реставрация”, сейчас владелец фермы “На лесной опушке”. — Зарабатывать на жизнь решили фермерским трудом, ведь не только мы хотим питаться натуральными продуктами».
Сегодня у них в хозяйстве пара коней и пара коз, есть кролики и куры. По словам Ковальского, первые шаги для начинающего фермера — один большой клубок проблем.
«Нет ни информации, ни правовой базы, — объясняет он. — Для того чтобы пообщаться с фермерами, поделиться с ними своим опытом и перенять чужой, мы решили вступить в “Экокластер”, объединение производителей экопродукции».
В только что созданный «Экокластер» (www.ecocluster.ru) сейчас входит всего несколько хозяйств, но у его основателей грандиозные планы.
«Мы хотим, чтобы экоуслуги и экопродукты отечественного производства стали доступны для широких слоев населения через наш интернет-портал, сеть наших магазинов, а также через супермаркеты, — заявил 21 сентября на пресс-конференции, посвященной новому проекту, владелец фермы “Коновалово” Александр Коновалов, в прошлом президент компании Edelstar, специализировавшейся на сетевом маркетинге. — Мы организуем транспортно-логистическую систему, которая обеспечит бесперебойную доставку продукции в любой регион России.
Будем проводить обязательную сертификацию хозяйств по европейским стандартам, чтобы нам доверяли, и продавать экопродукцию под одним узнаваемым брендом.
Ведь именно из-за отсутствия всего этого сегодня фермер не может донести до массового потребителя экотовары, спрос на которые намного выше предложения».
Уже в 2012 году, по мнению Коновалова, оборот «Экокластера» составит $6-8 млн.
«Мне бы хотелось, чтобы любой человек мог зайти в наш магазинчик, попросить свежей баранины для шашлыка и, пока мы режем и упаковываем, с комфортом посидеть, выпить кофе, выбрать зелень к мясу, — мечтает Коновалов. — Или повесим наши постеры в крупных офисных центрах, чтобы любой менеджер смог подойти к ним, приложить к QR-коду мобильный и заказать на нашем сайте свежего молока и яиц к вечеру с доставкой на дом».
Объединение открыто и для других предложений, например, договаривается о сотрудничестве с «Азбукой вкуса».
Однако ее задача, по словам руководителя отдела закупок фермерской продукции этой сети Юрия Зубова, просто вернуть на прилавки «продукты, которые ели дедушки и бабушки и вкус которых мы помним с детства».
Рост спроса на фермерские продукты отмечают и другие участники рынка. «Волна пошла года два назад и сейчас достигла апогея, — считает владелец фермы и производитель колбас “Горчичная поляна” Александр Бродовский. — У меня и так было достаточно клиентов, а сейчас уже приходится отказываться от новых предложений по сбыту». Москва полнится магазинами фермерских продуктов, профильными интернет-магазинами и даже отделами в супермаркетах. Только экопродукты от этого не дешевеют.
По мнению основателя проекта LavkaLavka Бориса Акимова, дело в том, что, к сожалению, интерес к фермерским продуктам растет в довольно узкой прослойке населения: «Это люди, готовые тратить на вкусные и экологичные продукты в разы больше, чем в обычном магазине». А редактор издательской группы «Азбука-Аттикус» Дмитрий Зуев просто не видит для себя адекватного предложения. «Я бы с радостью покупал фермерское молоко или овощи, — говорит он. — Я даже искал, где, что и почем можно купить. Признаться, цены меня удивили. Конечно, такие продукты не могут быть альтернативой магазинным. Я готов переплачивать, зная, что ем натуральное, но все же не столько. Разница цен с обычными продуктами в 3-10 раз. В последнее время много говорят о “живых продуктах”, но, по-моему, пока что все это больше похоже на модную забаву».
С рынка на сайт
Агропредприниматель из Липецкой области Евгений Шарихин начинал продавать свою зелень, как и его прабабушка, на московских рынках, но теперь нашел более перспективные источники сбыта. «Пару лет назад начали появляться покупатели, готовые заплатить побольше, только б никуда не ехать в выходные и не толкаться в поисках знакомого продавца, чей товар им нравится», — рассказывает Евгений. В этом году он открыл интернет-магазин «Экозелень» (eco-greens.ru), где укроп в сезон стоит 40 рублей за 100 г, кинза — 50, базилик — 100, а доставка по Москве — 300 рублей. Объемы продаж у него упали, однако доход остался примерно таким же. «На рынке выше риск привезти и не продать, — говорит агропредприниматель. — В позапрошлом году, например, мне пришлось выбросить 80 процентов урожая — жалко! »
Поскольку число покупателей в интернет-магазине растет, в основном благодаря социальным сетям, возвращаться на рынок Шарихин не собирается. «Продажи в моем магазине пока не окупают затрат на выращивание зелени без использования химии, — говорит Шарихин. — Поэтому я активно сотрудничаю с другими интернет-магазинами, поставляю свой продукт в рестораны и специализированные офлайн-магазины». Кроме того, Шарихин вступил в «Экокластер», благодаря которому рассчитывает найти новых клиентов. В ближайшее время он планирует начать выращивать прованские травы (розмарин, майоран, шалфей) в теплицах в 12 км от МКАД. «Конечно, это не так экологично, как в Липецкой области под открытым небом, — поясняет агропредприниматель, — зато теплицы в Подмосковье — хорошая площадка для наших новых проектов. Мы готовы принимать там покупателей, которые смогут не только приобрести зелень дешевле, чем с доставкой на дом, но еще и с удовольствием провести там три-четыре часа всей семьей: посмотреть, как мы выращиваем травы, послушать рассказы о них и покопаться в земле».
Вообще открыть интернет-магазин с доставкой и принять у себя покупателей, чтобы продемонстрировать экологичность хозяйства, для нынешних фермеров — хороший тон. «Жаль только, что покупатели не так часто хотят проверить, что и как мы выращиваем и производим, — сетует Александр Бродовский из “Горчичной поляны”, — всего процентов десять, остальные просто доверяют своему вкусу. На мой взгляд, ответственный подход покупателя обязателен в наших условиях, когда в стране все фермы новые, когда у нас нет конкурирующих друг с другом организаций, сертифицирующих экопродукцию. В одной Германии таких больше 25». По словам Натальи Галечьян из Санкт-Петербургского экологического союза, еще десять лет назад разработавшего систему добровольной экологической сертификации продукции «Листок жизни», это направление развивается в России не очень успешно: и заявок не так много, и 90% решивших пройти сертификацию не могут предоставить всей документации от госорганов, без которой заявка не рассматривается. Кроме того, в России нет даже единой системы сертификации и стандартов качества экологически безопасной продукции, добавляет Коновалов.
Место встречи
Познакомиться с фермером, никуда не выезжая из Москвы, сегодня можно на тематических фестивалях, ближайший из которых пройдет 30 сентября — 2 октября на Дорогомиловском рынке (организатор — конвивиум Slow Food Ulitka, российское отделение международной экогастрономической ассоциации Slow Food). Предыдущий — «Праздник урожая» на «Стрелке», организованный LavkaLavka, — состоялся 25 сентября. Фермеры попадают на такие фестивали не случайно: обычно организаторы предварительно знакомятся и с ними, и с их продуктами, и с их хозяйством. «Фестиваль для нас прежде всего место встречи людей, которым небезразлично, чем питаться, — старых друзей и новой аудитории», — поясняет Борис Акимов. Возможно, поэтому ярмарка на «Стрелке» больше похожа на встречу старых знакомых: продавцы с покупателями обнимаются и демонстрируют новорожденных детей, между делом наполняя бумажные пакеты молодым сыром, ярким латуком и копчеными гусями. Одиноко выглядел лишь лоток с овощами по 170-180 рублей за экологически чистую картошку и болгарский перец. «Цены, конечно, гораздо выше рыночных, — говорит инженер Елена Савинская, узнавшая о “Празднике урожая” в интернете и решившая купить здесь сыр с травами, который понравился и не удивил ценой: 1130 рублей за килограмм. — Зато здесь нет перекупщиков и точно знаешь: калмыцкую баранину привезли из Калмыкии, а не из Новой Зеландии, а тушки голубей действительно голубиные».
«Симпатичные магазины фермерских продуктов с качественной едой и не очень высокой ценой, как в Европе, появляются в России лишь в маленьких городах, где невысокая аренда и есть неподалеку фермер, — рассказывает Акимов. — Я сам был в одном таком в Переславле. В Москве такая история в ближайшем будущем невозможна».
При этом магазины в Москве растут как грибы: меньше года назад на Рублевке открылся «Амбар», 24 августа в торговом центре «Капитолий на Вернадского» появился магазин «Капитолий Органик». В планах компании «Кофе интернешнел групп», открывшей в июне первый магазин «Хлеб и молоко. Фермерские продукты», расширить торговую сеть к концу года до 40 магазинов в Москве.
«На практике этот проект оказался успешнее, чем мы рассчитывали, — поясняет директор по маркетингу компании Никита Житлов. — Люди готовы платить 70 рублей за батон вкусного хлеба и свыше 100 рублей за литр настоящего молока».
По словам Бродовского, на фоне растущего спроса на фермерские продукты производителей больше не становится, поэтому пока не стоит ждать снижения цен. «Из-за нехватки кормов в этом году у меня уменьшится поголовье свиней, — рассказывает он, — а моя ферма до сих пор не вышла на окупаемость. Конкурентов у меня нет, поэтому придется повышать цены, как это ни печально для покупателей».Источник Статья добавлена Pavel_Mal
30.09.2011 06:11